г. Хабаровск |
|
05 июня 2023 г. |
А04-207/2023 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иноземцева И.В.
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс
на решение от 31.03.2023
по делу N А04-207/2023
Арбитражного суда Амурской области
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс (ОГРН: 1022800875987, ИНН: 2806000480, адрес: 676790, Амурская область, пгт Прогресс, ул. Пушкина, д. 7)
к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (ОГРН: 1092813000653, ИНН: 2806007037, адрес: 676770, Амурская область, г. Райчихинск, ул. Милицейская, д. 24, оф. 207)
о взыскании 99 231, 30 руб.
УСТАНОВИЛ:
администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (далее - ООО "СМУ", ответчик) о взыскании:
- неустойки в размере 16 478, 70 руб. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021 по муниципальному контракту от 03.08.2020 N 60,
- неустойки в размере 16 877, 10 руб. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021, по муниципальному контракту от 03.08.2020 N 62,
- неустойки в размере 17 396, 40 руб. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021, по муниципальному контракту от 03.08.2020 N 64,
- неустойки в размере 16 758 руб. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021, по муниципальному контракту от 03.08.2020 N 65,
- неустойки в размере 17 356, 50 руб. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021, по муниципальному контракту от 04.08.2020 N 67,
- неустойки в размере 14 364 руб. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021, по муниципальному контракту от 04.08.2020 N 68.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 19.01.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По результатам рассмотрения дела Арбитражным судом Амурской области в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ 25.04.2022 вынесена и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" резолютивная часть решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
При подаче апелляционной жалобы Арбитражным судом Амурской области 31.03.2023 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что обязательства ответчика по сдачи объектов недвижимости по контрактам исполнены 30.12.2021, т.е. в последний финансовый день финансового 2021 года, в связи с этим не имеется оснований для списания суммы неустойки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве". Ответчику предложено не позднее 11.05.2023 представить в апелляционный суд мотивированный отзыв по каждому доводу апелляционной жалобы с приложением документа, подтверждающего направление отзыва заявителю жалобы.
Ответчиком в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
На основании статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по истечении срока, установленного в определении апелляционного суда единолично судьей без вызова сторон и по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между администрацией (заказчик) и ООО "СМУ" (поставщик) в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по результатам аукциона, на основании протоколов рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заключены следующие муниципальные контракты N 60, N 62, N 64, N 65 от 03.08.2020, а также N 67, N 68 от 04.08.2020.
Предметом вышеуказанных муниципальных контрактов является приобретение в собственность муниципального образования рабочего поселка (пгт) Прогресс недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда рабочего поселка" (пгт) Прогресс, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства".
Согласно пункту 2.1 контрактов их цена составляет:
2 354 100 руб. - по муниципальному контракту от 03.08.2020 N 60;
2 411 100 руб. - по муниципальному контракту от 03.08.2020 N 62;
2 484 200 руб. - по муниципальному контракту от 03.08.2020 N 64;
2 394 000 руб. - по муниципальному контракту от 03.08.2020 N 65;
2 479 500 руб. - по муниципальному контракту от 04.08.2020 N 67;
2 052 000 руб. - по муниципальному контракту от 04.08.2020 N 68.
Едиными условиями главы 3 контрактов срок на приобретение объектов недвижимости составляет до 30.11.2021.
Пунктом 5.2 контрактов предусмотрено, что приемка объекта недвижимости и оформление результатов приемки осуществляется заказчиком в течение 10 рабочих дней с момента получения заказчиком подписанного со стороны поставщика акта приема-передачи объектов недвижимости, кадастровых (технических) паспортов отдельно на каждый объект недвижимости, разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, и иных документов, необходимых для регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости, согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно пунктам 5.4 контрактов при приемке объектов недвижимости заказчик проверяет соответствие их качества, технического состояния и иных характеристик требованиям, установленным в контракте, спецификации (приложение N 1), а также соответствие, полноту и правильность оформления документов, необходимых для государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости.
В силу пунктов 7.2 и 7.3.1 контрактов в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства, обязательства предусмотренного пунктом 8.3. контракта) предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В силу пунктов 7.2 и 7.3.2 контракта предусмотрена, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом (в том числе обязательства, предусмотренного пунктом 8.3. контракта), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой, действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
По материалам дела установлено, что срок исполнения обязательств по сдачи объектов недвижимости по контрактам ответчиком нарушен.
Учитывая факт просрочки исполнения обязательства ответчиком, истцом начислена неустойка по контрактам, а именно:
- в размере 16 478, 70 руб. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021 по муниципальному контракту от 03.08.2020 N 60;
- в размере 16 877, 10 руб. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021 по муниципальному контракту от 03.08.2020 N 62;
- в размере 17 396, 40 руб. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021 по муниципальному контракту от 03.08.2020 N 64;
- в размере 16 758 руб. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021 по муниципальному контракту от 03.08.2020 N 65;
- в размере 17 356, 50 руб. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021 по муниципальному контракту от 04.08.2020 N 67;
- в размере 14 364 руб. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021 по муниципальному контракту от 04.08.2020 N 68.
В досудебном порядке спор не урегулирован, что послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ), общими нормами Гражданского кодекса об исполнении обязательств.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.
Согласно статье 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
На основании статьи 531 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 ГК РФ.
Материалами дела подтвержден факт просрочки исполнения обязательства ответчиком, неустойка начислена правомерно.
Ответчиком данный факт не оспорен.
Вместе с тем, в силу части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.04.2018 N 108-ФЗ) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783), которыми определен порядок и случаи осуществления заказчиком списания сумм таких неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с Правилами N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015, 2016, 2020, 2021 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В силу положений части 6.1 статьи 34, части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ и указанных Правил N 783 правила о списании неустоек носят императивный характер, соответственно, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью государственного (муниципального) заказчика и не зависит от его волеизъявления.
Правомерно начисленная неустойка по контрактам не превышает 5 процентов цены контрактов.
В силу пункта 11 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Согласно данному пункту Правил начисление в рассматриваемом деле неустойки за нарушение, допущенное в 2021 году, не препятствует применению указанных Правил и списанию неустойки, учитывая, что фактическое завершение исполнения контракта было 28.12.2021, что подтверждается актом-заключения приемочной комиссии.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил N 783, если в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Согласно подпункту пункта 8 Правил N 783 при наличии оснований и документов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, заказчик в течение 10 дней со дня осуществления сверки расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) оформляет решение о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней).
Следовательно, предусмотренная частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ мера государственной поддержки должна быть к ответчику применена.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
В этой связи оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Решение суда, принято при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, и норм материального права, отмене не подлежит.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 258, 268 -272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.03.2023 по делу N А04-207/2023 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции
Судья |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-207/2023
Истец: Администрация рабочего поселка пгт Проогресс
Ответчик: ООО "Строительно-монтажное управление"