г. Москва |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А40-176614/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционные жалобы
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 ноября 2022 года
по делу N А40-176614/22, принятое судьей Ереминой И.И.,
в порядке упрощенного производства
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295)
к Публичному акционерному обществу "Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер" (ОГРН: 1067746341024)
о взыскании штрафа
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР" (далее ответчик) о взыскании штрафа в размере 665 085 руб. 00 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2022 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.11.2022 г. исковые требования удовлетворены частично с учетом положений ст. 333 ГК РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ не имелось.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом неполно исследованы обстоятельства по делу.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Истец направил в суд отзыв на жалобу ответчика.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалоб и возражений на неё, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО "РЖД" (далее - Истец) и ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (далее - Ответчик) 02.03.2022, на основании ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), заключены договоры на перевозку груза в контейнерах N TKRU3193926, N TKRU3241602, N TKRU3382508 по железнодорожным транспортным накладным N ЭМ507357,N ЭШ77780, N ЭН058725. В соответствии с указанными накладными ОАО "РЖД" (перевозчик) обязался доставить вверенный ему ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (грузоотправитель) груз со станции отправления Кунцево 2 МСК ЖД на станцию назначения Беркакит Дальневосточной железной дороги с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателе.
В силу статьи 26 УЖТ РФ при предъявлении грузов грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной массу.
Руководствуясь данным положением, грузоотправитель в транспорт; накладных указал, что в контейнере N TKRU3193926 по отправке N ЭМ50 масса нетто груза составляет 17000 кг, тара 2080 кг, брутто 19080 кг контейнере TKRU3241602 по отправке N ЭН177780 масса нетто груза 160СО тара 2200 кг, брутто 18200 кг.; в контейнере TKRU3382508 по отправке ЭН058725 масса нетто груза 17000 кг, тара 2200 кг, брутто 19200 кг.
Указанные контейнеры на основании заполненных ПАО "Центр перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" железнодорожных наклад были погружены в вагон N 98330947. Погрузка осуществлялась си-грузоотправителя.
Так, в вагоне N 98330947 по документу значится: вес брутто 56480 кг,т 6480 кг, нетто 50000 кг. На основании ст. 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверить достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указан-грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
В пути следования на станции Красноярск-Восточный Красноярской железной дороги 09.03.2022 проведено контрольное взвешивание вагона N 98330947, груженого вышеуказанными контейнерами, на вагонных весах Веста-СД. По документам значится: вес брутто 81180 кг, тара 24700 кг, вес нетто 56480 кг. По результатам перевески оказалось: вес брутто 71200 кг, тар; трафарету 24700 кг, вес нетто 46500 кг. Грузоподъемность вагона 690001 с учетом предельного отклонения результата измерения масса нетто и составляет 48364 кг. Недостача массы против документа 8116 кг. По результатам -измерения веса состава оказалось: масса брутто восточной тележки составила 27400 кг, масса брутто западной тележки составила 43800 кг.
При расчете разницы загрузки по тележкам составляет 16400 кг, что превышает допустимую разницу установленную Межгосударственным стандартом на вагоны грузовых магистральных дорог колеи 1520 мм ГОСТ 22235-2010.
Оформлен акт общей формы от 08.03.2022 N 1/42, 08.03.2022 N 1/43, коммерческий акт от 09.03.2022 г. NКРС2200545/53.
Коммерческая неисправность устранена на станции Базаиха КРС ж.д. 10.03.2022 силами перевозчика при отсутствии представителя грузоотправителя ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер". Перевозимый в контейнерах N TKRU3193926, N TKRU3241602, N TKRU3382508 груз выдан грузополучателям без замечаний по приемосдаточным актам от 27.03.2022 N 1/1, N 2/1, N 3/1. Согласно ст. 119 УЖТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно п. 4.1.8 Межгосударственного стандарта на вагоны грузовые магистральных дорог колеи 1520 мм ГОСТ 22235-2010 разница в загрузке тележек для четырехосного вагона не должна превышать 10 тонн. В разделах "Сведения о грузе" железнодорожных транспортных накладных N ЭМ507357, N ЭН177780, N ЭН058725 указано: "груз размещен и закреплен согласно Техническим условиям размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденным МПС России 27 мая 2003 г. N ЦМ-943".
Сведения в указанный раздел транспортных железнодорожных накладных вносились грузоотправителем согласно п. 154 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения", утвержденных Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256.
Так, при оформлении транспортных железнодорожных накладных N ЭМ507357, N ЭШ77780, N ЭН058725 грузоотправителем были внесены сведения, не соответствующие действительности.
Таким образом, грузоотправитель нарушил п. 4.1.8 Межгосударственного стандарта на вагоны грузовые магистральных дорог колеи 1520 мм ГОСТ 22235-2010, в результате чего возникли обстоятельства, влияющие на безопасность движения. Провозная плата рассчитывается в соответствии с Прейскурантом N "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполни Российскими железными дорогами" (Постановление Федеральной Энергетической Комиссии России от 17.06.2003 г. N 47-т/5).
Согласно транспортной накладной N ЭМ507357 тариф за перевозку контейнере N TKRU3193926 без учета НДС составил 44 339,00 руб.; транспортной накладной N ЭН177780 за перевозку груза в контейнер TKRU3241602 составил 44 339,00 руб., по транспортной накладной N ЭН05" за перевозку груза в контейнере TKRU3382508 - 44 339,00 руб.
Сумма штрафа в составляет 665 085,00 руб.
В целях соблюдения обязательного досудебного урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию, однако ответчик оставил данную претензию без удовлетворения.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции посчитал возможным снизить в соответствии со ст. 333 ГК РФ размер штрафа до 332 542 руб.
Доводы апелляционной жалобы истца отклоняются по следующим основаниям.
Суд, рассматривая заявление о снижении неустойки, обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Судебная коллегия суда апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции, что данной суммой баланс интересов сторон соблюден.
Доводы апелляционной жалобы ответчика также подлежат отклонению по следующим основаниям.
Коммерческим актом от 18.102021г. и иными документами установлено, что фактически погрузка в контейнерах не соответствует сведениям, указанным в транспортных железнодорожных накладных и не соответствует требованиям, предусмотренным техническими условиями. Таким образом при оформлении накладных грузоотправителем были внесены сведения, не соответствующие действительности, в связи с чем штраф начислен правомерно.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой апелляционный суд соглашается.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2022 года по делу N А40-176614/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176614/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ПАО "ЦЕНТР ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"