г. Киров |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А28-4268/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Бычихиной С.А., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Предпринимателя - Никулина А.Н., действующего на основании доверенности от 01.09.2020 (присутствовал на судебном заседании 30.05.2023),
представителя налогового органа - Зубаревой Е.А., действующей на основании доверенности от 27.03.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Исупова Вячеслава Геннадьевича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2023 по делу N А28-4268/2022,
по заявлению индивидуального предпринимателя Исупова Вячеслава Геннадьевича (ИНН: 434900292307, ОГРН: 318435000019945)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (ИНН: 4345001066, ОГРН: 1044316882301)
третьи лица: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области,
Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Бюро технической инвентаризации" (ИНН: 4345478596, ОГРН: 1184350004112)
о признании незаконными действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Исупов Вячеслав Геннадьевич (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) по перерасчету налога на имущество физических лиц за 2020 год по налоговому уведомлению от 28.12.2021 N 85638253 и признании недействительным налогового уведомления от 28.12.2021.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2023 Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на пункт 7 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", заявитель жалобы считает, что новая кадастровая стоимость, установленная в отношении объектов недвижимости подлежит применению с 1 января, года следующего за годом вступления в законную силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, т.е. с 01.01.2021. В связи с чем Инспекцией неправомерно произведен перерасчет налога на имущество за 2020 год.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель налогового органа указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.05.2023 до 10 часов 50 минут.
Третьи лица о времени и месте судебного заседания и об объявлении в нем перерыва извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц и до перерыва в судебном заседании в отсутствие представителя Предпринимателя.
В суд апелляционной инстанции от ответчика поступило заявление о процессуальном правопреемстве, в котором просит произвести замену Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кирову на её правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области в связи с её реорганизацией в форме присоединения.
Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что в результате реорганизации в форме присоединения Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Кирову (ИНН: 4345001066, ОГРН: 1044316882301) прекратила свою деятельности с 27.03.2023 и была присоединена к Управлению Федеральной налоговой службы по Кировской области (ИНН: 4347013155, ОГРН: 1044316878715).
На основании изложенного суд апелляционный суд производит процессуальную замену Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кирову на её правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области.
В связи с изложенным, ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом данный перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Как следует из материалов дела, до момента уплаты налога (до 17.01.2022) налоговым органом в адрес Предпринимателя было выставлено налоговое уведомление от 28.12.2021 N 85638253 о перерасчете налога на имущество за 2020 год по ранее выставленному уведомлению от 01.09.2021, и доначислении к уплате за 2020 год налога на имущество в размере 81 497 рублей по объекту недвижимости с кадастровым номером 43:40:000400:726 и 213 рублей по объекту недвижимости с кадастровым номером 43:40:000400:737.
Основанием для направления уведомления от 28.12.2021 послужили сведения об измененной кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером 43:40:000400:726 и с кадастровым номером 43:40:000400:737 и отражением изменений стоимости в ЕГРН.
Согласно выписки из ЕГРН, объект недвижимости - здание с кадастровым номером 43:40:000400:737 по адресу г. Киров ул. Свободы, имеет кадастровую стоимость 5 389 126 рублей 65 копеек, дата утверждения кадастровой стоимости 20.02.2020, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН 28.02.2020, дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимости 23.09.2019, дата начала применения кадастровой стоимости - 01.01.2020.
Согласно выписки из ЕГРН, объект недвижимости - здание, с кадастровым номером 43:40:000400:726 по адресу г. Киров ул. Свободы д. 139а, имеет кадастровую стоимость 19 932 312 рублей 98 копеек, дата утверждения кадастровой стоимости 20.02.2020, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН 28.02.2020, дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимости 23.09.2019, дата начала применения кадастровой стоимости - 01.01.2020.
Считая, что новая кадастровая стоимость подлежит применения с 01.01.2021, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований, Арбитражный суд Кировской области руководствовался положениями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ), статьями 52, 346.11, 400, 401, 403, 408 НК РФ и пришел к выводу о том, что перерасчет налога на имущество за 2020 год произведен налоговым органом правомерно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда по следующим основаниям
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 237-ФЗ для проведения государственной кадастровой оценки органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки формируется Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Исходя из положений Закона N 237-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) в перечень включаются сведения ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня (часть 5 статьи 13 Закона N 237-ФЗ).
В силу части 1, 4 статьи 15 Закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость должна быть утверждена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации. Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении месяца со дня его обнародования (официального опубликования).
Частью 1 статьи 18 Закона N 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Применительно к рассматриваемому ситуации актом об утверждении результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2020 является Распоряжение министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.11.2019 N 1368 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех объектов недвижимости (за исключением земельных участков), а также земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Кировской области" (далее - Распоряжение от 20.11.2019 N 1368).
Согласно части 9 статьи 24 Закона N 237-ФЗ после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, объекты недвижимости, сведения о которых внесены в ЕГРН после формирования Перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, проводимой в порядке Закона N 237-ФЗ должны быть переоценены в соответствии с требованиями данного закона, что и было осуществлено уполномоченным органом в порядке, предусмотренном для случаев определения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик.
Таким образом, дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В 2019 году в Кировской области проведена очередная кадастровая оценка объектов недвижимости в соответствии с Перечнем объектов недвижимости, сформированным в соответствии с Законом N 237-ФЗ.
В отношении спорного имущества по состоянию на 01.01.2019 Перечень объектов содержал следующую информацию:
- по объекту с кадастровым номером 43:40:000400:726 перечень содержал сведения о площади объекта в размере 469,9 кв.м;
- по объекту с кадастровым номером 43:40:000400:737 перечень не имел сведений, в связи с отсутствием спорного объекта в кадастре недвижимости.
В период проведения государственной кадастровой, то есть после формирования Перечня объектов (01.01.2019), произошли следующие изменения в сведениях по спорным объектам недвижимости:
- по объекту с кадастровым номером 43:40:000400:726 увеличилась площадь объекта с 469,9 кв.м до 528,3 кв.м;
- 18.04.2019 по объекту с кадастровым номером 43:40:000400:737 осуществлена постановка на кадастровый учет с кадастровой стоимостью 960 129, 62 рублей, а 23.09.2019 по заявлению второго собственника данного здания (Никулиной Е.С.) произведено уточнение местоположения объекта и изменена его площадь.
Между тем, учитывая, что результаты проведения очередной кадастровой оценки основывались на сведениях, внесенных в Перечень по состоянию на 01.01.2019, акт об утверждении кадастровой стоимости был принят без учета произведенных после 01.01.2019 изменений.
В целях актуализации кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в соответствии с частью 9 статьи 24 Закона N 237-ФЗ КОГБУ "БТИ" после утверждения результатов кадастровой стоимости произведено определение кадастровой стоимости (по состоянию на сентябрь 2019 года). По результатам составлен акт об определении от 20.02.2020 N А-ОКС-2020-054-03-04.
Поскольку соответствующие обязательства КОГБУ "БТИ" по расчету кадастровой стоимости в рамках части 9 статьи 24 Закона N 237-ФЗ возникли после проведения государственной кадастровой оценки и утверждения ее результатов, актом, день вступления в силу которого принимается в качестве даты начала применения рассчитанной кадастровой стоимости является акт об утверждении последних на дату проведения такого расчета результатов государственной кадастровой оценки (Распоряжение от 20.11.2019 N 1368).
Следовательно, для целей исчисления налога сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат применению с даты вступления в силу акта субъекта Российской Федерации, утвердившего кадастровую стоимость объектов недвижимости соответствующего вида, вне зависимости от фактической даты внесения сведений в ЕГРН (то есть с 01.01.2020).
В рассматриваемом случае сведения о кадастровой стоимости, определенные по акту от 20.02.2020 N А-ОКС-2020-054-03-04, внесены в ЕГРН в установленном порядке с указанием даты начала ее применения - с 01.01.2020, что соответствует дате вступления в силу Распоряжения от 20.11.2019 N 1368.
Таким образом, спорная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2020.
Довод Предпринимателя о том, что на момент выставления Инспекцией уведомления от 28.12.2021 N 85638253 о перерасчете налога на имущество за 2020 год, действовала новая редакция пункта 7 части 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ, согласно которой новая кадастровая стоимость, установленная в отношении объектов недвижимости, подлежит применению с 1 января, года следующего за годом вступления в законную силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, т.е. с 01.01.2021, отклоняется апелляционным судом, поскольку в данном случае правовым вопросом является порядок применения кадастровой стоимости с учетом общеправового принципа действия закона во времени. При этом право налогового органа на перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество установлено пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное, расчет суммы налога на имущество физических лиц правомерно определен налоговым органом за 2020 год исходя из кадастровой стоимости, указанной в акте об определении от 20.02.2020 N А-ОКС-2020-054-03-04.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 48, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
заменить ответчика - Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Кирову на её правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2023 по делу N А28-4268/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Исупова Вячеслава Геннадьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4268/2022
Истец: ИП Исупов Вячеслав Геннадьевич
Ответчик: ИФНС России по Городу Кирову
Третье лицо: КОГБУ "БТИ", пред-ль истца: Никулин Александр Николаевич, ФГБУ Филиал Федеральная кадастровая палата Росреестра по Кировской области