г. Хабаровск |
|
06 июня 2023 г. |
А73-10296/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
без явки в заседании представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ванинский морской торговый порт"
на решение от 11.04.2023 по делу N А73-10296/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Ванинской транспортной прокуратуры
о привлечении акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Ванинский транспортный прокурор (далее - прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с требованиями о привлечении Акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" (далее - общество, АО "Порт Ванино") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 11.04.2023 АО "Порт Ванино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание с учетом статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным решением, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на то, что АО "Порт Ванино" является субъектом административной ответственности.
Отзыв на жалобу со стороны административного органа не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что АО "Порт Ванино" на основании договора от 01.03.2010 N 29/ДО-10 арендует находящееся в федеральной собственности и закрепленное на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Росморпорт" недвижимое имущество - причалы NN 5-6, расположенные на территории морского порта Ванино по адресу: ул. Железнодорожная, 1, п. Ванино, Хабаровский край.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.1.16 этого договора аарендатор обязан использовать объекты недвижимости (причалы) в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами технической эксплуатации.
В результате проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения требований технических регламентов, выразившиеся в следующем: АО "Порт Ванино" 26.05.2022 в период времени с 09-00 час. до 10-00 час при осуществлении работ по выгрузке из полувагонов угля и формированию штабеля угля с использованием грейферного крана, а также при погрузке угля на судно "SEA TOPAZ" на причалах N N 5 и 6 не применяло наилучшие доступные технологии (НДТ) для сокращения выбросов угольной пыли, предусмотренных информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям ИТС 46-2019 "Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов), в результате чего образовывалось локальное пыление; территория перегрузочных причалов не очищена, имеются просыпи угольной пыли.
По выявленному факту 08.06.2022 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, и в порядке статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Данной нормой установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьям 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Объективная сторона правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец продукции.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620 утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее - Технический регламент), который устанавливает обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта.
К объектам технического регулирования в соответствии с подпунктами "а", "б", "в" пункта 5 относятся, в том числе, причалы и рейдовые перегрузочные комплексы, а также связанные с ними процессы их эксплуатации.
Пунктом 178(1) Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта определено, что объекты инфраструктуры морского транспорта, используемые для перевалки угля, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации об охране атмосферного воздуха и настоящим техническим регламентом, а также технологиям, техническим способам и методам, предусмотренным информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям, направленным на сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля, в части подходов и методов, применяемых при оснащении и эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта, используемых для перевалки угля.
Применение конкретных технологий для функционирующих объектов инфраструктуры морского транспорта, которые используются для перевалки угля, предусмотрены документацией, обосновывающей деятельность по перевалке угля в морском порту, на которые получены положительные заключения государственной экологической экспертизы.
Приказом Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от 22.03.2021 N 106-0 утверждено Заключение государственной экологической экспертизы документации "Обоснование хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации АО "Ванинский морской торговый порт" (далее - Заключение).
Согласно Разделу "Технология производства работ" Заключения, в целях минимизации негативного воздействия на окружающую среду при перевалке угля и грузов АО "Порт Ванино" должны применяться наилучшие доступные технологии (НДТ) для сокращения выбросов угольной пыли, предусмотренных информационнотехническим справочником по наилучшим доступным технологиям ИТС 46-2019 "Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов), в том числе, орошение с использованием водяных пушек.
Пунктом 165 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта установлено, что территория перегрузочных причалов должна содержаться в чистоте и систематически очищать от горючих производственных и бытовых отходов.
В ходе проведенных прокуратурой проверочных мероприятий установлено, что со стороны порта имело место нарушение вышеприведенных нормативных актов при осуществлении работ по выгрузке и погрузке угля на судно на причалах N N 5 и 6, что привело к образованию локального пыления. Также АО "Порт Ванино" не использовало наилучшие доступные технологии (НДТ) для сокращения выбросов угольной пыли, предусмотренных информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям ИТС 46-2019 "Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов), в том числе, орошение с использованием водяных пушек.
Факт и обстоятельства правонарушения, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.06.2022, справкой о непосредственном обнаружении административном правонарушения от 26.05.2022; видеозаписью от 26.05.2022; договором аренды причалов; заключением государственной экологической экспертизы, иными материалами дела, оцененными арбитражным судом в порядке главы 7 АПК РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае отсутствуют основания полагать, что нарушение обязательных требований государственных стандартов, Технических регламентов вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях (бездействии) порта состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Обстоятельств отягчающих или смягчающих административную ответственность судом не установлено. Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
При назначении административного наказания судом первой инстанции учтены положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, а также то, что АО "Порт Ванино" ранее привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.08.2021 по делу N А73-10247/2021.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, и новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, не приведено, то оснований для удовлетворения требований заявителя жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.04.2023 по делу N А73-10296/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10296/2022
Истец: Ванинская транспортная прокуратура
Ответчик: АО "ВАНИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"