г. Киров |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А29-957/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Волковой С.С.,
судей Минаевой Е.В., Черных Л.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.04.2023 по делу N А29-957/2023
по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми (ОГРН 1161101058810; ИНН 1101154337)
к обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия" (ОГРН 1201100002751; ИНН 1101168795),
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми (далее - Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия" (далее - ООО "ЧОО "Гвардия", Общество, ответчик) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд).
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Общество с принятым решением суда первой инстанции не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт, указало, что Фонд не является федеральным органом исполнительной власти и не может быть включен в перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране, закрепленный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587. Ответчик считает, что, поскольку уведомления о начале оказания охранных услуг в Фонде направлены заявителю 20.12.2022, то срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения решения истек.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.05.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.05.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность решения суда.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание участвующие в деле лица явку представителей не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЧОО "Гвардия" имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности ЧО N 056623 от 14.08.2020.
В ходе проверки 12.01.2023 уведомлений о начале оказания охранных услуг, поступивших в отделение лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления от ООО "ЧОО "Гвардия" через Единый портал государственных услуг, установлено, что Общество в нарушение требований части 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), пункта 1 Перечня объектов, на которых частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Перечень N 587), пункта 10 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение о лицензировании), осуществляет охранные услуги на объектах, на которые частная охранная деятельность не распространяется, а именно:
1. ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 36 (государственный контракт на оказание охранных услуг N 431 от 06.12.2022);
2. ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70 (государственный контракт на оказание охранных услуг N 471 от 19.12.2022);
3. ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, ул. Домны Каликовой, д. 74 (государственный контракт на оказание охранных услуг N 457 от 12.12.2022);
4. ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, ул. Трудовая, д. 18 (государственный контракт на оказание охранных услуг N 457 от 12.12.2022);
5. ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бумажников, д. 29/1 (государственный контракт на оказание охранных услуг N 457 от 12.12.2022);
6. ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. Приполярная, д. 12А (государственный контракт на оказание охранных услуг N 462 от 13.12.2022);
7. ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми по адресу: Республика Коми, г. Печора, ул. Олега Кошевого д. 8 (государственный контракт на оказание охранных услуг N 458 от 12.12.2022);
8. ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Советская, д. 224 (государственный контракт на оказание охранных услуг N 432 от 06.12.2022);.
9. ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Мира, д. 13 (государственный контракт на оказание охранных услуг N 455 от 12.12.2022);
10. ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Бабушкина, д. 3 (государственный контракт на оказание охранных услуг N 455 от 12.12.2022);
11. ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Московская, д. 25 (государственный контракт на оказание охранных услуг N 433 от 06.12.2022).
12.01.2023 Управлением Обществу направлен запрос документов N 3581-8 и повестка о вызове для составления протокола об административном правонарушении N 3581-9. Документы получены ответчиком 13.01.2023.
От Общества поступили возражения по делу об административном правонарушении от 13.01.2023 N 228.
19.01.2023 по факту выявленных нарушений Управлением в отношении ООО "ЧОО "Гвардия" составлен протокол N 11ЛРР002190123000006 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Управление направило в Арбитражный суд Республики Коми заявление о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции установил наличие и доказанность материалами дела в деянии Общества всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения, привлек ООО "ЧОО "Гвардия" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначил административное наказание в виде предупреждения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к статье 14.1 КоАП РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регламентированы Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Из пункта 32 статьи 12 Закона N 99-ФЗ следует, что частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 10 Положения о лицензировании охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также иных объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации охранная деятельность не распространяется, является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности.
На основании части 3 статьи 11 Закона N 2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
В силу пункта 1 Перечня N 587 в Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, используемые федеральными органами законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов ФНС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росалкогольрегулирования, а также зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Минтранса России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке в связи с обеспечением антитеррористической защищенности присвоена категория, кроме первой категории), иными государственными органами Российской Федерации.
Данное правовое регулирование (ограничение) направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1863-О-О).
Таким образом, в целях применения пункта 1 названного Перечня определяющее значение имеет именно факт использования таких объектов федеральными органами законодательной и исполнительной власти и иными государственными органами Российской Федерации в процессе осуществления деятельности.
Как следует из материалов дела, Общество на основании государственных контрактов N 431 от 06.12.2022, N 471 от 19.12.2022, N 457 от 12.12.2022, N 462 от 13.12.2022, N 458 от 12.12.2022, N 432 от 06.12.2022, N 455 от 12.12.2022, N 433 от 06.12.2022 осуществляет охранные услуги на объектах Фонда.
Согласно пункту 2 статьи 1 федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Закон N 236-ФЗ) Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 236-ФЗ Фонд осуществляет:
1) назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению;
2) предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
4) организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;
5) организацию инвестирования средств пенсионных накоплений;
6) актуарное оценивание финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, долгосрочное прогнозирование их развития;
7) предоставление государственных гарантий, мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;
8) организацию мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц;
9) иные функции и полномочия, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Бюджет Фонда относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат (пункт 1 статьи 10 Закона N 236-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 236-ФЗ установлено, что Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
Со дня создания Фонда он осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения (подпункт 1 пункта 4 статьи 18 Закона N 236-ФЗ).
Из изложенного следует, что Фонд выполняет отдельные функции государственного органа с предоставлением государственных услуг с учетом утвержденных административных регламентов в установленной сфере деятельности.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Частью 1 статьи 5 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Фонд. Фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Страховщик обязан обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета (абзац восьмой пункта 2 статьи 13 Закона N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 постановления от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе по назначению указанных пенсий, именно законом, и такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Таким образом, осуществление Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов. Данная правовая позиция изложена в пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с правовым регулированием, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что объект охраны Фонда относится к объектам, которые подлежат государственной охране.
Довод ответчика об обратном подлежит отклонению на основании вышеприведенного обоснования.
ООО "ЧОО "Гвардия" является негосударственной организацией, осуществляет частную охранную деятельность и не имеет полномочий на выполнение государственной охраны объектов, перечисленных в пункте 1 Перечня N 587.
Допущенное ответчиком нарушение относится к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения ответчика от административной ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Наличие данных обстоятельств из материалов настоящего дела не следует.
Доказательств, подтверждающих, что ответчик предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в деле не имеется.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Довод жалобы о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства об административных правонарушениях, поскольку выявленное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с момента его обнаружения (момент, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения), а не с момента направления уведомлений о начале оказания охранных услуг, и на момент вынесения обжалуемого решения арбитражного суда о привлечении общества к административной ответственности не истек.
По убеждению апелляционного суда, мера административного наказания определена судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом положений главы 4 КоАП РФ.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.04.2023 по делу N А29-957/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.04.2023 по делу N А29-957/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-957/2023
Истец: Управление Федеральной Службы Войск Национальной Гвардии Российской Федерации по Республике Коми
Ответчик: ООО "Частная охранная организация "Гвардия"
Третье лицо: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми