г. Владимир |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А43-39413/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТСЖ-Регион" (ОГРН 1185275062620, ИНН 5262360095) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2023 по делу N А43-39413/2022, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТСЖ-Регион" о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Сормовского района города Нижнего Новгорода от 07.12.2022 N1465/8/22.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В ходе проведения ежедневного мониторинга состояния чистоты и порядка, благоустройства, внешнего вида г. Нижнего Новгорода консультантом Сормовского отдела управления административно-технического и муниципального контроля администрации города Нижнего Новгорода 22.11.2022 в 12 час. 42 мин. и 23.11.2022 в 13 час. 34 мин. по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Энгельса, д. 1 установлено нарушение обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТСЖ-Регион" (далее по тексту - Общество) части 1 статьи 12 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (далее по тексту - Закон N 144-З), выразившееся в ненадлежащей уборки придомовой территории от снега и наледи до твердого покрытия (территория не обработана противогололедными материалами).
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, консультант Сормовского отдела управления административно-технического и муниципального контроля администрации города Нижнего Новгорода составил в отношении Общества протокол от 28.11.2022 N 1465/8 об административном правонарушении.
Рассмотрев указанный протокол и иные материалы проверки, административная комиссия Сормовского района города Нижнего Новгорода (далее по тексту - административная комиссия) 07.12.2022 вынесла постановление N 1465/8/22 о привлечении Общества к административной ответственности, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его незаконным.
Решением от 09.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.
По мнению Общества, в рассматриваемом случае отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку Общество не является субъектом по настоящему административному правонарушению. Убеждено в том, что вина лежит на директоре Общества Солдатове Антоне Юрьевиче. Указывает, что Общество приняло все зависящие от него меры для своевременной уборки и вывоза снега, что подтверждается соответствующими договорами.
Административная комиссия отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований к надлежащему состоянию и содержанию объектов, установленных нормативными правовыми актами области и (или) муниципальными правовыми актами в сфере обеспечения чистоты и порядка, благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 11, 14 и 15 настоящей статьи.
В силу части 3.1 статьи 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (далее по тексту - Закон N 144-З) очистка от снега, наледи и обработка в случае гололеда (гололедицы) противогололедным материалом дворовых территорий, проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, контейнерных площадок и подъездных путей к ним, дорожек и площадок в парках, скверах и бульварах, остановок пассажирского транспорта должна быть выполнена до 7 часов.
В зимний период должны проводиться, в частности, уборка снега в соответствии с требованиями настоящей статьи; при возникновении скользкости или образовании гололеда - обработка пешеходных дорожек противогололедными материалами, на которые имеются санитарно-эпидемиологические заключения.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 144-З юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на территории своего пребывания и деятельности, в том числе на внутренних (производственных, заводских) территориях, территориях домовладений, своевременно производить уборку соответствующих объектов, поддерживать их в надлежащем состоянии, соблюдать нормы, запреты и требования настоящего Закона, нормативных правовых актов, в том числе муниципальных, в сфере обеспечения чистоты и порядка, заключать договоры на вывоз мусора со специализированными организациями в соответствии с образуемыми ими объемами мусора и рассчитанными нормами накопления.
В силу части 5 статьи 10 Закона N 144-З в зимний период уборочных работ в том числе дворовые территории, проезды, подъездные пути к ним, имеющие усовершенствованное покрытие (асфальт, бетон, тротуарная плитка), должны быть очищены от снега и наледи до твердого покрытия, в случае гололеда - обработаны противогололедным материалом.
В части 19 статьи 10 Закона N 144-З установлено, что тротуары, пешеходные дорожки и лестничные сходы должны быть очищены на всю ширину до покрытия от свежевыпавшего или уплотненного снега (снежно-ледяных образований). Не допускается наличие на тротуарах, пешеходных дорожках, лестничных сходах и остановках пассажирского транспорта уплотненного снега, снежно-ледяных образований.
В период снегопада тротуары и лестничные сходы, площадки и ступеньки при входе в здания (гостиницы, театры, вокзалы и другие места общественного пользования), проходы для движения пешеходов должны расчищаться и обрабатываться противогололедными материалами.
При получении оповещения о гололеде или возможности его возникновения, в течение 2 часов после оповещения, противогололедными материалами в первую очередь обрабатываются лестничные сходы, а затем тротуары.
В части 1 статьи 8 Закона N 144-З определено, что субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны производить регулярную уборку территории, находящейся в их ведении.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 144-З субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны выполнять требования, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципальными правовыми актами в данной сфере правоотношений.
Решением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 26.12.2018 N 272 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород (далее - Правила N 272).
Указанные Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования город Нижний Новгород, порядок и периодичность их проведения, направленные на создание безопасных, удобных, привлекательных и комфортных условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования город Нижний Новгород.
Субъекты отношений в области благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород - юридические и физические лица (в том числе должностные лица, индивидуальные предприниматели), находящиеся на территории муниципального образования город Нижний Новгород и (или) осуществляющие деятельность на территории муниципального образования город Нижний Новгород и (или) являющиеся собственниками, владельцами, пользователями расположенных на территории муниципального образования город Нижний Новгород земельных участков, зданий, строений, сооружений, иных объектов благоустройства и элементов благоустройства.
Субъекты отношений в области благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород обязаны выполнять требования, установленные настоящими Правилами. Субъекты отношений в области благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород исполняют предусмотренные настоящими Правилами требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород самостоятельно или с привлечением лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности, на основании договора (контракта) (специализированные (подрядные), управляющие организации) (пункт 1.7 Правил N 272).
Пунктом 2.1.2 Правил N 272 определено, что содержание территорий общего пользования включает: ежедневную уборку от мусора; сметание и уборку листвы с твердых покрытий; очистку от снега и льда (наледи), обработку противогололедными материалами покрытий проезжей части дорог, мостов, улиц, тротуаров, проездов, пешеходных коммуникаций, вывоз снега и льда (снежно-ледяных образований); уборку, мойку и дезинфекцию мусороприемных камер, контейнеров (бункеров); сбор и вывоз мусора; полив территорий для уменьшения пылеобразования и увлажнения воздуха, полив цветников и газонов; обеспечение сохранности зеленых насаждений и уход за ними; восстановление нарушенных элементов благоустройства; содержание смотровых и дождеприемных колодцев ливневой канализационной системы, колодцев подземных коммуникаций (сооружений) в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов; содержание ограждений; содержание дорог, тротуаров, искусственных дорожных сооружений, проездов; содержание опор наружного освещения и контактной сети общественного транспорта; содержание малых архитектурных форм.
В силу пункта 11.2.2 Правил N 272 в период зимней уборки проводится: ежедневное прометание территорий с твердым покрытием; ежедневный сбор мусора со всей территории; очистка пешеходных дорожек от снега при снегопадах не позднее 1 часа после окончания снегопада; формирование снежных валов; при возникновении скользкости ли образовании гололеда - посыпка пешеходных дорожек противогололедными материалами, на которые имеются санитарно-эпидемиологические заключения; скалывание образовавшейся наледи - территория должна быть очищена от снега и наледи до твердого покрытия; уборка мусора из урн по мере накопления, но не реже чем 1 раз в неделю; вывоз снега с территорий, не позволяющих организовать хранение накопившегося объема снега без значительного зауживания проезжей части и тротуаров; в период таяния снега - рыхление снега и организация отвода талых вод.
В силу требований Закона N 144-З, Правил N 272 очистка от снега, наледи и обработка в случае гололеда (гололедицы) противогололедным материалом дворовых территорий и тротуаров должна быть выполнена до 7 часов.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется нарушение части 1 статьи 12 Закона N 144-З.
Как следует из материалов дела, 22.11.2022 в 12 час. 42 мин. и 23.11.2022 в 13 час. 34 мин. Обществом по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Энгельса, д.1, где осуществляет свою деятельность, не приняты меры по очистке придомовой территории от снега и наледи до твердого покрытия, не осуществлена посыпка противогололедными материалами.
Изложенные обстоятельства подтверждаются актом обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 23.11.2022 N 1802 и приобщенных к нему фотоматериалах, протоколом об административном правонарушении от 28.11.2022 N 1465/8.
Таким образом, Общество не выполнило возложенных на него законодательством обязательств, тем самым, совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Доводы Общества о неверном определении субъекта правонарушения и необходимости привлечения к ответственности виновного должностного лица судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
В силу положений части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Кроме того, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 15 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Таким образом, при выявлении в деятельности юридического лица состава административного правонарушения данная норма права предоставляет административному органу возможность одновременно привлечь к административной ответственности как само юридическое лицо, так и его руководителя и(или) иных работников, но при этом каждое такое лицо может быть подвергнуто административному наказанию с соблюдением порядка и условий его применения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Как верно указал суд, договор от 17.10.2022 N 189 на уборку и вывоз снега сам по себе не подтверждает факта осуществления уборки снега в проверяемый период, поскольку является рамочным (данные о территории, датах, времени вывоза снега договор не содержит). Согласно договору исполнение договора производится на основании заявок. Общество не представило заявок, иных документов, подтверждающих подачу и исполнение заявок по уборке и вывозу снега с придомовой территории, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении настоящего дела в суде.
Товарная накладная от 23.11.2022 N 3886 о закупке технической соли таким документом не является, в том числе, поскольку получателем товара является не Общество, а некий Сергей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду его малозначительности и освобождения его от административной ответственности.
Повторно проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции не установил со стороны административного органа процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Наказание назначено в пределах, установленных законом, и с соблюдением срока давности.
Судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте дана надлежащая правовая оценка всем доводам Общества, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.03.2023 по делу N А43-39413/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТСЖ-Регион" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-39413/2022
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ТСЖ-РЕГИОН"
Ответчик: АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ СОРМОВСКОГО РАЙОНА Г.Н.НОВГОРОДА, Муниципальное казенное учреждение "Административно-техническая инспекция города Нижнего Новгорода"