г. Владимир |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А11-5485/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.06.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Е.А.,
судей Богуновой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-Коммунальная служба "Алдега"
на решение Арбитражного суда Владимирской области
от 25.01.2023 по делу N А11-5485/2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хартия" (ИНН 7703770101, ОГРН 1127746462250) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-Коммунальная служба "Алдега" (ИНН 3301029129, ОГРН 1113339003821) о взыскании 1 683 253 руб. 40 коп,
при участии представителя
от истца: Малышевой Т.В., доверенность от 01.08.2022 N 102-1/Ю-2022, диплом от 01.02.2007 N 15826,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хартия" (далее - ООО "Хартия", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-Коммунальная служба "Алдега" (далее - ООО "ЖКС "Алдега", ответчик) о взыскании 1 683 253 руб. 40 коп. долга за оказанные с 01.04.2021 по 28.02.2022 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по договору от 23.12.2019 N 334ВЛ/А/2019.
Решением от 25.01.2023 суд удовлетворил исковое требование.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЖКС "Алдега" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал на несогласие с размером задолженности, отметив, что не является потребителем спорной услуги, а только посредником между потребителями и региональным оператором. Собственники не оплачивают в полном объеме квитанции, где отдельной строкой указана услуга по вывозу ТКО. Кроме того, при установлении суммы задолженности не учтено платежное поручение от 14.11.2022 N 803, что существенно нарушает права ответчика, поскольку сумма долга является неверной.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 17.02.2023.
ООО "Хартия" в возражениях от 25.04.2023 и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 269, 270 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела ООО "Хартия" (региональный оператор) и ООО "ЖКС "Алдега" (потребитель) заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 23.12.2019 N 334ВЛ/А/2019 (далее - договор), в силу пункта 1 которого по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Владимирской области в сфере обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Владимирской области, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Наименование, адрес и категория объекта потребителя, объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно Приложению N 1 к договору (пункт 2 договора).
Способ складирования ТКО: в контейнеры/бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках и (или) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 3 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.12.2019 (пункт 4 договора).
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, равной единому тарифу на услугу регионального оператора, утвержденному в установленном порядке (пункт 5 договора).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 6 договора).
Договор заключается на срок по 31.12.2019 (включительно), а в части оплаты до полного исполнения обязательств. Договор считается продленным на следующий календарный год на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях. Договор может продлеваться не более чем до 31.12.2028 (пункты 26, 27 договора).
Стороны также подписали дополнительное соглашение от 27.03.2021 N 16 к договору, в силу пункта 1 которого договорились внести изменения в Приложение N 1 к договору в части количества проживающих в многоквартирных домах г. Александрова по следующим адресам: ул. Горького, д. 7, корп. 1; ул. Горького, д. 9; ул. Красный переулок, д. 23; ул. Свердлова, д. 41; ул. Терешковой, д. 6/2; ул. Терешковой, д. 15/2; ул. Ческа Липа, д. 4.
В пункте 2 дополнительного соглашения к договору стороны договорились утвердить Приложение N 1 в новой редакции (Приложение к дополнительному соглашению).
Дополнительное соглашение вступает в силу с 01.04.2021 (пункт 3 дополнительного соглашения).
Во исполнение своих обязательств истец с 01.04.2021 по 28.02.2022 по актам оказания услуг от 30.04.2021 N 12821, от 31.05.2021 N 17057, от 30.06.2021 N 21487, от 31.07.2021 N 26699, от 31.08.2021 N 30060, от 30.09.2021 N 35723, от 31.10.2021 N 39639, от 30.11.2021 N 44917, от 31.12.2021 N 49144, от 31.01.2022 N 3855, от 28.02.2022 N 7945 оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на сумму 2 250 194 руб. 90 коп.
Ответчик оказанные услуги в полном объеме и своевременно не оплатил.
По расчету истца долг составляет 1 683 253 руб. 40 коп.
В претензии от 25.04.2022 N 729 истец предложил ответчику оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО "Хартия" с соответствующим иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 (пункт 1) ГК РФ).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия, осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Под услугами понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности (пункт 1 статьи 779, пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
На основании части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (часть 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (часть 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 настоящих Правил.
При этом под потребителем понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2016 N 505 (далее - Правила N 505) определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержаться в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Таким образом, Правилами N 1156 и N 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
При этом в пункте 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем - по нормативам накопления.
Коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с третьим абзацем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил N 505).
Факт оказания истцом с 01.04.2021 по 28.02.2022 услуг ответчику подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актами оказания услуг.
В связи с частичной оплатой ответчиком долга по расчету истца стоимость оказанных, но не оплаченных услуг составляет 1 683 253 руб. 40 коп.
В свою очередь ответчик не представил доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства; заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором. Также ответчик не представил акты о нарушении истцом обязательств по договору, право составления которых предусмотрено договором.
Таким образом, суд верно установил, что истец оказал услуги по вывозу ТКО, а ответчик принял эти услуги.
Доказательства, опровергающие сведения истца об объеме, стоимости оказанных услуг в спорный период, размере задолженности ответчика перед истцом и ее оплаты в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требования истца в сумме 1 683 253 руб. 40 коп.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с суммой долга ввиду его частичной оплаты, рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и установленным по делу фактическим обстоятельствам. При этом истцом учтены все оплаты ответчика, в связи с чем требования были уточнены до итоговой, взысканной судом суммы. Ссылка заявителя жалобы на платежное поручение от 14.11.2022 N 803 (л.д. 77) не может быть принята во внимание, поскольку согласно назначению платежа оплата произведена по счету-фактуре от 28.02.2021 N 57566, то есть за февраль 2021 года, который не входит в спорный период. Вместе с тем, как пояснил представитель истца и не опроверг ответчик, каких-либо изменений назначения платежа, либо заявлений о зачете данной суммы в счет уплаты за другой период в адрес ООО "Хартия" не поступало. Таких доказательств материалы дела также не содержат.
Указание заявителя жалобы на то, что он не является потребителем спорной услуги, а только посредником между потребителями (собственниками), которые не оплачивают в полном объеме квитанции за услуги по вывозу ТКО, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются, поскольку не имеют правового значения для существа рассматриваемого спора. То обстоятельство, что потребители (собственники) не оплачивают/несвоевременно оплачивают услуги по вывозу ТКО управляющей организации, не освобождает ответчика, как исполнителя коммунальных услуг в рассматриваемом случае, от обязанности оплачивать региональному оператору оказанные услуги в установленный договором срок.
Все иные доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы также проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ и получили надлежащую правовую оценку, изложенную в обжалуемом судебном акте.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого по делу судебного акта суд апелляционной инстанции не установил каких-либо нарушений со стороны суда первой инстанции и полностью согласился с оценкой представленных в дело доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.01.2023 по делу N А11-5485/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-Коммунальная служба "Алдега" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Новикова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-5485/2022
Истец: ООО "ХАРТИЯ"
Ответчик: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА" АЛДЕГА"