г. Москва |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А40-189883/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.03.2023 по делу N А40-189883/22
по заявлению ООО "100 на 100"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Рычков К.М. по дов. от 16.02.2023; |
от ответчика: |
Винокурцева Е.В. по дов. от 25.04.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "100 на 100" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, ответчик) уведомления от 24.08.2022 года N КУВД-001/2022- 19605278/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета нежилого помещения с кадастровым номером: 77:04:0002002:7949, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Зарайская, д.53; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "100НА100" в установленном законом порядке, осуществить государственный кадастровый учет помещения с кадастровым номером: 77:04:0002002:7949, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Зарайская, дом 53 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 17.03.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из заявления и материалов дела, ООО "100НА100" 13.05.2022 г. обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений помещения с кадастровым номером: 77:04:0002002:7949, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Зарайская, дом 53.
К заявлению Обществом был приложен технический план, подготовленный кадастровым инженером Рычковым К.М., являющимся работником юридического лица ООО "100 на 100" с целью внесения изменений в объект учета.
Управлением 24.05.2022 вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-19605278/1, в соответствии с которым осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено до 24 августа 2022 года.
Заявитель 21.07.2022 года представил в Управление дополнительные документы во исполнение уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-19605278/1 в целях возобновления государственной регистрации, а именно: технический план.
25.07.2022 ответчиком было вынесено уведомление о не устранении причин приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-19605278/3.
24.08.2022 Управлением вынесено уведомление об отказе в государственном кадастровом учете N КУВД-001/2022-19605278/6.
Указанное уведомление мотивировано тем, что из представленных заявителем документов следует, что были проведены работы по организации входной группы. Между тем, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Однако, как указывает Управление, протокол общего собрания собственников заявителем не представлен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявленными требованиям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Согласно пункту 7.3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении) является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. Требования к техническому плану установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
В соответствии со ст. 2, 13, 20-29 Жилищного кодекса Российской Федерации, Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее также - Инспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия по предоставлению государственной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 2.5.1.1.1.7 "Административного регламента предоставления государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме в городе Москве", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП, документами, необходимыми для предоставления государственной услуги является, в частности, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, разработанный организацией, являющейся членом саморегулируемой организации (далее - Проект). При этом результатом оказания услуги является предоставление комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировки помещения.
Судом верно установлено и подтверждается материалами дела, что заявителем были исполнены требования постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП. Общество предоставило в Управление техническое заключение от 27.02.2020 N 0047-ЦОУ, подготовленное автором дома АО "МНИИТЭП", по которому Мосжилинспекцией принято решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения и выдан соответствующий акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме от 03.02.2021 N б/н.
Указанный выше акт Мосжилинспекции удостоверяет выполнение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с технической документацией. В акте от 03.02.2021 г. б/н, утвержденном Инспекцией (п.1 решения комиссии) указано: "Считать предъявленные комиссии работы выполненными в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих для многоквартирных домов".
Также в данном акте Мосжилинспекцией согласованы следующие виды работ: демонтаж существующих входов в пом.1 (внутренних тамбуров и входных площадок) с устройством новых эвакуационных выходов из пом.1; демонтаж входной двери с частичной закладкой проема и устройством оконного проема в пом.5; устройство внутреннего тамбура (пом.2) и входной группы с пандусом в осях "1п"/ "Вп-Бп" и отдельного входа с площадкой в наружной стене в осях "1п"/ "Зп-Жп"; устройство дополнительной лестницы (ступени подъема) к входной площадке (пом.30).
Согласно техническому заключению от 27.02.2020 N 0047-ЦОУ, подготовленному автором дома АО "МНИИТЭП", при проведении работ по переустройству были выполнены работы по демонтажу внутреннего тамбуров и входных площадок - бывших входов в помещение N 1, с устройством на их месте эвакуационных выходов из торгового зала (1); демонтажу входной двери на склад (5) с частичным заложением проема и устройство оконного проема на месте бывшего дверного проема; устройству внутреннего тамбура (2) и входной группы с пандусом по оси "1п" между осями "Вп" - "Бп" в наружной ограждающей стене; устройству дополнительной лестницы к входной площадке в помещение охраны (30).
Также судом учтено, что в заключении от 19.01.2021 N МКА-02-59808/0-1 Москомархитектура согласовала представленную документацию в части работ, связанных с изменениями внешнего архитектурного облика здания.
Кроме этого, согласно п. 4 "Общие положения" СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а также ст. 89 "Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам" Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в том случае, если собственник помещения не выполнил бы работы по устройству пандусов и эвакуационных выходов из торгового зала, для граждан, в том числе для маломобильных групп населения, существовала бы угроза жизни и здоровья.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что спорное помещение является пристроенным к зданию и в данном доме не является частью квартир, и не предназначено для обслуживания одного или более помещений, проведенные работы полностью соответствуют работам (п.1 решения комиссии Акта Мосжилинспекции от 03.02.2021), представленным на рассмотрение комиссии, а вышеуказанные акты органов местного самоуправления, а также техническое заключение от 27.02.2020 г. N 0047-ЦОУ (пп.4 п.5 "Выводы и рекомендации" технического заключения от 27.02.2020 г. N 0047-ЦОУ), подтверждают, что работы выполнены в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих для многоквартирных домов; выполненные работы, не затрагивают характеристики надежности и безопасности здания; не нарушают нормы градостроительного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения; не несут угрозы жизни и здоровью граждан.
С учетом изложенного Обществом с заявлением в адрес Управления был предоставлен исчерпывающий пакет документов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастровый учет помещения, а именно: техническое заключение от 27.02.2020 N 0047-ЦОУ, подготовленное автором дома АО "МНИИТЭП"; акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировки помещения от 03.02.2021 г. N б/н, выданный Государственной жилищной инспекцией города Москвы; заключение Москомархитектуры от 19.01.2021 N МКА-02-59808/0-1; техническая документация ГУП МосГорБТИ от 13.08.2021 б/н; технический план от 11.05.2022 N б/н.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 24.08.2022 N КУВД-001/2022-19605278/6 является незаконным.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы Управления о том, что заявитель изменил одновременно предмет и основание иска, в связи с чем суд неправомерно принял такое уточнение иска, были рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Из материалов следует, что заявитель уточнил свои требования, изменив только предмет иска. Данное ходатайство было рассмотрено судом, признано соответствующим ст. 49 АПК РФ и принято к рассмотрению протокольным определением от 16.01.2023.
Доводы, приведенные Управлением в своей апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2023 по делу N А40-189883/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-189883/2022
Истец: ООО "100 НА 100"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ