г. Москва |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А40-226870/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "БИТУНОВА"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2023 по делу N А40-226870/22
по заявлению ООО "БИТУНОВА"
к ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЕ
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Ишо К.Д. по доверенности от 11.10.2022; |
от заинтересованного лица: |
Никитаева Г.А. по доверенности от 21.10.2022, Бурова Т.М. по доверенности от 30.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "БИТУНОВА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России) о признании незаконными решений от 06.07.2022 N N RU/10000000/060722/0007/РП, RU/10000000/060722/0008/РП.
Решением суда от 10.03.2023 в заявленных требованиях обществу было отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, признав незаконными решения по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела, в ФТС России поступили два заявления общества о принятии предварительных решений: вх. ФТС России от 26.02.2019 N 68657 (далее - заявление 1) и вх. ФТС России от 26.02.2019 N 68673 (далее - заявление 2).
Заявление 1 было подано обществом на 3 марки товара "Эластомерномодифицированный-полимерный-нефтяной-асфальтовый битум DNIT 129/2011-EM" с приложенными заверенными копиями документов.
Заявление 2 было подано обществом на 18 марок товара "Полимерномодифицированный битум марки по EN 14023:2010" с приложенными заверенными копиями документов.
В результате рассмотрения представленных обществом документов, товары были отнесены ФТС России к смесям битумным на основе нефтяного битума товарной позиции 2715 00 000 0 ТН ВЭД, и в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденным приказом ФТС России от 16.04.2020 N 375, ФТС России были приняты предварительные решения:
- N RU/10000000/240120/0008/01 на товар "Эластомерно-модифицированный полимерный-нефтяной-асфальтовый битум марки 60/85-Е по DNIT 129/2011-EM", описание товара в предварительном решении "Товар представляет собой битумную смесь, приготовленную на основе битумного компаунда (смесь вязких нефтяных дорожных битумов, битумов нефтяных дорожных улучшенных, гудронов нефтяных и др.) введением модификаторов (блоксополимер типа СБС), пластификаторов (жидкие продукты переработки нефти), адгезионных добавок (ПАВ), сшивающих агентов, антиоксидантов. Состав: битумный компаунд - 72,1-98,2 мас.% (фактически 88,15 мас.%), модификатор - 0,5-10,0 мас.% (фактически 3,5 мас.%), пластификатор - 1,0- 15,0 мас.% (фактически 7,5 мас.%), сшивающий агент - 0,1-0,6 мас.% (фактически 0,15 мас.%), адгезионные добавки - 0,1-1,5 мас.% (фактически 0,6 мас.%), антиоксидант - 0,1-0,8 мас.% (фактически 0,1 мас.%). Товар обладает следующими физикохимическими характеристиками: пенетрация иглой при 25°С - 40-70 (фактически 65); 4 температура размягчения по кольцу и шару - не ниже 60°С (фактически 72°С); растяжимость при 5°С - не менее 15 см (фактически 35 см); эластичность при 25°С - не менее 85% (фактически 90%). Товар применяется при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других поверхностей стационарных объектов";
- RU/10000000/240120/0015/01 на товар "Полимерно-модифицированный битум марки PmB 45/80-55 по EN 14023:2010", описание товара в предварительном решении "Товар представляет собой битумную смесь, приготовленную на основе битумного компаунда (смесь вязких нефтяных дорожных битумов, битумов нефтяных дорожных улучшенных, гудронов нефтяных и др.) введением модификаторов (блоксополимер типа СБС), пластификаторов (жидкие продукты переработки нефти), адгезионных добавок (ПАВ), сшивающих агентов, антиоксидантов. Состав: битумный компаунд - 72,1-98,2 мас.% (фактически 92,15 мас.%), модификатор - 0,5-10,0 мас.% (фактически 2,0 мас.%), пластификатор - 1,0-15,0 мас.% (фактически 5,0 мас.%), сшивающий агент - 0,1-0,6 мас.% (фактически 0,15 мас.%), адгезионные добавки - 0,1-1,5 мас.% (фактически 0,6 мас.%), антиоксидант - 0,1-0,8 мас.% (фактически 0,1 мас.%). Товар обладает следующими физико-химическими характеристиками: пенетрация иглой при 25°С - 45-80 (фактически 65); температура размягчения по кольцу и шару - не ниже 55°С (фактически 58°С); усилие при растяжении, определяемое с помощью дуктилометра (когезия) при 5°С - не менее 3 Дж/см3 (фактически 3,25 Дж/см3); эластичность при 25°С - 70%. Товар применяется при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других поверхностях стационарных объектов".
При перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС были осуществлены отборы проб и проведены таможенные экспертизы товаров, на которые были выданы данные предварительные решения. По результатам проведенных исследований в заключениях таможенного эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЦЭКТУ) от 08.05.2020 N 12402001/0010898 и от 08.04.2020 N 12411001/0007470 были сделаны выводы о том, что исследованная проба товара с наименованием "Эластомерно-модифицированный-полимерный-нефтяной асфальтовый битум марки 60/85-Е по DNIT 129/2011-EM" не содержит наполнитель, растворитель/разжижитель; представляет собой нефтяной битум (остаточный продукт перегонки нефти), модифицированный стиролсодержащим полимером (типа стирол-бутадиен-стирол), при этом содержание нефтяного битума значительно преобладает над содержанием полимерной добавки; пенетрация (метод иглы) при 25°С - менее 400; температура застывания - более + 30°С.
По результатам проведенных исследований в заключениях таможенного эксперта ЦЭКТУ от 01.07.2021 N N 12411001/0015145, 12411001/0015168, 12411001/0014863, от 28.06.2021 N12411001/0014699, от 10.09.2021 N 12411001/0025276 были сделаны выводы о том, что исследованная проба товара с наименованием "Полимерно-модифицированный битум марки PmB 45/80-55 по EN 14023:2010" представляет собой нефтяной битум (остаточный продукт перегонки нефти), модифицированный стиролсодержащим полимером (типа стирол-бутадиен-стирол) при этом содержание нефтяного битума значительно преобладает над содержанием полимерной добавки; пенетрация (метод иглы) при 25°С - менее 400; температура застывания - более + 30°С; не содержит наполнитель, растворитель/разжижитель; содержит в своем составе полимерную добавку (типа стирол-бутадиен-стирол).
Таким образом, полученные по результатам проведенных таможенных экспертиз сведения о составе товаров не соответствуют сведениям о составе товаров в предварительных решениях и в представленных обществом в заявлениях на принятие предварительных решений документах, в связи с чем не могут быть классифицированы кодом 2715 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 26 ТК ЕАЭС решение о прекращении действия предварительного решения о классификации товара принимается в том числе в случаях, если таможенным органом установлено, что заявитель для принятия этого предварительного решения о классификации товара представил документы, содержащие недостоверные и (или) неполные сведения, подложные документы либо недостоверные и (или) неполные сведения.
На основании указанного пункта ТК ЕАЭС, исходя из сведений, представленных обществом с заявлением об оказании государственной услуги, ФТС России были приняты решения о прекращении действия предварительных решений от 06.07.2022 N N RU/10000000/060722/0007/РП, RU/10000000/060722/0008/РП.
По мнению общества, у ФТС России отсутствовали законные основания для принятия оспариваемых решений о прекращении действия предварительных решений от 06.07.2022 N N RU/10000000/060722/0007/РП, RU/10000000/060722/0008/РП о прекращении действий ранее выданных предварительных решений (далее - решения ФТС России о прекращении действий предварительных решений).
Не согласившись с решениями, посчитав их незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы.
Всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции не установил совокупности условий, необходимых для признания недействительными решений ФТС России.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно статье 32 договора о Евразийском экономическом союзе (далее - договор) в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с положениями договора, ТК ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ТК ЕАЭС единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
В силу пунктов 1, 2 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС установлено, что в декларации на товары подлежат указанию, в числе прочих, сведения о наименовании, описании товаров, необходимые для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, а также отнесения к одному десятизначному коду ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно положениям статьи 19 ТК ЕАЭС международной основой ТН ВЭД ЕАЭС являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Также в структуру ТН ВЭД ЕАЭС входят Пояснения к Товарной номенклатуре, которые принимаются Евразийской экономической комиссией. Гармонизированная система является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в г. Брюсселе 14.06.1983, участницей которой является, в том числе Российская Федерация.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 утверждены единая ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС.
Классификация товаров для таможенных целей осуществляется на основании Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ), порядок применения которых утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 "Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров" (далее - Положение N 522), согласно которому Основные правила интерпретации ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на необходимом уровне.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 1-6, являющимися неотъемлемой частью ТН ВЭД. Применение правил ОПИ осуществляется единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь, ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2 (и так далее).
При классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения N 522. Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения N 522, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция".
В соответствии с ОПИ 1 классификацию товаров следует проводить исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ 2, 3, 4 и 5, где это применимо.
Наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.
В силу ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ 2, 3, 4 и 5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Разделом II Положения N 522 определены термины, используемые при классификации товара в таможенных целях. Согласно пункту 2.1. Положения N 522 классификационная группировка - поименованная в ТН ВЭД ЕАЭС совокупность товаров, имеющих общие признаки. Вышестоящие классификационные группировки делятся в иерархическом порядке на подчиненные классификационные группировки. Общие признаки товаров, входящих в классификационные группировки, определяются на основании признаков, указанных в их наименованиях, с учетом признаков, указанных в непосредственно вышестоящих классификационных группировках и примечаниях, содержащихся в ТН ВЭД ЕАЭС. Следовательно, для отнесения товара в определенную классификационную группировку необходимо учитывать признаки, указанные в непосредственно вышестоящих классификационных группировках и примечаниях, содержащихся в ТН ВЭД ЕАЭС.
При классификации товара применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные к применению Коллегией Евразийской экономической комиссией от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Пояснения) которые, в свою очередь, базируются на международной основе - Пояснениях к гармонизированной системе Всемирной таможенной организации, представляющие собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества содержания всех товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы, причем это толкование имеет международно-правовое значение.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС - один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС. Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам, и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры. При этом при возникновении сомнений и спорных ситуаций не исключена возможность использования Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
В апелляционной жалобе общество настаивает на правомерности классификации спорного товара в ТН ВЭД ЕАЭС 2715 00 000 0.
Вместе с тем, общество не учитывает следующее.
Исходя из положений ТН ВЭД ЕАЭС, в товарную группу 27 входят топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные.
В подсубпозицию 2715 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС включаются "смеси битумные на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол или пека минеральных смол (например, битумные мастики, асфальтовые смеси для дорожных покрытий)".
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС к битумным смесям товарной позиции 2715 ТН ВЭД ЕАЭС относятся:
(1) Асфальтовые смеси для дорожных покрытий, состоящие обычно на 60 % или более из битума с растворителем. Они используются для дорожных покрытий.
(2) Эмульсии или устойчивые суспензии асфальта, битума, пека или минеральных смол в воде типа тех, которые используются, в частности, для дорожных покрытий.
(3) Мастики из асфальта и прочие битумные мастики, а также аналогичные битумные смеси, содержащие минеральные вещества, такие как песок или асбест. Эти вещества используются для чеканки, в качестве формовочных материалов и так далее.
В данную товарную позицию эти продукты включаются, даже если они представлены в виде агломерированных блоков и тому подобное, которые повторно переплавляются перед употреблением, но в данную товарную позицию не включается законченная продукция правильной формы (такая как дорожные плиты, листы и плитки) (товарная позиция 6807).
В соответствии с Пояснениями к тому VI ТН ВЭД ЕАЭС состав битумных смесей данной товарной позиции различен в зависимости от предполагаемого использования.
1. Продукты, используемые для гидроизоляции и защиты поверхностей или для целей обеспечения изоляции:
Продукты, используемые для антикоррозионных покрытий, изоляции электрических приборов, гидроизоляции поверхностей, заполнения трещин и так далее, обычно состоят из связующего элемента (битума, асфальта или смолы), жестких наполнителей, таких как минеральные волокна (асбест, стекло), древесных опилок и прочих веществ, необходимых для придания продукту требуемых свойств или улучшения его применения. Примерами таких продуктов являются:
а) битумные герметики с содержанием растворителя менее 30 %, с помощью которых можно получать покрытия толщиной от 3 до 4 мм или менее;
б) битумные мастики с содержанием растворителя не более 10 %, с помощью которых можно либо получать покрытия толщиной от 4 мм до 1 см, либо заделывать швы больших размеров (от 2 до 8 см);
в) прочие битумные продукты, содержащие наполнители, но не растворители. Они могут быть получены тепловой обработкой непосредственно перед использованием. Помимо прочих применений они могут быть использованы для защиты трубопроводов, прокладываемых под землей или под водой.
2. Продукты, используемые для дорожных покрытий.
Битумные продукты данной товарной позиции, используемые для дорожных покрытий, делятся на две основные категории:
а) асфальтовые смеси для дорожных покрытий и битумные смеси для дорожных покрытий:
Асфальтовые смеси для дорожных покрытий представляют собой битумы, растворенные в довольно тяжелых растворителях, количество которых может меняться в зависимости от требуемой вязкости.
Торговые описания этих продуктов отличаются в зависимости от типа используемых растворителей. Смеси, содержащие растворители, полученные из нефти, называются "разжиженными битумами". Смеси, содержащие растворители иного происхождения, называются "офлюсованными битумами".
Битумные смеси для дорожных покрытий подобны продуктам на основе битума, содержащего тяжелые растворители, количество которых меняется в зависимости от требуемой вязкости.
Иногда к этим продуктам добавляют связующие вещества для повышения сопротивления к отслаиванию.
Все эти битумные продукты имеют следующие отличительные характеристики:
- пенетрация (метод иглы) при температуре 25 °С, определенный по методу EN 1426, не менее 400;
- остаток после перегонки, проводимой при пониженном давлении, составляет не менее 60 мас.% и имеет пенетрацию (метод иглы) при температуре 25 °С, определенный по методу EN 1426, менее 400.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что для отнесения товара к битумным смесям, он должен содержать растворители, различные наполнители или воду для использования в дорожных покрытиях, указанные в Пояснениях к товарной позиции 2715 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с текстом товарной позиции 2713 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти и нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
Согласно Пояснениям (Б) к товарной позиции 2713 ТН ВЭД ЕАЭС нефтяной битум (также известный как нефтяной пек, рафинированный пек, нефтяной асфальт) обычно получается в виде остатка от перегонки сырой нефти. Он имеет коричневый или черный цвет и может быть мягким или хрупким. Используется для дорожных покрытий, для гидроизоляции и так далее. Нефтяной битум, который был незначительно видоизменен продувкой воздухом, аналогичен битуму, полученному без продувки воздухом, и включается в данную товарную позицию.
Из пояснений к товарным позициям 2713 и 2715 ТН ВЭД ЕАЭС следует, что к битуму нефтяному относятся продукты переработки нефти, которые имеют определенные состав и показатели. При этом в Пояснениях к товарной позиции 2715 исчерпывающе указано, что к битумным смесям относят три категории продуктов: битумы с растворителями, битумные эмульсии (битум с водой), битумы с минеральными (неорганическими) наполнителями, такими как асбест, песок.
Таким образом, битум нефтяной преобразуется в битумную смесь в терминах ТН ВЭД ЕАЭС при добавлении компонентов, поименованных в Пояснениях к товарной позиции 2715 ТН ВЭД ЕАЭС: растворителей, воды (с водой могут быть добавлены другие компоненты, обеспечивающие поддержание эмульсии), неорганических наполнителей. Причем количество таких компонентов должно быть таким, чтобы изменить свойства нефтяного битума.
В Пояснениях к товарной позиции 2715 ТН ВЭД ЕАЭС наполнение органическими веществами и модификация синтетическими полимерами не являются критериями для отнесения в данную товарную позицию.
Следовательно, в терминах ТН ВЭД ЕАЭС нефтяной битум, модифицированный добавкой синтетического полимера (СБС), в случае его соответствия критериям товарной позиции 2713 ТН ВЭД ЕАЭС, битумной смесью не является.
Вопреки доводу апелляционной жалобы об обратном, к рассматриваемому случаю недопустимо применение подхода о том, что любое вещество, состоящее из двух и более компонентов, является смесью.
При смешивании веществ, кроме смесей могут образовываться и химические соединения.
Химические соединения отличаются от смесей тем, что их можно разделить только химическими методами (смеси же можно разделить физическими методами).
Компоненты, входящие в смесь, сохраняют свои исходные свойства в составе смеси. Кроме того, смеси имеют непостоянный состав, в то время как состав химических соединений постоянный и разделяется только с помощью химических реакций.
Согласно материалам дела, спорный товар не является смесью, поскольку компоненты, входящие в его состав, не сохраняют свои исходные свойства и его невозможно разделить физическими методами в отличие от смесей.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия обжалуемых решений послужили заключения таможенных экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России.
Возражая против заключений, общество в апелляционной жалобе указывает на то, что они составлены с грубым нарушением технологии проведения экспертиз, а также отбора проб, вследствие чего не могут являться основанием для принятия Решений о классификации товара.
В то же время обществом не принято во внимание следующее.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы назначения и проведения таможенной экспертизы в Российской Федерации, являются ТК ЕАЭС - глава 53 и глава 58 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 2 Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении, утвержденного приказом ФТС России от 08.09.2020 N 770 (далее - Положение), ЦЭКТУ является специализированным региональным таможенным управлением, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, обеспечивающим реализацию полномочий ФТС России в области таможенных, судебных экспертиз и исследований, экспертиз назначаемых по делам об административных правонарушениях, а также научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов.
В соответствии с приказом ФТС России от 19.11.2018 N 1859 Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление является таможенным органом, уполномоченным на производство таможенных экспертиз при проведении таможенного контроля.
В силу подпункта 1 пункта 10 Положения ЦЭКТУ осуществляет экспертно-исследовательское обеспечение потребностей таможенных органов при осуществлении таможенного контроля в проведении экспертиз и исследований товаров, транспортных средств, документов, а также других объектов, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Согласно статье 388 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза - исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы.
Заключение таможенного эксперта (эксперта) - таможенный документ, содержащий результаты проведенных исследований и (или) испытаний и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы.
В соответствии со статьей 389 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания. Таможенная экспертиза проводится уполномоченным таможенным органом.
Проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз. Таможенные эксперты предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) по статье 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Непосредственно заключение таможенного эксперта не порождает неблагоприятных для конкретного юридического или физического лица правовых последствий, а указанные в нем выводы (ответы на поставленные вопросы) не являются формализованным решением таможенного органа, затрагивающим права, свободы и законные интересы данного лица, создающим препятствия к их реализации либо незаконно возлагающим на него какую-либо обязанность.
Задачей таможенной экспертизы является проверка достоверности заявленных сведений о товаре посредством ответа на вопросы, поставленные в решении о назначении таможенной экспертизы. Предметом идентификационной экспертизы является идентификация продукта по ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом, следует учитывать, что законодатель предоставил право таможенному эксперту включать в заключение выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных органов, и по поводу которых ему не были поставлены вопросы (подпункт 6 пункта 1 статьи 394 ТК ЕАЭС). Тем самым, как правомерно установил суд, подчеркнут исследовательский характер таможенной экспертизы, отличающий ее от сертификационных испытаний, которые проводятся строго по заданной программе.
Так, в отличие от сертификационных испытаний, в своей работе таможенный эксперт сталкивается с неизвестными по свойствам и происхождению продуктами. Приступая к исследованию, эксперт заранее не знает, что за продукт представлен ему на испытания. В настоящем случае эксперт исследует не товарный общеизвестный нефтепродукт (бензин, реактивное или дизельное топливо, мазут и так далее), он исследует неизвестную прозрачную жидкость бледно-желтого цвета с запахом продуктов нефтяного происхождения.
Каких-либо существенных и обоснованных недостатков заключений обществом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Таким образом, вопреки доводу апелляционной жалобы об обратном, заключения таможенного эксперта (специалиста) являются надлежащими доказательствами по настоящему делу, подлежащими оценке наряду с иными письменными доказательствами.
Заключения изготовлены с соблюдением всех необходимых положений действующего законодательства. Исследование товара проведено таможенными экспертами в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза, объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Все исследования пробы спорного товара проведены таможенным экспертом в соответствии с требованиями действующих стандартов.
Следовательно, заключения являются относимым и допустимым доказательством того, что спорный товар представляет собой нефтяной битум, и его характеристики соответствуют классификационным признакам подсубпозиции 2713 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В апелляционной жалобе общество ссылается на нарушения со стороны таможенного органа порядка отбора проб и образцов для проведения таможенной экспертизы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 395 ТК ЕАЭС декларант имеет право присутствовать при отборе проб и (или) образцов товаров таможенными органами для проведения таможенной экспертизы.
Материалами настоящего дела подтверждается, что процедура отбора проб по спорному товару происходила в присутствии представителя общества Абрамяна В.С., который своей личной подписью подтвердил, что замечаний и заявлений к процедуре отбора проб и образцов не имеет.
Исследования проводились на поверенном и аттестованном оборудовании. Выводы сделаны на основе всестороннего анализа компонентного состава проб, а также полученных в результате проведенного исследования физико-химических показателей с учетом информации справочных и научно-технических данных.
Кроме того, судом обоснованно учтено, что на официальном сайте ЕЭК имеются действующие предварительные решения о классификации модифицированных битумов в субпозиции 2713 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, принятые ФТС России.
Исходя из вышеизложенного, учитывая описание подсубпозиции 2713 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, а также установленные в ходе таможенных экспертиз признаки рассматриваемого товара, суд пришел к правомерному выводу о том, что характеристики спорного товара соответствуют классификационным признакам подсубпозиции 2713 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку указанная подсубпозиция ТН ВЭД ЕАЭС содержит наиболее конкретное описание товара.
В рассматриваемом случае незаконность решений ФТС России не доказана обществом, оспариваемые акты не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают незаконно на него какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательств обратного обществом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд правомерно установил, что оспариваемые решения ФТС России ФТС России от 06.07.2022 N N RU/10000000/060722/0007/РП, RU/10000000/060722/0008/РП соответствуют действующему законодательству.
В силу положений статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Остальные доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2023 по делу N А40-226870/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226870/2022
Истец: ООО "БИТУНОВА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА