г. Москва |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А41-94149/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.03.2023 по делу N А41-94149/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации городского округа Химки Московской области - Григорова М.В. по доверенности от 13.01.2023;
публичного акционерного общества "Россети Московский регион" - Левина И.А. по доверенности от 17.02.2023.
Публичное акционерное общество "Россети Московский регион" (далее - заявитель, ПАО "Россети", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным решения от 24.08.2022 N Р001-1726058645-61680931, обязании выдать разрешение на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на основании заявления от 03.08.2022 N СЭС/06/733.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.
На основании заявки на осуществление технологического присоединения между Кулагиным А.В. и заявителем заключен договор N С8-21-303-32272(349300) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (далее - договор ТП), в соответствии с которым сетевая организация обязана осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств: жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Химкинский район, д. Ивакино, участок 5, кадастровый номер: 50:10:0020407:322.
В соответствии с пунктом 10 технических условий общество приняло на себя обязательства выполнить:
10.1.1. Строительство/установку СП-10кВ, 1 шт. (РЛР). Размещение СП выполнить на ВЛ-10кВ ф. ТП-210-ТП-206. Предусмотреть возможность круглогодичного подъезда персонала к СП.
10.1.2. Строительство КЛ-10кВ, 1 шт., в траншеях многожильные с бумажной изоляцией сечением 95 мм2, отходящей от ВЛ-10кВ ф. ТП-210-ТП-206 (от РЛР-ЮкВ проект) до проектируемой ТП-10/0,4 кВ. Протяженность КЛ - 0,25 км.
10.1.3. Строительство кабельных линий, прокладываемые путем горизонтального наклонного бурения, многожильные с бумажной изоляцией сечением провода от 100 до 200 квадратных мм включительно, длиной 0,03 км.
10.1.4. Строительство ТП-10/0,4кВ, 1 шт. (тип определить проектом). ТП выполнить однотрансформаторной. Для присоединения Заявителя установить 1 трансформатор мощностью 160 кВА. Размещение ТП выполнить вблизи объекта Заявителя. Предусмотреть возможность круглогодичного подъезда персонала к ТП.
10.1.5. Строительство (установку) ВРЩ-0,4 кВ. Размещение ВРЩ выполнить на границе земельного участка (объекта) Заявителя. Предусмотреть возможность круглогодичного подъезда персонала к ВРЩ. Выполнить ответвление КЛ-0,4 кВ длиной 0,02 км, сечение кабеля 95 кв. мм.
03 августа 2022 года общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта на землях или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением от 24.08.2022 N Р001-1726058645-61680931 в выдаче разрешения на размещение объекта отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Пунктами 1 и 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;
7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);
8) возведение гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства;
9) в целях обеспечения судоходства для возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 9 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 (далее - Правила).
В силу пунктов 7 и 9 Правил решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;
б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;
в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
В настоящем случае общество приняло на себя обязательства по оказанию услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (жилого дома).
К необходимым мероприятиям для осуществления технологического присоединения относится строительство кабельной линии и связанной с ней ТР-10/0,4 кВ.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Пунктом 5 Перечня объектов к числу объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов, отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании договоров о размещении объекта, заключенных в соответствии с решениями следующих уполномоченных органов: органов местного самоуправления муниципального района, городского округа или городского поселения, на территории которых находятся соответствующие земли или земельные участки, в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, для строительства линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними распределительных пунктов не требуется получение разрешения на строительство, вследствие чего размещение этих объектов может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в порядке, установленном статьей 39.36 ЗК РФ.
Согласно письму Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 08.08.2022 N ГЗ-РГИС-6341965361 планируемый к размещению объект частично расположен в границах реконструкции магистральной улицы районного значения - автодороги Терехово-Ивакино, предусмотренной Генеральным планом г.о. Химки Московской области.
Между тем, согласно техническим условиям МБУ г.о. Химки "Химдор" от 12.11.2021 N Р001-1726058645-51927279 обществом было получено согласие на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода и придорожной полосы кабельной линии и связанной с ней ТП-10/0,4кВ, затрагивающих пересечение дороги д. Ивакино (Клязьма-Старбеево) и прокладку вдоль дороги Терехово-Ивакино.
Более того, обществом также получено уведомление Администрации г.о. Химки от 15.11.2021 о даче согласия на прокладку, переустройство, перенос инженерных коммуникаций в придорожной полосе и (или) полосе отвода автомобильной дороги, содержащее обязательные технические требования и условия, и согласование технических условий МБУ г.о. Химки "Химдор" от 12.11.2021 N Р001-1726058645-51927279.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что технические условия на размещение объекта, выданные правообладателем линейного объекта транспортной инфраструктуры, были получены.
Ввиду изложенного основания для отказа в удовлетворении заявления общества у заинтересованного лица отсутствовали.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.03.2023 по делу N А41-94149/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94149/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ