г. Вологда |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А05-12884/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Болдыревой Е.Н.,
судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии индивидуального предпринимателя Абрамова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Абрамова Владимира Андреевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 февраля 2022 года по делу N А05-12884/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Абрамов Владимир Андреевич (ОГРНИП 304291815200177, ИНН 291100066391; адрес:, 164144, Архангельская область, Каргопольский район, п/о Песок, деревня Ковежское) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным приложения к распоряжению Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) от 20.08.2015 N 910р "Перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков" (в редакции, утвержденной распоряжением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 19.07.2016 N 1085р) в части включения в указанное приложение следующих лесных кварталов общей площадью 35940 га: Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество, участок совхоз "Штурм", N кварталов лесных участков: 90-94; Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество, участок совхоз "Ухотский", N кварталов лесных участков: 1, 3, 10-14, 16, 31-36, 50-56. 58-65, 69-78, 80, 82-89, 91-97: Каргопольское лесничество, Печниковское участковое лесничество, участок Печниковско, N кварталов лесных участков: 10-12, 18, 19,24-26,31-33, 36-39.51,60,61,66,67. 168, 170; Каргопольское лесничество, Тихманьгское участковое лесничество, участок Тихманьгское, N кварталов лесных участков: 128, 129, 136-141; Каргопольское лесничество, Кречетовское участковое лесничество, участок Кречетовское, N кварталов лесных участков: 14, 15, 18, 34 (кроме выделов 10, 13, 15, 18-20).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК" (ОГРН 1112907000898, ИНН 2922008546; адрес: 165210, Архангельская область, Устьянский район, поселок Октябрьский, улица Заводская, дом 17; далее - ООО "ГК "УЛК").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Министерство и ООО "ГК "УЛК" в отзывах на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Министерство и третье лицо, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в соответствии с протоколами от 05.05.2006 N 617 и 618 о результатах лесных конкурсов предприниматель признан победителем лесных конкурсов на право заключения сроком на 15 лет договора аренды лесных участков по лесным массивам Печниковского лесничества ФГУ "Каргопольский лесхоз" кварталы N 10-12, 18, 19, 24-36, 31-33, 36-39, 51, 60, 61, 66, 67, 168, 170, и Кречетовского лесничества ФГУ "Каргопольский лесхоз" кварталы NN 14, 15, 18, 34 (кроме выделов 10, 13, 16, 18-20).
В соответствии с протоколом от 28.07.2006 N 654 о результатах лесного конкурса предприниматель признан победителем лесного конкурса на право заключения сроком на 25 лет договора аренды лесных участков по лесным массивам Тихманьгского лесничества ФГУ "Каргопольский лесхоз" кварталы N 128, 129, 136-141.
На основании ранее заключенных по результатам протоколов от 05.05.2006 N 617, 618, и от 24.07.2006 N 654 договоров аренды участков лесного фонда от 01.06.2006 N 40 и от 21.08.2006 N 41 департаментом лесного комплекса Архангельской области и предпринимателем заключен договор аренды лесного участка от 28.09.2007 N 38 (сроком действия до 20.08.2021) в отношении лесных участков Печниковского лесничества (кварталы N 10-12, 18, 19, 24-36, 31-33, 36-39, 51, 60, 61, 66, 67, 168, 170), Кречетовского лесничества (кварталы N 14, 15, 18, 34 (кроме выделов 10, 13, 16, 18-20)), Тихманьгского лесничества (кварталы N 128, 129, 136-141).
Согласно протоколам от 21.12.2006 N 11 и 15 заявитель признан победителем лесных конкурсов на право заключения сроком на 20 лет договора аренды лесных участков по лесным массивам в Каргопольском сельском лесхозе-филиале, леса бывшего совхоза "Ухотский" кварталы N 1, 3, 10-14, 16, 31-34, 50-56, 58, 60-65, 76-78, 80, 91-93, леса бывшего совхоза "Штурм" кварталы N 90-94, леса бывшего совхоза "Ухотский" кварталы N 35, 36, 59, 69-75, 82-89, 94-97.
Департаментом лесного комплекса Архангельской области и предпринимателем заключен договор аренды лесного участка от 28.09.2007 N 39 в отношении лесных участков Каргопольском сельском лесхозе-филиале, леса бывшего совхоза "Ухотский" кварталы N 1, 3, 10-14, 16, 31-34, 50-56, 58, 60-65, 76-78, 80, 91-30, леса бывшего совхоза "Штурм" кварталы N 90-94, леса бывшего совхоза "Ухотский" кварталы N 35, 36, 59, 69-75, 82-89, 94-97.
На основании заявления предпринимателя от 12.10.2009 об объединении договоров от 28.09.2007 N 38 и 39 и заключении одного договора аренды лесного участка сроком на 15 лет, арендодателем и арендатором заключен договор от 20.11.2019 N 106 аренды лесного участка в отношении лесных участков, указанных в договорах N 38 и 39.
Срок договора аренды от 20.11.2009 N 106 определен до 20.08.2021 (пункт 7.1 договора), договор зарегистрирован в установленном порядке 03.02.2010.
В 2021 году предприниматель обращался в министерство с заявлениями о заключении с ним нового договора аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 49 лет. Распоряжением министерства от 26.05.2021 N 631р предпринимателю отказано в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в связи с несоблюдением пунктов 1, 3, 4, 7 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Распоряжением министерства от 24.06.2021 N 764-р предпринимателю отказано в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в связи с несоблюдением пунктов 3, 4, 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражный суд Архангельской области суда по делу N А05-8417/2021 в удовлетворении требований предпринимателя о признании недействительным распоряжения министерства от 24.06.2021 N 764-р отказано.
Как указал заявитель, при рассмотрения дела N А05-8417/2021 ему стало известно, что спорные лесные участки в 2016 году включены в перечень участков, предоставленных ООО "Устьянская лесоперерабатывающая компания" для реализации инвестиционное проекта на основании приложения к распоряжению министерства от 20.08.2015 N 910р "Перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков" (в редакции, утвержденной распоряжением министерства от 19.07.2016 N 1085р).
Полагая, что данное приложение в части включения в него лесных кварталов, являвшихся предметом договора аренды от 20.11.2009 N 106, незаконно и нарушает права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене ввиду следующего.
В силу статьи 22 ЛК РФ инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение N 419), действовавшее в спорный период (до 07.03.2018).
Согласно подпункту "б" пункта 11 Положения N 419 заинтересованный орган в течение 30 календарных дней со дня приема заявки, а в случае реализации инвестиционного проекта на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в течение 45 календарных дней принимает решение, которое должно содержать указание на утверждение перечня лесных участков и принятие заинтересованным органом обязательства о том, что указанные лесные участки не будут переданы в пользование до момента принятия Министерством промышленности и торговли Российской Федерации решения о включении инвестиционного проекта в перечень.
Исходя из пункта 18 Положения N 419 внесение изменений в инвестиционный проект осуществляется в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.
В спорный период действовал Порядок внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, утвержденный Приказом Минпромторга Российской Федерации от 16.12.2011 N 1755 (далее - Порядок N 1755).
Согласно пункту 2 Порядка N 1755 основанием для внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект является решение заинтересованного органа, указанного в пункте 5 Положения N 419, об утверждении заявки организации на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект.
Заявка включает в себя: заявление инвестора о внесении изменений в приоритетный инвестиционный проект; обоснование необходимости внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект; документы, подтверждающие размер объема израсходованных средств на реализацию приоритетного инвестиционного проекта, и перечень выполненных работ на момент подачи заявки; концепцию приоритетного инвестиционного проекта с внесенными изменениями (пункт 3 Порядка N 1755).
Согласно абзацу второму пункта 5 Порядка N 1755 к заявке прилагаются документы, в которых указан кадастровый номер лесного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта. В случае отсутствия кадастрового номера лесного участка прилагается план лесного участка в составе земель лесного фонда. Неотъемлемой частью заявки являются материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений в инвестиционный проект.
Исходя из подпункта 3 пункта 7 Порядка отбора и утверждения заявок коммерческих организаций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 12.07.2011 N 243-пп (действовавшего на дату принятия оспариваемого распоряжения), в проект перечня лесных участков, требуемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, в границах лесничеств Архангельской области включаются в том числе лесные участки, освобождаемые из пользования по договорам аренды в период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 приказом Министерства промышленности и торговли от 20.12.2011 N 1779 в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в 2011 году включен инвестиционный проект ООО "Устьянская лесоперерабатывающая компания" "Организация производства по переработке низкосортной древесины и отходов лесопиления на базе ООО "Устьянская лесоперерабатывающая компания".
Распоряжением министерства от 20.08.2015 N 910р утверждена заявка ООО "Устьянская лесоперерабатывающая компания" на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов.
Распоряжением министерства от 25.10.2019 N 1295р внесены изменения в приложение к распоряжению министерства от 20.08.2015 N 910р. Приложение к распоряжению N 1295р содержит перечень лесных участков, представляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков. В перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта включены лесные участки, расположенные: Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Тихманьгское участковое лесничество кварталы N 128,129,136-141, площадь участка 6079 га, кадастровый номер 29:05:093101:1; Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество (участок бывшего совхоза "Штурм") кварталы N 90-94, (участок бывшего совхоза "Ухотский") кварталы N 1, 3, 10-14, 16, 31-36, 50-56, 58-65, 69-78, 80, 82-89, 91-97, площадь участка 17432 га, кадастровый номер 29:05:000000:84; Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Кречетовское участковое лесничество кварталы N 14,15,18,34 (кроме выделов 10,13,16,18-20).
Срок заключения договора аренды указанных лесных участков данным приложением установлен не позднее 4-го квартала 2021 года.
Само по себе включение в перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков, участков, находящихся в аренде у заявителя, не может служить достаточным основанием для признания нарушенными его прав.
Так, установленный по договору аренды N 106 срок аренды предпринимателем лесных участков истек 20.08.2021, то есть ранее определенного оспариваемым ненормативным актом срока заключения договоров аренды в рамках реализации инвестиционного проекта.
Ничтожность срока договора аренды N 106 в части спорных лесных кварталов в Ухотском и Тихманьгском участковых лесничествах предпринимателем не доказана.
Доказательства внесения в указанный договор изменений в части срока аренды в отношении указанных лесных кварталов на момент вынесения министерством оспариваемого распоряжения отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи, частью 1 статьи 74 этого Кодекса.
В силу части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43-45 данного Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 Кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений.
Указанный перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков без проведения торгов является исчерпывающим.
Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, являющееся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеет право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Исходя из буквального толкования статьи 74 ЛК РФ, ее положения фактически устанавливают основания, при наличии которых лицо, являющееся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеет преимущественное право перед другими участниками гражданского оборота на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок, а часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит конкретные условия, обусловленные спецификой земель лесного фонда и принципами правового регулирования отношений, связанных с оборотом лесных участков, при которых арендатор может реализовать такое право.
Таким образом, арендатор имеет право на заключение договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов на основании пункта 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ при соблюдении условий, установленных частью 2 статьи 74 Кодекса.
Суд первой инстанции на основании статьи 69 АПК РФ правомерно принял во внимание, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А05-8417/2021, в котором участвовали те же лица, установлено, что в период действия договора N 106 предприниматель допускал неоднократное нарушение условий договора (в том числе в периоды 2011, 2013 годов).
Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащим исполнении заявителем договора аренды лесных участков, при этом неоднократный характер нарушений имел место до издания министерством оспариваемого распоряжения.
Таким образом, суд первой инстанции справедливо учел, что на момент принятия ответчиком распоряжения от 19.07.2016 N 1085р, которым в перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, включены лесные участки, арендованные предпринимателем по договору аренды N 106, заявителем допущены нарушения, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 статьи 74 ЛК РФ. Соответственно по состоянию на 19.07.2016 министерство имело сведения о наличии установленных пунктом 3 части 2 статьи 74 ЛК РФ оснований для отказа предпринимателю в заключении договора аренды лесного участка на новый срок.
Судебными актами по делу N А05-8417/2021, вступившими в законную силу, установлено отсутствие у заявителя права на преимущественное заключение договора аренды лесного участка на новый срок.
При таких обстоятельствах доводы предпринимателя о нарушении оспариваемым распоряжением его прав и законных интересов подлежат отклонению.
Само по себе наличие у заявителя заинтересованности в получении в аренду спорных лесных участков не свидетельствует о нарушении вынесением оспариваемого распоряжения подлежащих защите прав и интересов предпринимателя. При этом на момент подачи в суд настоящего заявления доказательств обращения предпринимателя за проведением аукциона (конкурса) на право заключения договоров аренды спорных лесных участков не имелось, как отсутствуют и доказательства, что единственным препятствием к проведению такого аукциона (конкурса) послужило именно включение лесных участков в спорный перечень лесных участков к инвестиционному проекту третьего лица.
Доводы апеллянта о несении им затрат на приобретение техники для ведения предпринимательской деятельности на спорных участках не могут быть приняты как документально не подтвержденные. Кроме того, исходя из позиции заявителя соответствующая техника является его собственностью. Убыточный характер приобретения техники не доказан.
Как верно отметил суд первой инстанции, само по себе включение в перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного, лесных участков, находившихся в аренде у заявителя, не является нарушением его прав, поскольку не предполагает немедленного изъятия таких лесных участков. На возникшие в период действия договора аренды в связи с вынесением оспариваемого распоряжения препятствия пользованию спорными участками заявитель не ссылался.
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии совокупности установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ. Излишне уплаченная подателем жалобы по платежному поручению от 09.03.2022 N 79 государственная пошлина в сумме 2 850 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 февраля 2022 года по делу N А05-12884/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Абрамова Владимира Андреевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Абрамову Владимиру Андреевичу (ОГРНИП 304291815200177, ИНН 291100066391; адрес: 164144, Архангельская область, Каргопольский район, деревня Ковежское) из федерального бюджета 2 850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 09.03.2022 N 79.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12884/2021
Истец: ИП Абрамов Владимир Андреевич
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: ООО "Группа компаний "УЛК"