г. Пермь |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А60-70065/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Журавлевой У.В.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Музейно-выставочный комплекс" на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2023 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-70065/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ИНН 7204189710, ОГРН 1137232022938; далее - общество)
к муниципальному бюджетному учреждению "Музейно-выставочный комплекс" (ИНН 6630007849, ОГРН 1026601768380; далее - учреждение)
о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к учреждению о взыскании 17 004 руб. 30 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с января по май 2022 г., 1173 руб. 63 коп. неустойки за период с 11.02.2022 по 26.11.2022, с продолжением ее начисления по день фактической уплаты долга.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2023, принятым путем подписания резолютивной части, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Мотивированное решение составлено судом 13.03.2023
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, возложить на истца обязанность по возмещению судебных расходов. По мнению ответчика, во взаимоотношениях между сторонами подлежит применению расчетный способ коммерческого учета ТКО по количеству и объему контейнеров. Апеллянт не согласен с тем, что экспертное заключение о соответствии мест (площадок) накопления ТКО от 20.06.2022 N 04к-07/542 и экспертное заключение N 62/2022 ОИ от 16.06.2022 судом трактуются как первоначальное согласование места (площадки) накопления ТКО по адресу: Ленина, 54, ссылается на то, что в переписке с ответчиком (исх. И-РИЦ-2022-20360 от 27.05.2022) истец указывал, что в целях перерасчета оказанных услуг по факту ответчику необходимо предоставить документы, подтверждающие несоответствие планируемого объема сбора и транспортирования ТКО нормативу накопления ТКО на объекте, в связи с чем ответчик и был вынужден обратиться в Межрегиональное управление N91 ФМБА России о выдаче заключения о соответствии мест (площадок) накопления ТКО требованиям санитарного законодательства РФ. Апеллянт настаивает на наличии оснований для перерасчета объема оказанных услуг исходя из количества и объема контейнеров, ссылается на утвержденный распоряжением Администрации городского округа город Лесной от 27.01.2021 N 21-р реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Истцом в материалы дела направлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, общество в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18.05.2018, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с ТКО (региональный оператор) в соответствующей зоне деятельности.
Общество указало, что в период январь - май 2022 г. оказывало учреждению услуги по обращению с ТКО в отношении объекта последнего, расположенного в границах зоны деятельности общества как регионального оператора - по адресу: Свердловская область, г. Лесной, ул. Ленина, д. 54.
Как следует из материалов дела, принятые сторонами меры по урегулированию разногласий по договору оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период к заключению указанного договора на предложенных одной из сторон условиях не привели.
На основании пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных, потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Потребитель в течение 15 рабочих дней направляет региональному оператору заявку о заключении договора. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Законом N 89-ФЗ и Правилами N 1156 заключение публичного договора является обязательным для регионального оператора и потребителя.
Пунктом 8.18 Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае незаключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Как указывает общество, при отсутствии договора оказания услуг по обращению с ТКО как единого подписанного документа между сторонами в спорный период действовали условия типового договора, в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 6 типового договора предусмотрено, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 22 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Как указало общество, им в период с января по май 2022 г. учреждению оказаны услуги по обращению с ТКО, задолженность по оплате которых составляет 17 004 руб. 30 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с учреждения долга и начисленной пени.
Судебный приказ от 26.10.2022 по делу N А60-56123/2022 о взыскании с ответчика в пользу истца спорной задолженности и пени отменен определением суда от 14.11.2022 ввиду поступления от должника возражений относительно его исполнения, что и явилось основанием для обращения истца в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым иском.
Возражая относительно удовлетворения исковых требований, учреждение указало, что обществом объем услуг по обращению с ТКО необоснованно определен исходя из норматива накопления ТКО, полагало, что применению подлежит способ коммерческого учета по объему и количеству контейнеров, а объем фактически оказанных услуг составляет 743,8 куб.м.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами N 1156, исходил из доказанности факта оказания истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период, возникновения на стороне ответчика обязанности по оплате данных услуг и ненадлежащего исполнения последним данной обязанности. Расчет объема оказанных услуг исходя из норматива накопления судом признан обоснованным, расчет пени - правильным.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Из указанных норм права следует обязанность потребителя, то есть фактически любого юридического лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
При этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, принимая во внимание, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пунктов 1, 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Из пунктов 3 и 4 Правил N 1039 следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1139).
Из вышеуказанных положений, пункта 8 Закона N 89-ФЗ, а также пунктов 12, 13 Правил N 1039 следует, что место (площадка) накопления ТКО является определенным (созданным) с момента включения такого места в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (пункт 21 Правил N 1039).
В целях оценки заявки на включение контейнерной площадки в территориальную схему на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО, согласно пункту 6 Правил N 1039, уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Правил N 1039 основанием отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов является несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Место (площадка) накопления ТКО не может быть включено в Реестр мест (площадок) накопления ТКО в случае несоответствия данной площадки требованиям законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО и требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования.
Судом первой инстанции установлено, что в реестр площадок накопления ТКО ГО город Лесной включена площадка для накопления ТКО, собственником которой является ответчик, с размещением по ул. Ленина, 54 в г. Лесном (информация о включении сведений о месте (площадке) накопления ответчика доступна на официальном сайте Администрации ГО Лесной https://www.gorodlesnoy.ru/tko/tko), количество контейнеров 1, емкостью 0,2 м3, периодичность вывоза (раз в сутки) 0,14.
Вместе с тем из письма Администрации городского округа город Лесной от 22.06.2022, адресованного учреждению, следует, что решение о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО принято с учетом заключения о соблюдении требований санитарного законодательства от 20.06.2022 N 04к-07/542.
В материалы дела представлено указанное заключение о соответствии мест (площадок) накопления ТКО N 04к-07/542, датированное 20.06.2022, а также экспертное заключение N 62/2022ОИ, датированное 16.06.2022, следовательно, процедура согласования места накопления - создания места накопления и, как следствие, осуществления коммерческого учета исходя из объема и количества контейнеров, проведена за рамками искового периода, в связи с чем оснований для вывода о правомерности произведенного ответчиком расчета (среди прочего также документально не подтвержденного в части периодичности вывоза) не имеется, в спорный период подлежит применению расчет по нормативу накопления ТКО.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о ненадлежащем исполнении учреждением обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО в спорный период, в связи с чем обоснованно взыскал с учреждения задолженность в сумме 17 004 руб. 30 коп.
Кроме того, руководствуясь положениями статьи 330 ГК РФ, пунктом 22 типового договора, утвержденного Правилами N 1156, исходя из установленного факта нарушения учреждением сроков оплаты услуг, суд правомерно признал за обществом право на взыскание с учреждения пени за нарушение сроков оплаты услуг за период с 11.02.2022 по 26.11.2022 в сумме 1173 руб. 63 коп. (расчет судом проверен, признан правильным). Требование истца о продолжении начисления неустойки до даты фактической уплаты долга также признано судом обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации".
Доводы учреждения судом апелляционной инстанции отклоняются как направленные на переоценку представленных в материалы дела доказательств и выражающие исключительно несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может являться основанием для отмены или изменения решения по существу спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы заявителя на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2023 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-70065/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
У.В. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-70065/2022
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС"