г. Москва |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А40-167454/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2023 по делу N А40-167454/22
по заявлению ДГИ г. Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: АО "Объединенный резервный банк"
об оспаривании действий (бездействий),
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Винокурцева Е.В. по дов. от 25.04.2023; |
от третьего лица: |
Сусанов М.М. по дов. от 17.08.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г.Москвы (далее - заявитель, Департамент, ДГИ) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным действий Управления Росреестра по Москве (далее - Управление, ответчик), выраженных в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002001:10424 площадью 466 кв.м. с адресным ориентиром: г.Москва, ул.Ленинская Слобода, вл.19, стр. 32, и земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002001:10427 площадью 30 кв.м. с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Ленинская Слобода, вл.19, стр. 32, об обязании.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 27.01.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель заявителя не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения Управления и третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из заявления и материалов дела, ЗАО "ОРБАНК" является собственником здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ленинская Слобода, вл. 19, стр. 32 (далее - здание).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21.07.2014, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 и Арбитражного суда Московского округа от 13.08.2015 по делу N А40- 42014/14 суд обязал Департамент выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Ленинская слобода, 19, стр. 32.
Во исполнение решения суда по делу N А40-42014/14, в целях оформления земельных отношений под зданием, принадлежащим АО "ОРБАНК" на праве собственности, были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10429, 77:05:0002001:10424, 77:05:0002001:10427.
АО "ОРБАНК" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке".
Департамент отказал Обществу в предоставлении государственной услуги в связи с наличием признаков самовольного строительства.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2016 по делу N А40-129375/16, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 и Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2017, Департаменту было предписано в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить в адрес АО "ОБРАНК" проект договора аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424; 77:05:0002001:10427; 77:05:0002001:10429.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2018 по делу N А40- 114447/2017 суд обязал Департамент в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда заключить с АО "ОРБАНК" договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424; 77:05:0002001:10427: 77:05:0002001:10429 на условиях проекта договора, подготовленного Департаментом, с изложением спорных пунктов в редакции, изложенной в резолютивной части решения.
Во исполнение решения Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2016 по делу N А40-129375/16, оставленного без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 и Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2017; решения Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2018 по делу N А40- 114447/2017, оставленного без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 и Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2019, между Департаментом и АО "ОРБАНК" заключен договор аренды от 15.07.2019 N М-05-054287 (Договор аренды) в отношении земельных участков общей площадью 882 кв.м. с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424, 77:05:0002001:10427; 77:05:0002001:10429 имеющие адресный ориентир: г. Москва, ул. Ленинская Слобода, вл. 19, стр. 32.
Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации Договора аренды.
Управлением в адрес Департамента направлено уведомление от 21.12.2020 N MFC-0558/2020-373076 об отказе в государственной регистрации прав, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002001:10429 снят с кадастрового учета и имеет статус "аннулирован".
Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился в суд.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2021 по делу N А40- 57627/21, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 и Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2022, признано незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 21.12.2020 N MFC-0558/2020-373076; суд обязал Управление Росреестра по Москве в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента путем внесения в ЕГРН сведений о государственной регистрации договора аренды от 15.07.2019 N М05-054287 в отношении земельных участков общей площадью 882 кв.м с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424, 77:05:0002001:10427: 77:05:0002001:10429, имеющих адресный ориентир: г. Москва, ул. Ленинская Слобода, вл. 19, стр. 32.
Департамент повторно обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 15.07.2019 N М-05- 054287.
Вместе с тем на основании уведомления от 23.05.2022 N КУВД-001/2022-18806004/1 действия по государственной регистрации договора аренды приостановлены.
В качестве основания для приостановления государственной регистрации прав Управлением Росреестра по Москве указано, что исполнение судебного решения по делу N А40-57627/2021 не представляется возможным, так как земельные участки с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424, 77:05:0002001:10427, 77:05:0002001:10429 сняты с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный".
Уведомлением от 23.08.2022 N КУВД-001/2022-18806004/6 Управлением Росреестра по Москве отказано в государственной регистрации договора аренды от 15.07.2019 N М-05-054287 в отношении земельных участков общей площадью 882 кв.м. с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424, 77:05:0002001:10427; 77:05:0002001:10429, имеющих адресный ориентир: г. Москва, ул. Ленинская Слобода, вл.19, стр.32.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявленными требованиям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закон N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать:
- земельные участки, которые являются преобразуемыми (п. 33 ч. 1 ст. 26);
- земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41);
- ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70);
- земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до определенно установленной даты, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
В силу части 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.
Как установлено судом, решением суда по делу N А40-57627/21, вступившим в законную силу 16.11.2021, на Управление Росреестра по Москве была возложена обязанность в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу внести в ЕГРН сведения о государственной регистрации договора аренды от 15.07.2019 N М-05- 054287 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424, 77:05:0002001:10427; 77:05:0002001:10429.
Таким образом, сведения о государственной регистрации аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424, 77:05:0002001:10427 должны быть внесены в ЕГРН в срок до 29.11.2021.
Вместе с тем решение суда по делу N А40-57627/21 в установленный срок Управлением Росреестра по Москве исполнено не было.
Напротив, согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424 и 77:05:0002001:10427 сняты с кадастрового учета 04.05.2022, то есть после вступления в законную силу решения суда по делу N А40- 57627/2021.
Таким образом, незаконное снятие Управлением Росреестра по Москве с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424 и 77:05:0002001:10427 в последствии явилось основанием для приостановления государственной регистрации договора аренды от 15.07.2019 N М-05-054287.
Суд первой инстанции правильно указал, что Управлением нарушены положения ст. 16 АПК РФ, не исполнено решение суда по делу N А40-57627/21.
С учетом вышеизложенных обстоятельств снятие Управлением Росреестра по Москве с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424 и 77:05:0002001:10427 является незаконным.
Суд правильно указал, что действия Управления по снятию земельных участков с кадастрового учета нарушают права и законные интересы Департамента, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные статьей 209 ГК РФ, а также исполнять обязанности, наложенные судебным актом.
Доказательств законности действий Управления по снятию земельных участков с кадастрового учета вопреки положениям статьи 65 АПК РФ не приведено.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления записи в Едином государственном реестре недвижимости о кадастровом учете земельных участков с кадастровым номером 77:05:0002001:10424 и с кадастровым номером 77:05:0002001:10427.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2023 по делу N А40-167454/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167454/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ОБЪЕДИНЕННЫЙ РЕЗЕРВНЫЙ БАНК"