г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А56-43095/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе
председательствующего Целищевой Н.Е.
судей Балакир М.В., Изотовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Янбиковой Л.И.
при участии
от истца: Жоржолиани К.К. (доверенность от 26.12.2023),
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-552/2024) товарищества собственников жилья "Пискаревский-24" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2023 по делу N А56-43095/2023 (судья Хорошева Н.В.), принятое
по иску акционерного общества "Невский экологический оператор"
к товариществу собственников жилья "Пискаревский-24"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Пискаревский-24" (далее - Товарищество) о взыскании 87 341,07 руб. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2022 по 30.11.2022, 32 241,18 руб. неустойки за периоды с 11.03.2022 по 31.03.2022, с 11.05.2022 по 30.09.2022, с 01.10.2022 по 20.04.2023, а также неустойки, начисленной с 21.04.2023 по день фактического исполнения обязательства исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, за каждый день просрочки.
Решением суда от 21.12.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, что в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил оставить решение от 21.12.2023 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021 истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Согласно пункту 1.3 соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО не ранее установленной даты применения, утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем 01.01.2022.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2022 по делу N А56-63784/2022 урегулированы разногласия, возникшие между Обществом и Товариществом при заключении договора N 1263872-2022/ТКО от 30.12.2021 на оказание услуг по обращению с ТКО, спорные пункты договора изложены в предложенной региональным оператором редакции, в частности, пункт 4.1, в силу которого учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Ссылаясь на то, что в период с 01.01.2022 по 30.11.2022 оказывало Товариществу услуги по обращению с ТКО, однако ответчик не полностью оплатил эти услуги, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Довод Товарищества о том, что до 24.12.2022 (вступления решения суда от 24.11.2022 по делу N А56-63784/2022 в законную силу) плата за услуги по обращению с ТКО должна рассчитываться исходя из объема фактически оказанных Обществом услуг, то есть количества и объема вывезенных контейнеров, отклонен апелляционным судом с учетом следующего.
Под региональным оператором по обращению с ТКО в силу абзаца 27 статьи 1 Закона N 89-ФЗ понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, и Закон N 89-ФЗ, и Правила N 1156 устанавливают обоюдную обязанность, как регионального оператора, так и потребителя по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услугу регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО и определены сведения и документы, необходимые для заключения договора и проведения начислений за оказанную региональным оператором услугу по обращению с ТКО.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами (подпункт "в" пункта 8.1 Правил N 1156).
В силу пункта 8.4 Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из пункта 8.17 Правил N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.18 Правил N 1156).
Из указанных норм права следует обязанность потребителя как собственника ТКО осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
В рассматриваемом случае истцом было опубликовано предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в газете "Санкт-Петербургские ведомости" на странице 4 выпуска от 09.12.2021 в форме публичной оферты.
Вступившим 27.12.2022 в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2022 по делу N А56-63784/2022 между сторонами в судебном порядке урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соответственно, в рассматриваемом случае до вступления в силу решения суда по делу N А56-63784/2022 договор на оказание услуг по обращению с ТКО между сторонами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с порядком, установленным Правилами N 1156.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пунктах 1, 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор), согласно которым договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа; если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора.
Таким образом, исходя из положений Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156, типовой договор распространяет свое действие на правоотношения сторон по фактическому оказанию услуг начиная с 01.01.2022.
Вопреки позиции подателя жалобы, региональным оператором правомерно осуществлен расчет исходя из нормативов накопления ТКО.
Так, исходя из пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами и региональными операторами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 9 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 Правила N 354 дополнены главой XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" и установлено, что данные дополнения к Правилам N 354 вступают в силу со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Исходя из положений Правил N 354, по общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой Российской Федерации).
В письме Минстроя Российской Федерации от 04.02.2020 N 2823-ОГ/04 "О разъяснении вопросов, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами" указано, что положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах N 354.
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Таким образом, для потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) наличие системы раздельного сбора является обязательным требованием для расчета "по факту" (исходя из количества и объема контейнеров).
В пункте 12 Обзора также разъяснено, что если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет накопление ТКО в соответствии с установленными правилами, он вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров.
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (пункт 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 01.07.2022 N 371-р утвержден порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга (далее - Порядок).
В разделе 5 Порядка закреплен порядок организации раздельного накопления, в соответствии с которым потребитель обязан согласовать с региональным оператором систему раздельного накопления ТКО.
Доказательств, подтверждающих, что на контейнерной площадке ответчика осуществляется раздельное накопление ТКО с соблюдением условий осуществления раздельного накопления ТКО, Товариществом в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, довод ответчика о необходимости расчета стоимости услуг за спорный период исходя из количества и объема контейнеров основан на неправильном толковании норм права.
В силу пункта 6 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель оплачивает услуги до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были оказаны услуги по обращению с ТКО.
Сам по себе факт оказания Обществом в спорный период услуг по обращению с ТКО Товариществом в апелляционной жалобе не оспаривался.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, оказание ответчику услуг по вывозу ТКО в период с 01.01.2022 по 30.11.2022 подтверждено счетами и универсальными передаточными документами с отметками об их направлении в адрес Товарищества.
Стоимость оказанных в спорный период услуг рассчитана Обществом исходя из нормативов накопления ТКО и тарифов, установленных на 2022 год распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 08.12.2021 N 174-р, от 30.06.2022 N 35-р, и составила 332 984,32 руб.
Задолженность Товарищества за период с 01.01.2022 по 30.11.2022 составила 87 341,07 руб. (с учетом частичной оплаты).
При таком положении с учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика задолженность за оказанные Обществом в спорный период услуги по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в частности, неустойкой.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 22 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Поскольку Товарищество своевременно не оплатило оказанные в спорный период услуги, суд первой инстанции удовлетворил требование Общества о взыскании неустойки в полном объеме.
Расчет неустойки, начисленной Обществом за периоды с 11.03.2022 по 31.03.2022 (на сумму задолженности за январь-февраль), с 11.05.2022 по 30.09.2022 (на сумму задолженности за апрель - август), с 01.10.2022 по 20.04.2023, проверен судом, признан верным, ответчиком не опровергнут.
Из материалов дела видно, что неустойка в сумме 32 241,18 руб. рассчитана истцом с учетом действовавшего в период с 01.04.2022 по 01.10.2022 моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Приняв во внимание указанные разъяснения, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца неустойку, начисленную на сумму задолженности в неоплаченной части по дату фактического исполнения обязательства, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, на основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, применения к установленным по делу обстоятельствам положений статей 309, 310, 779, 781 ГК РФ, статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(1) Правил N 1156, суд первой инстанции, признав доказанным факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО и в отсутствие доказательств их оплаты ответчиком, проверив расчеты долга и неустойки, обоснованно удовлетворил иск.
Оснований иначе оценивать имеющиеся в деле доказательства у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод Товарищества о том, что в решении суда первой инстанции не отражено применение правил статьи 333 ГК РФ о снижении неустойки, не принят апелляционным судом во внимание, поскольку из материалов дела не следует, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик заявил ходатайство об уменьшении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ.
При этом в силу прямого указания пункта 1 статьи 333 ГК РФ, если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Несогласие Товарищества с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не опровергая их.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
В связи с изложенным у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения принятого по делу решения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2023 по делу N А56-43095/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Е. Целищева |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43095/2023
Истец: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР", Россия, 190000, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, ПЕР. БАСКОВ, д.5, пом.7-Н, каб.10, Управление Росреестра по Ленинградской области
Ответчик: ТСЖ "ПИСКАРЕВСКИЙ - 24"