г. Самара |
|
05 июня 2023 г. |
дело N А65-29966/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 апреля 2023 года по делу NА65-29966/2022 (судья Андриянова Л.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Азино-Сервис" (ОГРН 1191690063344, ИНН 1660333833) к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554) о взыскании,третье лицо: Сабитов Рустем Камилевич.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Азино-Сервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о взыскании 93 441,79 руб. долга и почтовых расходов в размере 214 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сабитов Рустем Камилевич.
Решением от 04.04.2023 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления в адрес Исполнительного комитета г.Казани платежных документов, в связи с чем, ответчик был лишен возможности знать о начисленных суммах за ЖКУ, своевременно рассмотреть вопрос о необходимости выделения денежных средств из местного бюджета.
Взыскание с местного бюджета заявленных исковых требований в полном объеме в сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановке и режиме экономии бюджетных средств, является экономически не обоснованным, способно негативным образом отразиться на исполнении муниципальным образованием первоочередных расходных обязательств, прежде всего, в сфере здравоохранения, социальной сфере.
Ответчик просит учесть, что увеличение финансовой нагрузки на местный бюджет способно привести к еще большему дефициту бюджета, а невозможность исполнения расходных обязательств - к нарушению прав и законных интересов жителей.
Кроме того, при отсутствии в заявленный период в жилом помещении проживающих граждан, начисления по холодному водоснабжению не обоснованы, поскольку расход воды отсутствовал. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представители сторонни третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Муниципальное образование город Казань Республики Татарстан является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Проспект Победы, д. 182, кв. 128.
Истец осуществляет управление многоквартирным домом 182 по ул. проспект Победы г. Казани на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 03.10.2019.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик, являясь собственником указанного жилого помещения, свои обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг не исполняет, имеет задолженность в размере 93 441,79 руб. за период с 01.11.2021 по 31.08.2022.
Истцом 18.11.2021, 14.10.2022 в адрес ответчика направлялись претензии с требованием оплаты долга, которые были оставлены без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениям статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), статьей 36, 39, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в соответствии с которыми собственники нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
Кроме этого, в соответствии со статьей 153 ЖК РФ у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
Пунктом 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.
На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Муниципальное образование город Казань Республики Татарстан является собственником жилого помещения по адресу: г. Казань, ул. Проспект Победы, д. 182, кв. 128, в связи с чем, обязано оплачивать оказанные истцом услуги.
Довод ответчика об отсутствии оснований для оплаты задолженности в отсутствие доказательств направления ответчику платежных документов, судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку не выставление истцом для оплаты услуг платежных документов не освобождает ответчика, как собственника имущества, от несения бремени расходов по его содержанию.
Обязанность по оплате на собственника возложена законом, в связи с чем, действуя разумно и осмотрительно, ответчик мог принять меры к получению счетов и реквизитов на оплату в управляющей организации для осуществления своевременных платежей.
Представленный истцом расчет задолженности в сумме 93 441,79 руб. за период с 01.11.2021 по 31.08.2022 судом проверен и признан правильным.
Истцом учтены возражения ответчика о необоснованном начислении платы за электроснабжение, ТКО, в указанной части размер исковых требований истцом был уменьшен.
На основании изложенного, требование истца судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
Также истцом заявлены к взысканию почтовые расходы в размере 214 руб., которые подтверждены почтовой квитанцией от 28.10.2022.
В соответствии с частью 3 статьи 125 АПК РФ истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют.
На основании изложенного требование истца о взыскании с ответчика почтовых расходов в заявленном размере также обоснованно удовлетворено.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод ответчика о необоснованном начислении платы за холодное водоснабжение, в отсутствии в помещении проживающих граждан в спорный период, в суде первой инстанции не приводился.
Вместе с тем, рассмотрев указанный довод, суд апелляционной инстанции признает его необоснованным.
В соответствии с пунктом 86 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.03.2014) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Согласно пункту 87 Правил, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
Согласно пункту 90 Правил, перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
Доказательств, что в спорный период жилое помещение не использовалось, ответчик не представил.
Довод ответчика о том, что при имеющемся дефиците бюджета взыскание задолженности приведет к еще большему дефициту бюджета, а невозможность исполнения расходных обязательств - к нарушению прав и законных интересов жителей, отклоняется как необоснованный, поскольку отсутствие финансирования не освобождает ответчика от обязанности оплаты коммунальных услуг как собственника помещения.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 апреля 2023 года по делу N А65-29966/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29966/2022
Истец: ООО "Управляющая компания Азино-Сервис", г.Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, г.Казань
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД по РТ, Сабитов Рустем Камилевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан