г. Челябинск |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А47-5482/2023 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Спортивный Клуб "Южный Урал" на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.04.2023 по делу N А47-5482/2023.
Автономная некоммерческая организация "Спортивный Клуб "Южный Урал" (ОГРН: 1065614048444, ИНН: 5614025359) (далее - заявитель, АНО "Спортивный Клуб "Южный Урал", организация, Клуб) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Счетной палате Оренбургской области (ОГРН: 1025601028826, ИНН: 5610061050) о признании недействительным/ незаконным акта N 01-10/11 от 16.03.2023 Счетной палаты Оренбургской области в части выводов о том, что финансирование ДЮСШ N 4 г. Орска имеет признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ, ст. 285.1 УК РФ - абзац 1 страницы 86 акта N 01-10/11.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.04.2023 отказано в принятии заявления АНО "Спортивный Клуб "Южный Урал".
АНО "Спортивный Клуб "Южный Урал" (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит определение суда отменить, признать недействительным/незаконным акт N 01-10/11 от 16.03.2023 Счетной палаты Оренбургской области в части выводов о том, что финансирование ДЮСШ N 4 г. Орска имеет признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ, ст. 285.1 УК РФ - абзац 1 страницы 86 акта N 01-10/11.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что Клуб ежегодно участвует в конкурсе на предоставление субсидии Министерством спорта Оренбургской области, областная субсидия - основной источник финансирования Клуба. Из получаемой областной субсидии Клуб ежегодно софинансировал участие в спортивных соревнованиях по хоккею детскую спортивную школу - ДЮСШ N 4 г. Орска. Акт проверки Счетной палаты содержит вывод о том, что данное деяние (финансирование ДЮСШ) имеет признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ, ст. 285.1 УК РФ. Финансирование ДЮСШ квалифицируется в данном случае как нецелевое использование бюджетных средств. Указывает, что данный вывод Счетной палаты о наличии признаков состава преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 285.1 УК РФ, не является обоснованным. Клуб придерживается мнения, что данные выводы следует исключить из текста акта проверки, в противном случае он может создать негативные последствия, намного более существенные, чем неточная формулировка в нормативно-правовом акте. Указывает на нарушение выводами, изложенными в акте, прав и законных заявителя. Отмечает, что 18.04.2023 Счетная палата Оренбургской области повторно начала запрашивать уже имеющиеся после проведения проверки документы для производства по делам об административных правонарушениях.
К апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства: скриншот сайта Счетной палаты Оренбургской области, письмо Счетной палаты Оренбургской области от 18.04.2023 N 3.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Счетная палата Оренбургской области просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Обращает внимание, что Арбитражный Суд Оренбургской области 15.05.2023 вынес определение о принятии к производству заявления о признании ненормативного правового акта недействительным (представление Счетной Палаты Оренбургской области от 19.04.2023 N 01-17/337), решения (действия) бездействия незаконным, и назначении предварительного судебного заседания.
К отзыву на апелляционную жалобу приложены дополнительные доказательства: выписка из акта от 16.03.2023 N 01-10/11, с пояснениями АНО "Спортивный Клуб "Южный Урал" от 03.04.2023 N 01-16/246 (исх.N 90 от 28.03.2023) и заключением на пояснения от 04.04.2023 N 01-17/249 на 30 л. в 1 экз.; выписка из отчета от 17.04.2023 N 01-11/4 на 29 л. в 1 экз. копия представления Счетной палаты Оренбургской области от 19.04.2023 N 01-17/337 на 9 л. в 1 экз.
Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Относительно дополнительных доказательств приложенных к апелляционной жалобе и отзыву на апелляционную жалобу суд апелляционной инстанции отмечает.
Из положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд апелляционной инстанции принимает дополнительные доказательства лишь в исключительных случаях при условии, что лицо обосновало невозможность их представления и заявления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Учитывая, что представленные апеллянтом и Счетной палатой Оренбургской области документы судом первой инстанции исследованы не были, ввиду отсутствия рассмотрения спора по существу, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для приобщения указанных дополнительных документов к материалам дела в связи с чем отказывает в приобщении к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Апелляционная жалоба рассмотрена судьей в соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации единолично.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в принятии заявления к производству, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для проверки оспариваемого акта N 01-10/11 от 16.03.2023 в судебном порядке, отметив, что указанный акт не обладает признаками ненормативного правового акта.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Согласно части 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникшие из административных и иных правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу правовой позиции, выраженной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к ненормативным правовым актам относятся акты органов государственной власти (органов местного самоуправления), принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
С учетом изложенного, под правовым актом индивидуального характера (ненормативным правовым актом), подлежащим оспариванию в арбитражном суде, понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что Счетной палатой Оренбургской области в период с 23.01.2023 по 06.03.2023 в организации АНО "Спортивный клуб "Южный Урал" было проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования средств областного бюджета, выделенных в 2022 году в виде субсидии автономной некоммерческой организации "Спортивной клуб "Южный Урал".
Результаты проверки отражены в акте N 01-10/11 от 16.03.2023.
Акт проверки Счетной палаты содержит вывод о том, что данное деяние (финансирование ДЮСШ) имеет признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ, ст. 285.1 УК РФ.
Не согласившись с данным выводом, заявитель обратился в арбитражный суд.
Из заявления и приложенных к нему документов следует, что фактически заявитель оспаривает выводы должностных лиц, изложенные в акте проверки N 01-10/11 от 16.03.2023.
Вместе с тем, акт проверки является средством фиксации выявленных нарушений и, как следствие, является доказательством нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В рамках арбитражного процесса акт проверки является доказательством в понимании статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит оценке судом при рассмотрении соответствующего спора.
Согласно абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений.
При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.).
Оценив содержание оспариваемого акта, суд пришел к выводу о том, что акт N 01-10/11 от 16.03.2023 не обладает такими признаками ненормативного правового акта как обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителя. Каких-либо властных предписаний, порождающих правовые последствия для заявителя, оспариваемый акт не содержит. Оспариваемый акт самостоятельно не может изменять или устанавливать соответствующие права и налагать какие-либо обязанности на заявителя, являясь по своей форме и содержанию лишь оформлением процессуальных действий должностных лиц в рамках проведения выездной проверки. Данный документ не является окончательным по вопросу регулирования правоотношений между заявителем и Счетной палатой Оренбургской области, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.
Следовательно, данный акт проверки сам по себе не нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него неблагоприятных последствий и поэтому не подлежат оспариванию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу, что заявление по настоящему делу не подлежит рассмотрению в судах.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в рамках дела N А47-7631/2023 АНО "Спортивный Клуб "Южный Урал" обратилось с заявлением о признании недействительным представления Счетной палаты Оренбургской области принятого по результатам проверки, акт которой оспаривается в настоящем деле.
Доводы апелляционной жалобы направлены на оценку обстоятельств судом апелляционной инстанции по существу спора, вместе с тем, спор по существу судом первой инстанции не рассматривался.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении судом норм процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.04.2023 по делу N А47-5482/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Спортивный Клуб "Южный Урал" - без удовлетворения.
Возвратить автономной некоммерческой организации "Спортивный Клуб "Южный Урал" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 580 от 03.05.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5482/2023
Истец: АНО "СПОРТИВНЫЙ КЛУБ "ЮЖНЫЙ УРАЛ"
Ответчик: Счетная палата Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7198/2023