г. Владимир |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А39-5397/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 06.03.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.10.2023 по делу N А39-5397/2023,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агросоюз-Левженский" (ИНН 1324134180, ОГРН 1071324000417) о признании незаконным решения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия от 13.04.2023 N 324-з, при участии в деле третьего лица: администрации Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия - Сорокина Р.А. по доверенности от 16.05.2023 N 35-Д сроком действия 1 год;
общества с ограниченной ответственностью "Агросоюз-Левженский" - Палагин Д.И. по доверенности от 07.06.2023 сроком действия до 31.12.2025.
Администрация Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия и общества с ограниченной ответственностью "Агросоюз-Левженский", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Агросоюз-Левженский" обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия (далее - Министерство) с заявлением от 03.03.2023 N 38 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 13:17:0122002:462 площадью 50 000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Рузаевский район, в собственность без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для ведения сельскохозяйственного производства.
Указанный земельный участок находится в собственности Республики Мордовия. Категория земель: земли населённых пунктов. Вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 08.06.2023 N КУВИ-001/2023-133827919, от 01.08.2023 N КУВИ-001/2023-174625599.
По договору аренды земельного участка, находящегося в собственности Республики Мордовия, от 29.02.2016 N 683-З указанный земельный участок предоставлен в аренду Обществу для сельскохозяйственного производства. Срок действия договора с 16.11.2015 по 17.01.2060 (государственная регистрация договора осуществлена 08.04.2016, номер регистрации 13-13/001-13/001/030/2016-7906/1).
Письмом от 13.04.2023 N 343-з Министерство сообщило Обществу, что не имеется правовых оснований для предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов.
Отказ мотивирован тем, что согласно правилам землепользования и застройки сельского поселения земельный участок отнесён к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования как сельскохозяйственное производство.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства от 13.04.2023 N 324-з.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация).
Решением от 30.10.2023 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное Обществом требование.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что использование земельного участка в соответствии с условиями договора аренды более трех лет, отсутствие у уполномоченных органов информации о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации при его использовании не свидетельствует о возможности продажи участка на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, поскольку продажа земельных участков, отнесенных градостроительным регламентом к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, повлечет обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков.
Министерство отмечает, что суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что правилами землепользования и застройки сельского поселения испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в которой не предусмотрен такой вид разрешённого использования как сельскохозяйственное производство, и земельный участок с разрешённым использованием для сельскохозяйственного производства не может быть использован в указанных в заявлении о предоставлении земельного участка целях.
Заявитель жалобы полагает, что передача образованного земельного участка с кадастровым номером 13:17:0122002:462 в собственность Общества для сельскохозяйственного производства приведет к невозможности использовать испрашиваемый земельный участок в соответствии с разрешенным использованием: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, для индивидуального жилищного строительства, коммунальное обслуживание, земельные участки (территории) общего пользования), указанным в Правилах землепользования и застройки Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, утвержденных Решением Совета депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 29.03.2016 N 68/296 (с изменениями).
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства в судебном заседании заявил устное ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу в суд не направила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой V.1 ЗК РФ (статьи 39.1-39.20 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регулируется статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Министерство от имени Республики Мордовия управляет и распоряжается имуществом, принадлежащим на праве собственности Республике Мордовия (подпункт 1 пункта 9 Положения о Минземимуществе Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 01.11.2022).
Как следует из материалов дела, Общество подало в Министерство заявление о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Испрашиваемый земельный участок находится в собственности Республики Мордовия, а, следовательно, заявление подано в уполномоченный орган.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт, Общество является арендатором этого земельного участка по договору аренды от 29.02.2016 N 683-З, прошедшему государственную регистрацию, то есть более трех лет. Образование земельного участка или уточнение его границ не требуется.
Отказывая в предоставлении рассматриваемого земельного участка в собственность без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, Министерство исходило из того, что согласно правилам землепользования и застройки сельского поселения земельный участок отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, в которой не предусмотрен такой вид разрешённого использования как сельскохозяйственное производство, и земельный участок с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства не может быть использован в указанных целях (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).
Между тем, из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что предусмотренный этими нормами специальный механизм приобретения в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения установлен законодателем для тех арендаторов, которые на протяжении длительного срока (более трех лет) надлежаще используют без нарушений земельного законодательства предоставленные им земельные участки, в целях их дальнейшего использования для сельскохозяйственного производства.
Рассмотрение спора о приобретении арендатором в собственность публичного земельного участка сельскохозяйственного назначения должно осуществляться исходя из оценки всех фактических обстоятельств дела, в частности соответствия арендатора установленным требованиям, в том числе и в части использования каждого участка в целях сельскохозяйственного производства и возможности использовать участок в этих целях в дальнейшем (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2023 N 309-ЭС22-29534).
Материалами дела подтверждено, что Общество на протяжении длительного срока (более трех лет) надлежаще использует без нарушений земельного законодательства предоставленный ему земельный участок (что не оспаривается Министерством). Тем самым Общество соответствует установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ требованиям.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к жилым зонам и зонам сельскохозяйственного использования (пункт 1 статьи 85 ЗК РФ).
Как указано в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ, градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что земельный участок находится в границах Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, утвержденным решением Совета депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 29.03.2016 N 68/296 (в редакции решения от 29.07.2022 N 13/70), спорный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Одним из условно разрешенных видов использования земельных участков площадью 50 000 - 1 000 000 кв. м, находящихся в этой территориальной зоны, является "сельскохозяйственное использование" (т.1 л.д.47).
Решением Совета депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 31.01.2023 N 19/95, принятым в соответствии со статьей 39 ЗК РФ по результатам публичных слушаний от 25.01.2023, Обществу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования "сельскохозяйственное использование" земельного участка с кадастровым номером 13:17:0122002:462 (т.1 л.д.63).
Такой вид разрешенного использования как сельскохозяйственное использование (1.0) согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, включающий в себя виды разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20 (растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, животноводство, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции и прочие).
Таким образом, разрешенное использование испрашиваемого земельного участка предусматривает сельскохозяйственное использование и соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении Общества о предоставлении земельного участка "для ведения сельскохозяйственного производства".
Действующими правилами землепользования и застройки Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка, который предусматривает сельскохозяйственное использование.
Поскольку спорный земельный участок предназначен для ведения сельскохозяйственного производства, данный участок возможно передать в собственность в льготном порядке без торгов по основаниям подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Правовых оснований для принятия решения об отказе в предоставлении Обществу спорного земельного участка в собственность без проведения торгов у Министерства не имелось.
В этой связи суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспоренное решение Министерства не соответствует земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Поскольку Общество выполнило все условия, необходимые для продажи земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, в качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции правильно обязал Министерство в двадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 13:17:0122002:462 в трех экземплярах и его подписание, а также направить проект указанного договора для подписания Обществу.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.10.2023 по делу N А39-5397/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5397/2023
Истец: ООО "Агросоюз-Левженский", ООО Палагин Дмитрий Иванович представитель "Агросоюз-Левженский"
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия
Третье лицо: Администрация Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия