г. Вологда |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А13-14561/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Заря" Сапуновой Т.А. по доверенности от 04.05.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заря" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 марта 2023 года по делу N А13-14561/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Заря" (ОГРН 1143537000639, ИНН 3519004387; адрес: 161151, Вологодская область, Усть-Кубинский район, село Никольское, улица Октябрьская, дом 2; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (ОГРН 1023500877949, ИНН 3525108200; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65; далее - департамент) о признании несоответствующим Федеральному закону от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и незаконным решения "Об отказе во включении участка недр в Перечень участков недр местного значения", выраженного в письме от 28.07.2022 N 08-6649/22.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что наличие близлежащих месторождений и наличие либо отсутствие проездов к спорному участку недр не может служить основанием для запрета либо ограничения пользования недрами в том числе на стадии включения участка недр в перечень участков недр местного значения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим судебное заседание проведено при имеющейся явке в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество обратилось в департамент с заявлением от 25.03.2022 о включении в перечень участков недр местного значения участка недр "Егорьевский", расположенного в Усть-Кубинском районе на территории Заднесельского сельского поселения.
Департамент письмом от 28.07.2022 сообщил обществу об отказе во включении заявленного участка недр в перечень участков недр местного значения.
Не согласившись с решением департамента, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене ввиду следующего.
На основании статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства области от 05.04.2010 N 362 (далее - Положение), департамент является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим государственное управление в области регулирования отношений недропользования и в том числе осуществляет подготовку и утверждение перечня участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (подпункт 3.1.6.16 пункта 3.1 Положения).
Порядок подготовки, рассмотрения и согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней утвержден приказом Роснедр от 06.10.2020 N 428 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка в перечень участков недр местного значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, включаются участки недр, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности, а также обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
При рассмотрении заявки общества департаментом в соответствии с пунктом 9 Порядка получена информация Министерства обороны Российской Федерации и территориального органа ФСБ РФ - об отсутствии в границах данного участка земельных участков из состава земель обороны, безопасности; Минприроды Российской Федерации - об отсутствии в границах участка недр особо охраняемых природных территорий федерального значения; отдела государственного экологического надзора управления по охране окружающей среды департамента от 12.04.2022 - об отсутствии в границах участка недр особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Согласно пункту 11 Порядка по результатам рассмотрения заявки, а также с учетом информации, поступившей от органов государственной власти Российской Федерации, указанных в пункте 9 Порядка, орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение:
о включении участка недр в проект перечня участков недр местного значения;
об отказе во включении участка недр в проект перечня участков недр местного значения.
Основания для отказа во включении участка недр в Перечень перечислены в пункте 10 Порядка, согласно подпункту 2 которого одним из оснований для отказа является запрет и (или) ограничение пользования недрами в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, в соответствии со статьей 8 Закона N 2395-1.
В данном случае основанием оспариваемого отказа департамента послужили установленные при рассмотрении заявки общества обстоятельства, что вблизи предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения участка недр "Егорьевский" введены в эксплуатацию два месторождения - "Заднесельское" (предоставлено в пользование индивидуальному предпринимателю на основании лицензии ВОЛ 80772 ТЭ от 06.02.2019 сроком действия до 06.02.2029) и участок 1 месторождения "Туровские Горы" (включен в Перечень участков недр местного, планируется проведение аукциона). Кроме того, имеются участки месторождения "Туровские Горы", ранее разрабатываемые и на текущую дату не предоставленные в пользование.
Также департаментом указано, что участок недр "Егорьевский" расположен между населенными пунктами с. Заднее и д. Стафилово, подъезд к участку недр "Егорьевский" возможен только по центральной улице с. Заднее.
Соглашаясь с правомерностью доводов департамента, суд первой инстанции верно учел, что в силу статьи 8 Закона N 2395-1 пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено, в том числе в целях рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.
Основные требования по рациональному использованию и охране недр закреплены в статье 23 Закона N 2395-1. К таковым, в частности, относятся обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр (пункты 2), охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку (пункт 7).
Как справедливо отметил суд первой инстанции, вывод департамента о том, что включение в Перечень участков недр местного значения дополнительного участка при наличии участков, включенных в данный Перечень и не предоставленных в пользование, противоречит принципу комплексного использования недр, который основывается на экономически и экологически оправданном использовании всех ее полезных свойств, максимальном ограничении возможных негативных последствий для окружающей среды, является законным и обоснованным.
Материалы дела не свидетельствуют о том, что включение спорного участка недр в Перечень участков недр местного значения будет отвечать целям рационального использования недр при наличии иных участков, в том числе ранее разрабатываемых, подъезд к которым не осложнен наличием улично-дорожной сети.
Таким образом, департамент имел установленные пунктом 10 Порядка основания для отказа во включении спорного участка недр в перечень участков недр местного значения.
Наличие совокупности установленных статьей 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным в материалах дела не усматривается.
Ввиду изложенного суд первой инстанции верно заключил, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 марта 2023 года по делу N А13-14561/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заря" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14561/2022
Истец: ООО "Заря"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области