г. Хабаровск |
|
06 июня 2023 г. |
А73-13680/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Гричановской Е.В., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Комсомольска-на-Амуре
на решение от 15.11.2022
по делу N А73-13680/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
о взыскании 161 571,54 руб.,
третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о взыскании убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, за период с 01.01.2022 по 10.05.2022 в размере 161 571, 54 руб.
Определением суда от 19.08.2022 к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда от 15.11.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, администрация города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в апелляционной жалобе, принятой к рассмотрению Шестого арбитражного апелляционного суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование приводит довод об отсутствии обязательств по оплате за период с 01.01.2022 по 10.05.2022, связанных с государственным регулированием цен на теплоснабжение, ввиду того, что расчеты с населением в г. Комсомольска-на-Амуре за услуги теплоснабжения производились по тарифам для населения, величина которого ниже экономически обоснованного тарифам для иных групп потребителей.
Заявитель жалобы считает, что истец не является лицом, которому ответчик обязан предоставить субсидию на компенсацию межтарифной разницы между предельным максимальным тарифом на тепловую энергию, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края, и действующим тарифом АО "ДГК" на территории г. Комсомольска-на-Амуре, кроме того, расходы по компенсации этой межтарифной разницы не относятся к бюджетным обязательствам муниципального образования.
Кроме того, приводит довод о недопустимости начисления процентов за пользование чужими денежными средствами за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган.
Жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц, уведомленных надлежащим образом, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва), функции по обеспечению потребителей Минобороны России коммунальными ресурсами переданы с 01.04.2017 в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Во исполнение указанного приказа ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет предоставление услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения, в том числе населению, проживающему на территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в частности на территории микрорайон Старт
Постановлением от 18.12.2020 N 41/28 Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на период с 2021-2025 гг. на период:
1. С 01.01.2022 - 30.06.2022 в размере 4 467, 67 руб./Гкал (без учета НДС);
2. С 01.07.2022 - 31.12.2022 в размере 4 467, 67 руб./Гкал (без учета НДС)
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.05.2020 N 11/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей АО "ДГК" (филиал "Хабаровская теплосетевая компания"), тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии, поставляемую потребителям АО "ДГК" (филиал "Хабаровская теплосетевая компания") и тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более АО "ДГК" (филиал "Хабаровская генерация") на 2019-2023 годы, установлены тарифы для населения городского округа город Комсомольск-на-Амуре на тепловую энергию (изменения Постановления Комитета по тарифам и ценам N 41/2 от 18.12.2020):
1. С 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 1 597, 54 руб./Гкал (без учета НДС);
2. С 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 1 661, 44 руб./Гкал (без учета НДС).
Постановлением Губернатора Хабаровского края N 125 от 10.12.2021 "Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Хабаровского края на 2022 год" по г. Комсомольску-на-Амуре установлен предельно максимальный индекс с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 0%, с 01.07.2022 по 31.12.2022-3,8%
В период с 01.01.2022 по 10.05.2022 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как ресурсоснабжающая организация, осуществляло снабжение тепловой энергией жилых многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" (п. Старт).
Осуществляя отпуск тепловой энергии населению в закрытом военном городке N 14 микрорайона Старт города Комсомольска-на-Амуре с 01.04.2017 до установления Учреждению экономически обоснованного тарифа, истец в спорный период как ресурсоснабжающая организация применял для расчетов с населением предельный тариф, установленный для АО "ДГК" постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 N 41/2.
Обеспечив отпуск тепловой энергии населению в спорный период, расчеты за которую осуществлены по предельному для этой категории потребителей тарифу, истец, ссылаясь на несение убытков в виде разницы между тарифами, в размере 161 571, 54 руб., направил в адрес Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края претензию N 370/У/4/2/4/1952 от 06.07.2022 с требованием возместить указанные убытки, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Перечисленные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьями 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), исходил из доказанности наличия на стороне истца убытков, возникших ввиду невозможности применения истцом тарифа, превышающего предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги, и возникновения на стороне ответчика обязанности возместить указанный ущерб, фактически представляющий собой межтарифную разницу.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 Постановления N 87).
Законом N 190-ФЗ (статьи 5, 7) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено осуществление полномочий по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона (в частности, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям), за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 28.02.2021 N 312-па утвержден Порядок предоставления субсидий из местного бюджета на компенсацию убытков в связи с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению в 2021 году.
Пунктом 1.6. указанного постановления установлены категории и критерии отбора получателей субсидии: - субсидии предоставляются производителям тепловой энергии, у которых установленные Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на 2021 год экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению муниципального образования городского округа г. Комсомольска-на-Амуре, превышают установленные тарифы на тепловую энергию для потребителей АО "Дальневосточная генерирующая компания" в Хабаровском крае, отпускаемую для населения муниципального образования г. Комсомольска-на-Амуре на 2021 г., но не более предельно максимального тарифа на тепловую энергию для населения, установленного Губернатором Хабаровского края; - осуществляющие деятельность по производству и отпуску тепловой энергии населению на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".
Согласно методике расчета финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению муниципального образования на отопление и горячее водоснабжение (Приложению N 1 к порядку), определяется порядок расчета подлежащих возмещению затрат, связанных с отпуском тепловой энергии по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек на тепловую энергию, поставляемую населению муниципального образования городского округа город Комсомольск-на-Амуре на отопление и горячее водоснабжение, для выделения субсидии исходя из: количества квадратных метров отапливаемого жилого фонда; количества граждан пользующихся услугами горячего водоснабжения; нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края; прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для населения городского округа город Комсомольск-на-Амуре по тарифу АО "ДГК", установленного Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края; предельно максимального тарифа на тепловую энергию для населения городского округа город Комсомольск-на-Амуре, установленного Губернатором Хабаровского края; прогнозного коэффициента роста тарифов на тепловую энергию на очередной финансовый год.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами переданы с 01.04.2017 в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Вопреки доводам жалобы, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России соответствует требованиям, предъявляемых пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении к теплоснабжающим организациям, осуществляет предоставление услуг теплоснабжения, проживающему на мкр. Старт.
В соответствии со статьей 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, истец не вправе был применять тариф, превышающий предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги. В результате чего истец не получил доход в сумме 161 571,54 руб., что подтверждается расчетом, признанным судом первой инстанции правильным.
Поскольку согласно пункту 1.4 постановления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 14.01.2020 N 53-па главным распорядителем средств местного бюджета по предоставлению субсидии является Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края требование о взыскании убытков с указанного лица правомерно удовлетворено судом.
Доводы жалобы о том, что расходы по компенсации спорной межтарифной разницы не относятся к бюджетным обязательствам муниципального образования, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку к возмещению заявлены расходы, составляющие разницу между льготным тарифом для населения, установленным для АО "ДГК", и предельным максимальным тарифом на тепловую энергию на 2021 год, установленным Губернатором Хабаровского края от 01.12.2020 N 131.
Данная межтарифная разница - расходное обязательство муниципального образования, возникшее с принятием городской думой г. Комсомольска-на-Амуре решения от 09.12.2021 N 127 "О местном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годы" и постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 28.02.2021 N 312-па, предоставившее дополнительную льготу населению по оплате тепловой энергии с компенсацией указанных расходов ресурсоснабжающим организациям.
Доводы, приведенные со ссылкой на неправомерное взыскание процентов, несостоятельны, поскольку, с учетом уточнения иска, требование о взыскании процентов истцом не заявлялось, не было предметом рассмотрения суда и решение по нему не принималось обжалуемым судебным актом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приходит к выводу, что судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.11.2022 по делу N А73-13680/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13680/2022
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"
Третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Комсомольска-на-амуре Хабаровского края, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" ЖКС N 2 Филиала "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО, ФГБУ ЖКС N 2 Филиала "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО, Администрация г.Комсомольска-на-Амуре, Арбитражный суд Дальневосточного округа, Министерство ЖКХ Хабаровского края, УФК по Хабаровскому краю