г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А56-41563/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Турлапова О.Н. по доверенности от 16.08.2022,
от ответчика: Черная Н.В. по доверенности от 22.06.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11145/2023) публичного акционерного общества "Выборгский судостроительный завод" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2023 по делу N А56-41563/2022, принятое по иску Государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" к публичному акционерному обществу "Выборгский судостроительный завод"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" (истец, Предприятие, Водоканал) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу "Выборгский судостроительный завод" (ответчик, Общество, ПАО "ВСЗ") о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 4 011 708,48 рублей, пени в размере 182 445,16 рублей за период с 25.02.2022 по 31.10.2022, пени на сумму задолженности в размере 4 011 708,48 рублей, неустойку по день фактического погашения задолженности.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2023 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить.
В обоснование жалобы указано на то, что в своей работе ответчик использует собственную аккредитованную лабораторию, и проведенными исследованиями отбора проб подтверждено отсутствие негативного воздействия на ЦСВ в спорный период.
Кроме того, оспаривая решение, Общество говорит о том, что неустойка неправомерно начислена за период действия моратория, введенного постановлением Правительства N 497.
В отзыве истец просит решение оставить без изменения, указывая на то, что всем доводам стороны дана надлежащая правовая оценка.
В судебном заседании позиции поддержаны.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.02.2020 между государственным унитарным предприятием "Водоканал Ленинградской области" и публичным акционерным обществом "Выборгский судостроительный завод" заключен договор N Вбг-ПЧ-2019/20-ВК/161/20-ВСЗ холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с п. 1 которого организация ВКХ обязуется подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а также осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором.
18.10.2020 представители истца в присутствии представителя абонента произвели отбор проб сточных вод с целью осуществления контроля за составом сбрасываемых абонентом стоков, о чем составлен акт отбора проб сточных вод от 18.10.2020 N 1520-131021.
По результатам анализа отобранных проб, в сточных водах Ответчика установлены и зафиксированы превышения максимально допустимых значений концентраций по водородному показателю.
Уведомлением от 26.10.2021 N 1167/ВБ N исх-31737/2021 Истец уведомил Ответчика о результатах проведенного года отбора проб сточных вод Ответчика, приложив к уведомлению выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод.
На основании результатов исследования проб, отраженных в протоколе от 25.10.2021 N 2381.05.21-х истец произвел начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и выставил ответчику для оплаты:
- счет на оплату N ВДКП-014946 от 15.11.2021 за октябрь 2021 года в размере 1 585 063,58 рублей;
- счет на оплату N ВДКП-016489 от 17.12.2021 за ноябрь 2021 года в размере 2 678 251,68 рублей.
- счет на оплату N ВДКП-000018 от 18.01.2022 за декабрь 2021 г. в размере 1 333 456,80 рублей.
Всего на сумму 5 596 772 руб.06 коп.
Претензией от 01.02.2022 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность. Ответчик частично оплатил задолженность в размере 1 585 063,58 рублей. В остальной части задолженность не оплачена, что послужило основанием для обращения Предприятия в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции требования удовлетворил в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов, изложенных судом в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 111 и 113 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
На основании подпунктов "ж", "и" пункта 35 Правил N 644, абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, разработанного по форме согласно приложению N 1 (2), и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, разработанного по форме согласно приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
В разделе VII Правил N 644 установлен порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентом сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644 значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Материалами дела подтверждено, что по результатам контроля сточных вод ПАО "ВСЗ", проводимого ГУП "Леноблводоканал" при участии представителя Абонента, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 Правил. Сторонами составлен акт N 1520-131021 от 18.10.2021, который подписан ответчиком без возражений.
В соответствии с п. 123 Правил N 644, в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле, предусмотренной п. 123 Правил.
Согласно пункту 6 Правил N 728 периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета (Пункт 119 Правил N 644).
Как указано выше, согласно пункту 123 Правила N 644 в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по указанной в данном пункте формуле.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен ГУП "Леноблводоканал" в соответствии с данной формулой, ответчиком не оспорен по размеру.
Разделом VII Правил N 644 установлено, что результаты, полученные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод используются организацией, осуществляющей водоотведение в период с начала календарного месяца, в котором был осуществлен контроль состава и свойств сточных вод, до следующего отбора проб сточных вод (если он был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца.
Отбор проб сточных вод ответчика был произведен 18.10.2021. Таким образом, объем сточных вод, необходимый для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведение правомерно определен истцом за октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года.
В соответствии с пунктами 119, 123 и 195 Правил N 644 начисление и прекращение начисления платы за сброс сточных вод с превышением нормативов загрязняющих веществ может осуществляться только на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, либо декларации, поданной абонентом.
Порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, установлен в Правилах N 728.
Согласно пункту 5 Правил N 728 организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляются плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод.
Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще одного раза в календарный месяц и реже одного раза в календарный год (за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта) (пункт 6 Правил N 728).
В пункте 7 Правил N 728 перечислены случаи, в которых внеплановый контроль состава и свойств сточных вод может быть проведен.
Согласно указанной норме, проведение внепланового контроля состава и свойств сточных вод в случае выявления несоответствия фактических показателей состава и свойств сточных вод нормативам осуществляется на усмотрение организации ВКХ и, является правом, а не обязанностью для такой организации.
Само по себе выраженное абонентом несогласие с выявленной истцом по результатам исследования отобранной пробы концентрацией загрязняющих веществ и предположения абонента о не характерности такой концентрации для сточных вод Общества, не является основанием для проведения Водоканалом внеплановой проверки.
Случаи, при которых внеплановый контроль состава и свойств сточных вод должен быть проведен вне зависимости от усмотрения организации ВКХ, определены в пункте 8 Правил 728.
Судом верно установлено, что перечисленные в п. 8 Правил N 728 случаи при отборе сточных вод Общества 18.10.2021, не установлены.
Ссылка на то, что протоколами аналитической санитарно-промышленной лаборатории ПАО "ВСЗ" от 08.12.2021, 21.12.2021, превышения по водородному показателю в сточных водах не выявлены, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Сброс абонентом сточных вод с превышением нормативов загрязняющих веществ не всегда приводит к немедленным видимым негативным последствиям (вреду), которые могут проявиться или не проявиться в зависимости от сочетания множества условий, что осложняет возможность точного определения размера реально понесенных расходов, связанных со сверхнормативным сбросом сточных вод, поэтому размер взимаемой платы может быть определен лишь по формулам, утвержденным нормативными правовыми актами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2015 N АПЛ15-216).
Предписания нормативных положений направлены не только на компенсацию расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства, но и на соблюдение абонентом требований к составу отводимых сточных вод, установленных законодательством Российской Федерации, и в случае, если сточные воды содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу центральной системы водоотведения, на компенсирование расходов, связанных с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с Правилами N 644 для расчета и взыскания платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения достаточно выявленного факта нарушения требований к составу и свойствам сточных вод.
В рассмотренном случае факт сброса Обществом сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ подтвержден представленными истцом в материалы дела актом отбора проб воды от 18.10.2021 N 1520-131021 и протоколом результатов анализа от 25.10.2021 N 2381.05.21-х и не оспорен ответчиком. Возражений относительно порядка отбора спорных проб сточных вод или результатов лабораторных исследований Общество в установленном порядке не заявило, правом на исследование параллельной пробы не воспользовалось.
Основания для учета результатов внепланового контроля проб сточных вод, отобранных 23.11.2021 и 14.12.2021 ПАО "ВСЗ", при расчете сумм платежей Общества за ноябрь и декабрь 2021 года отсутствуют.
Контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод (часть 1 статьи 30.3 Закона N 416-ФЗ), данной организацией является истец.
Результат (протокол) исследований пробы сточных вод, отобранной абонентом или уполномоченной им организацией, не может являться допустимым доказательством отсутствия нарушений (ввиду того, что на анализ в аккредитованную лабораторию абонент может передать любую воду, в том числе питьевую, разбавленную и т.д., может пригласить лабораторию в назначенное абонентом время и умышленно прекратить сброс загрязненных сточных вод на период отбора).
С учетом изложенного, поскольку истцом доказаны обстоятельства, на которые он ссылался при обращении в суд, при этом доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено, иск в части основного долга правомерно признан подлежащим удовлетворению.
Истцом заявлены требования о взыскании пени в размере с учетом уточнения по состоянию на 31.10.2022 года в размере 182 445,16 рублей.
Требование также правомерно удовлетворено по правилам статей 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6.2 ст. 14 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Вопреки позиции в апелляционной жалобе, расчет неустойки за период с 25.02.2020 по 31.10.2022 на сумму 182 445,16 рублей, произведен с учетом введенного постановлением Правительства N 497 от 28.03.2022 моратория. Начисления на период с 01.04.2022 по 01.10.2022 не производились.
Как указал суд, требование о продолжении начисления пени с 01.11.2022 по день фактической оплаты долга признан судом соответствующим разъяснениям, данным в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", подлежащим удовлетворению.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без изменения содержания судебного акта по существу, исправить допущенную судом первой инстанции опечатку в резолютивной части в дате, с которой продолжено начисление неустойки по день фактической уплаты долга - 01.11.2022, поскольку судом ошибочно указан только год - 2022.
Данная ошибка носит явный технический характер, в силу чего, в целях соблюдения процессуальной экономии сроков, исправлена судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 179, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2023 по делу N А56-41563/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исправить опечатку в резолютивной части решения, читать ее следующим образом:
Взыскать с публичного акционерного общества "Выборгский судостроительный завод" в пользу Государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" 4 011 708,48 рублей долга, 182 445,16 рублей неустойки, пени на сумму задолженности в размере 4 011 708,48 рублей, а также неустойку, начиная с 01.11.2022 по день фактического погашения задолженности, и 53 356,00 рублей расходов по оплате госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41563/2022
Истец: ГУП "Водоканал Ленинградской области"
Ответчик: ПАО "ВЫБОРГСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"