г. Челябинск |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А07-20056/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трест N 7" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2023 по делу N А07-20056/2022.
В судебном заседании принял участие представитель:
Правительства Республики Башкортостан - Бахтияров И.Н. (доверенность от 07.07.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Трест N 7" (далее - заявитель, общество, ООО "Трест N 7") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Правительству Республики Башкортостан (далее - Правительство), Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее - Управление):
о признании отказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, выраженного в письме от 17.06.2022 исх.N У02-03-2279 незаконным;
о признании действия Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан по отзыву проекта постановления Правительства Республики Башкортостан "Об утверждении границ зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 103, из Правительства Республики Башкортостан незаконным;
об обязании устранить допущенные нарушения, путем подготовки надлежащего пакета документов направления проекта постановления Правительства Республики Башкортостан "Об утверждении границ зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Сазоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 103, в предусмотренный законом срок;
об обязании Правительства Республики Башкортостан рассмотреть по существу направленный Управлением проект постановления Правительства Республики Башкортостан в установленные законом сроки (с учетом уточнения требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Администрация).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
ООО "Трест N 7", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что проект прошел правовую и антикоррупционную экспертизу отдела государственного надзора и правовой работы Управления, правовых рисков и коррупционных факторов не выявлено. Проект принят и согласован со всеми заинтересованными органами и должностными лицами. Изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия. С предложением о внесении изменений в границы зон охраны объектов культурного наследия регионального значения может обратиться любое лицо. Предметом иска является оспаривание решений, а также действий (бездействия), выраженном в незаконном отказе в рассмотрении заявления об изменении зон охраны.
В представленном отзыве Правительство ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя, Управления, третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Трест N 7" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:55:010140:205, образованном 14.04.2007, общей площадью 13 010 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство жилых домов со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания (лит. 16, 17), объектов обслуживания населения (лит. 16-19, 21) и подземной автостоянки (лит. 20), статус: ранее учтенный, на основании договора аренды N 788-20 от 07.12.2020 (для завершения строительства многоэтажного жилого дома).
Основным видом деятельности заявителя является строительство жилых и нежилых зданий.
23.12.2016 ООО "Трест N 7" получил разрешение N 02- RU03308000-751Ж-2016 на строительство объекта "Жилые дома (лит 17, 22) по ул. Коммунистической в квартале 531 Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Литер 22", расположенного на земельных участках 02:55:010140:207, 02:55:010140:93, 02:55:010140:205, на основании градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) N RU03308000-l 1-523/Ю.
По адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, Коммунистическая ул., 103, расположен памятник начала XX века постройки, объект культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых" (далее - Объект), включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 01 июля 2015 года N 915-р (регистрационный номер 021410055560005).
Приказом Управления от 23.05.2018 N 136 утверждены границы и режимы использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 103.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 230 утверждены границы зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Сазоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 103, а также режимы использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории указанной зоны.
Заявитель указывает, что в 2021 году застройщиком было обнаружено наличие ограничений на застраиваемых им земельных участках в виде зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (далее - ЗРЗ-1) охранной зоны объекта культурного наследия "Усадьба Созоновых" по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая 103, накладывающей ограничения на арендуемые земельные участки, в виде разрешения строительства новых объектов капитального строительства в соответствии с параметрами разрешенного строительства: максимальная высота 7 метров.
Ограничения подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости N КУВИ-999/2021-125582 от 01.03.2021 на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010140:205, где есть запись об особых отметках в виде ограничения (обременения) прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; реквизиты документа-основания: постановление Правительства Республики Башкортостан "Об утверждении границ зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Сазоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 103, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории зоны" от 23.05.2018 N 230 выдан: Правительство Республики Башкортостан; содержание ограничения (обременения): приложение N 2, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Сазоновых", Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 103; реестровый номер границы: 02.55.2.16720 (учетный номер части: 02:55:010140:205/46).
По причине указанных ограничений, ООО "Трест N 7" инициировало подготовку проекта зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Коммунистическая, д. 103.
Для подготовки соответствующего проекта, 22.03.2021 ООО "Трест N 7" заключило договор с обществом с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургская научно-реставрационная и проектная мастерская".
ООО "Санкт-Петербургская научно-реставрационная и проектная мастерская" подготовлен Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Коммунистическая, д. 103, шифр ПЗО-РБ-03/21/Т7 (далее - Проект).
По результатам проведения государственной историко-культурной экспертизы проекта (комиссия в составе: Овсянниковой А. А., Дубинина И. В., Губина Я. В.), оформленной актом от 17.12.2021, сделаны выводы, что требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых" соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (положительное заключение); границы территорий зон охраны и режимы использования земель и земельных участков в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", установленные Проектом, соответствуют требованиям законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия (положительное заключение).
Проект направлен в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (вх. N 01-06/6410 от 23.12.2021 г.).
В период с 28.12.2021 по 25.01.2022 Управлением проведены общественные обсуждения государственной историко-культурной экспертизы проекта, проведенной комиссией в составе: Овсянниковой А. А., Дубинина И. В., Губина Я. В. и оформленной актом от 17.12.2021.
26.01.2022 на официальном сайте Управления в информационной сети "Интернет" опубликован результат общественных обсуждений, где Управление сообщило, что замечания не поступили.
03.02.2022 Управлением в Правительство Республики Башкортостан направлен в рабочем порядке проект постановления Правительства Республики Башкортостан "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 103, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории данных зон и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Башкортостан" для рассмотрения, но в связи с тем, что в целом, указанным проектом зоны охраны предусмотрен ряд существенных ослаблений ограничений на ведение деятельности в зоне охраны, установленной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 230, просило предварительно рассмотреть проект постановления Правительства Республики Башкортостан в рамках рабочей группы.
05.05.2022 обществом в адрес Управления направлено обращение с просьбой разъяснить результаты рассмотрения Проекта зон охраны по объекту "Усадьба Созоновых".
11.05.2022 Управлением в адрес общества направлен ответ исх. N У02-03-1681, где указано, что по результатам рассмотрения указанной документации Управлением подготовлен проект постановления Правительства Республики Башкортостан "Об утверждении границ территории зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. 103, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Башкортостан".
17.06.2022 обществом повторно в адрес Управления направлено обращение с просьбой разъяснить результаты рассмотрения Проекта зон охраны по объекту культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых".
17.06.2022 Управлением в адрес общества направлен ответ исх. N У02-03-2279, где сообщалось, что по результатам рассмотрения указанной документации Управление считает, что акт государственной историко-культурной экспертизы и проект зон охраны, регулирования застройки и хозяйственной деятельности указанного объекта культурного наследия не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем решение об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых" на основании представленных зон охраны, регулирования застройки и хозяйственной деятельности не принято.
Указанные обстоятельства явились основаниями для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии необходимых условий, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя Правительства Республики Башкортостан, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В целях сохранения объектов культурного наследия, обеспечения их сохранности в их исторической среде, предотвращения их разрушения или причинения им вреда, Законом N 73-ФЗ предусмотрены, в частности, следующие меры: 1) установление на территории, сопряженной с объектами культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, соблюдение особых режимов использования земель и земельных участков, требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия (статья 34 Закона N 73-ФЗ); 2) применение специальных мер обеспечения сохранности объектов культурного наследия, определенных обязательным разделом об обеспечении сохранности объекта культурного наследия или проектом обеспечения сохранности объекта культурного наследия, предусмотренных статьей 36 Закона N 73-ФЗ.
На основании статьи 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (статья 5 Закона N 73-ФЗ).
На основании части 1 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия:
1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
2) на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;
3) на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
В силу части 3 указанной статьи требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются:
1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения;
2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места регионального значения;
3) органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места местного (муниципального) значения.
В соответствии со статьей 13.1 Закона Республики Башкортостан от 07.11.2005 N 224-з "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан" (далее - Закон N 224-з) границы территории объекта культурного наследия регионального или местного значения, включаемого в реестр, утверждаются в составе акта республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия о включении указанных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом Управления от 23.05.2018 N 136 утверждены границы и режимы использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 103.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 230 утверждены границы зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Сазоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 103, а также режимы использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории указанной зоны.
Статьей 21 Закона N 224-з в соответствии с федеральным законодательством в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (часть 1).
Частью 2 названной статьи определено, что решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного значения принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 21.06.2016 N 246 "О Порядке утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон" (далее - Порядок N 246) проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия разрабатываются в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972 (далее - Положение N 972), физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости (при их наличии) за счет средств физических или юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе в рамках федеральных, государственных и муниципальных целевых программ.
Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в орган исполнительной власти Республики Башкортостан либо структурное подразделение Правительства Республики Башкортостан, уполномоченное в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенное функциями, не предусмотренными Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - региональный орган охраны объектов культурного наследия), вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения (пункт 3 Постановления N 246).
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.01.2017 N 4, Управление является исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан.
В целях утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон региональный орган охраны объектов культурного наследия по итогам рассмотрения представленной документации представляет в течение 30 дней в Правительство Республики Башкортостан:
проект постановления Правительства Республики Башкортостан об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон;
проект зон охраны объекта культурного наследия;
сведения о результатах рассмотрения документации, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, в региональном органе охраны объектов культурного наследия;
заключение государственной историко-культурной экспертизы (пункт 4 Порядка N 246).
Как усматривается из материалов дела, 03.02.2022 Управлением в Правительство Республики Башкортостан направлен проект постановления Правительства Республики Башкортостан "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 103, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории данных зон и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Башкортостан" для рассмотрения, но в связи с тем, что в целом, указанным проектом зоны охраны предусмотрен ряд существенных ослаблений ограничений на ведение деятельности в зоне охраны, установленной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 230, просило предварительно рассмотреть проект постановления Правительства Республики Башкортостан в рамках рабочей группы.
14.03.2022 Управлением внесены в Правительство Республики Башкортостан справки о согласовании указанного проекта постановления Правительства Республики Башкортостан, зарегистрированы под N 2-1-Пост-173-Проект.
Из содержания письма Управления от 03.02.2022 следует, что предлагаемые новым Проектом зоны охраны объекта культурного наследия ограничения и разрешения существенно отличаются от утвержденных, в частности, изменяются ограничения по высоте строительства новых объектов капитального строительства на территории, расположенной вдоль красной линии четной стороны улицы Коммунистическая от улицы Новомостовая до выявленного объекта культурного наследия "Дом Шутовых" (Коммунистическая, 96).
Рассматриваемая территория является исторически ценной, где регулирование нового строительства должно быть подчинено основным закономерностям исторической застройки улицы Коммунистическая:
сохранением ценных элементов историко-градостроительной среды;
соблюдением общего объемно-пространственного соответствия новых зданий и сооружений объектам исторической застройки.
По улице Коммунистической также располагаются дома N 98 (2 - этажа), 100 (1 - этаж), 104 (2 - этажа).
Увеличение высоты застройки нарушит обеспечение сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовые связи (панорамы). Также изменение параметров для нового строительства повлечет за собой негативное изменение градостроительной среды объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых". Ранее существовавшая градостроительная среда имеет возможность регенерации, что разработчиками в новом проекте не учитывается.
Пунктом 4 проекта предполагалось признание утратившим силу постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 230.
29.04.2022 Правительством Республики Башкортостан письмом N 2-1-У02-1893-О-042 проект возвращен Управлению в связи с неустранением замечаний.
17.06.2022 в письме N У02-03-2279 Управление сообщило обществу о том, что акт государственной историко-культурной экспертизы и проект зон охраны, регулирования застройки и хозяйственной деятельности указанного объекта культурного наследия не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, в частности, Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.090.2015 N 972, а именно: отсутствует анализ архитектурно-видового раскрытия объектов в сравнении с имеющейся застройкой улицы на участке зоны действия зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, не рассмотрен вопрос сохранности объекта культурного наследия с учетом зон охраны и регулирования застройки, а также пункты требований градостроительных регламентов проектной документации не соответствуют требованиям к оформлению проектов зон охраны, регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия. В связи с указанным, решение об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия "Усадьба Созоновых" на основании представленных акта государственной историко-культурной экспертизы и проекта зон охраны, регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия "Усадьба Созоновых" (г. Уфа, ул. Коммунистическая, 103) не принято.
20.06.2022 в письме N 2-1-ПР-2029-У02-03-П в адрес Правительства Управление также указало, что по результатам рассмотрения указанной документации акт государственной историко-культурной экспертизы и проект зон охраны, регулирования застройки и хозяйственной деятельности указанного объекта культурного наследия не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, в частности, Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.090.2015 N 972, а именно: отсутствует анализ архитектурно-видового раскрытия объектов в сравнении с имеющейся застройкой улицы на участке зоны действия зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, не рассмотрен вопрос сохранности объекта культурного наследия с учетом зон охраны и регулирования застройки, а также пункты требований градостроительных регламентов проектной документации не соответствуют требованиям к оформлению проектов зон охраны, регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия. В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка N 246, решение об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия "Усадьба Созоновых" на основании представленных акта государственной историко-культурной экспертизы и проекта зон охраны, регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия "Усадьба Созоновых" (г. Уфа, ул. Коммунистическая, 103) не принято. В целях дополнительной проработки разрешенной деятельности в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности просило отозвать проект и снять с контроля исполнение данного поручения.
14.07.2022 в письме N 2-1-390-3185-О-073 Правительство Республики Башкортостан указало обществу, что по результатам рассмотрения проекта в ходе согласования установлено, что акт государственной историко-культурной экспертизы и проект зон охраны, регулирования застройки и хозяйственной деятельности указанного объекта культурного наследия не в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства, в частности, Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972. В этой связи проект отозван и возвращен на доработку в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.
Из взаимосвязанных положений подпункта 2 пункта 3 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ, статьи 21 Закона N 224-з в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Уполномоченным органом в Республике Башкортостан в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан является Управление, которое вносит в Правительство Республики Башкортостан проект зон охраны объекта культурного наследия вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21) разъяснено, что, осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, Управление, будучи уполномоченным органом в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан, дал оценку представленному обществом акту от 17.12.2021 государственной историко-культурной экспертизы Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Коммунистическая, д. 103, шифр ПЗО-РБ-03/21/Т7, при обосновании решения о невозможности принятии новых параметров зоны охраны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия "Усадьба Созоновых", предусмотренных указанным Проектом, в этой связи отозвал соответствующий проект постановления из Правительства Республики Башкортостан.
Ссылка апеллянта на наличие в пояснительной записке к проекту постановления Правительства Республики Башкортостан указания на прохождение правовой и антикоррупционной экспертизы, отсутствие необходимости привлечения дополнительных средств из бюджета Республики Башкортостан, согласование проекта с различными министерствами и ведомствами, не свидетельствуют о безусловной возможности принятия новых параметров зоны охраны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия "Усадьба Созоновых", учитывая, что Управлением обнаружены недостатки в государственной историко-культурной экспертизе Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Коммунистическая, д. 103, шифр ПЗО-РБ-03/21/Т7.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Управление изначально при направлении проекта постановления в Правительство Республики Башкортостан 03.02.2022 указывало, что проектом зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых" предусмотрен ряд существенных ослаблений ограничений на ведение деятельности в зоне охраны памятника по сравнению с ранее установленными и просило предварительно рассмотреть проект постановления Правительства Республики Башкортостан в рамках рабочей группы.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления N 21 в том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ также проверяет соблюдение указанного порядка.
Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.
Если конкретные нарушения, связанные с несоблюдением порядка принятия решения, невыполнением требований к форме и содержанию решения, определены законом как существенные (грубые), сам факт наличия этих нарушений является достаточным для вывода о его незаконности.
Судебная коллегия не находит оснований для вывода о нарушении Управлением Порядка N 246, поскольку пунктами 4, 5 названного порядка установлено, что уполномоченный орган представляет в Правительство сведения о результатах рассмотрение документации, а также представление относительно проекта зон охраны объекта культурного наследия.
Названные положения позволяют прийти к выводу о том, что при наличии у Управления замечаний к представленным заявителем документам в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде и на сопряженной с ним территории обоснованно отозвало документы из Правительства Республики Башкортостан, чтобы не допустить утверждения зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", не соответствующих законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворения заявления общества в полном объеме.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2023 по делу N А07-20056/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трест N 7" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Трест N 7" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 30.03.2023 N 345 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20056/2022
Истец: ООО "Трест N7"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Управление по госуударственной охране объектов культурного наследия РБ
Третье лицо: Администрация ГО г. Уфа РБ, АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ООО "Трест N7"