г. Пермь |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А60-68891/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Сусловой О.В.,
без вызова сторон, без проведения судебного заседания,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, федерального государственного унитарного предприятия "Комбинат "Электрохимприбор",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.03.2023,
вынесенное судьей Марьинских Г.В.,
по делу N А60-68891/2022,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "Компания "Рифей" (ИНН 7204189710, ОГРН 1137232022938, г. Нижний Тагил)
к федеральному государственному унитарному предприятию "Комбинат "Электрохимприбор" (ИНН 6630002336, ОГРН 1026601766950, г. Лесной)
о взыскании задолженности, неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - истец, общество "Компания "Рифей") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Комбинат "Электрохимприбор" (далее - ответчик, унитарное предприятие) о взыскании 12 630 руб. 23 коп. задолженности за период с июня по июль 2022 года, 698 руб. 17 коп. пени за период с 12.07.2022 по 30.10.2022, пени с 31.12.2022 по день фактического исполнения обязательства по договору от 01.05.2022 N РФ03КО0208002184 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением суда первой инстанции от 09.03.2023 (резолютивная часть от 27.02.2023) иск удовлетворен в полном объеме.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчиком к апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства: лицензия от 07.10.2021 N ГТ0123368, справка от 22.02.2023 N 191-16-092-04/188, справка от 22.02.2023.
Суд определил: отказать в принятии приложенных к апелляционной жалобе документов на основании части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществом "Компания "Рифей" (региональный оператор) оформлен проект договора от 01.05.2022 N РФ03КО0208002184 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителем (далее - договор).
Согласно пункту 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (унитарное предприятие) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 18 договора).
Способ расчета объема по договору определен по нормативу - из расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов; единица расчета норматива для определения объема, образуемого для объекта "предприятия иных отраслей промышленности" - количество сотрудников.
В приложении N 1 к договору указаны наименование объекта, количество расчетных единиц, адрес площадки накопления ТКО, а именно: количество расчетных единиц - 65 сотрудников; место накопления ТКО - г. Лесной, ул. Павлика Морозова, д. 22.
Согласно расчету регионального оператора, произведенного в соответствии с едиными тарифами, в период с июня по июль 2022 года унитарному предприятию оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 12 630 руб. 23 коп. в отношении объекта отходообразования, расположенного по адресу: г. Лесной, ул. Островского.
Обращаясь с настоящим иском, региональный оператор указал на то, что потребителем обязанность по оплате оказанных по договору услуг исполнена ненадлежащим образом.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 307, 309, 330, 408, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что отношения сторон в спорный период регулировались условиями типового договора, само по себе отсутствие договора как единого подписанного документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением; ответчиком не представлено доказательств погашения задолженности; расчет стоимости услуг по вывозу ТКО произведен истцом исходя из категории объекта и деятельности ответчика.
При этом судом первой инстанции отклонены ссылки ответчика о самостоятельной утилизации отходов с учетом того, что захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется на полигоне ТБО г. Лесной, не принадлежащем участникам спора, региональным оператором по АПО-1, в который входит городской округ г. Лесной, является истец; ответчик лишен возможности иным образом утилизировать ТКО, не иначе как посредством услуг истца.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на необходимость перехода к рассмотрению настоящего спора в порядке общего искового производства в связи с наличием в материалах дела сведений, составляющих государственную тайну.
Данный довод отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны.
Между тем из материалов дела усматривается, что ответчик, извещенный о принятии иска надлежащим образом, ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам общего искового производства при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявил, сведений о том, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны, не представил, равно как и не сослался в своих возражениях против иска на то, что осуществляемая им деятельность связана с государственной тайной.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для перехода к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства.
По мнению ответчика, факт оказания региональным оператором спорных услуг не доказан.
В обоснование указанного довода жалобы унитарное предприятие ссылается на то, что между сторонами заключен договор от 01.01.2022 N РФ03КО0208002065 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в рамках которого размер платы за оказание услуг определяется с учетом количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
При этом заявитель жалобы отмечает, что на основании договора от 13.10.2021 N 42-Т/2021 предприятие "Комбинат "Электрохимприбор" самостоятельно производит транспортирование ТКО в границах территории унитарного предприятия, в связи с чем отходы, производимые на спорном объекте отходообразования, учитываются сторонами в составе объема ТКО по договору от 01.01.2022 N РФ03КО0208002065.
Данные доводы не принимаются апелляционным судом в связи с тем, что из содержания договора от 01.01.2022 N РФ03КО0208002065 не следует, что спорный объект отходообразования (г. Лесной, ул. Островского, 2) входит в перечень объектов отходообразования, поименованных в приложении N 1 к договору от 01.01.2022 N РФ03КО0208002065.
Ответчиком также не представлено каких-либо доказательств того, что отходы, производимые на спорном объекте отходообразования, учитываются сторонами в составе объема ТКО по договору от 01.01.2022 N РФ03КО0208002065.
Само по себе осуществление ответчиком самостоятельного транспортирования отходов в границах территории унитарного предприятия не опровергает факт оказания истцом спорных услуг в отношении объекта отходообразования, расположенного по адресу г. Лесной, ул. Островского, 2.
Материалы дела также не содержат сведения о том, что спорный объект отходообразования расположен в границах территории унитарного предприятия, входящей в предмет договора от 13.10.2021 N 42-Т/2021.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
Пунктом 8.18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Поскольку договор по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении спорного объекта отходообразования между сторонами не подписан, доказательств обратного ответчиком не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отношения сторон в спорный период регулировались положениями типового договора от 01.05.2022 N РФ03КО0208002184 и расчет стоимости оказываемых услуг по обращению с ТКО производился региональным оператором в соответствии с нормативом накопления твердых коммунальных отходов, расчетная единица - количество сотрудников.
При этом со стороны заявителя жалобы не представлено доказательств, опровергающих сведения о количестве сотрудников, учтенных региональным оператором при расчете стоимости услуг по обращению с ТКО (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Таким образом, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, принимая во внимание, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению.
Положениями части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность потребителя вносить плату за оказание услуг по обращению с ТКО установлена с 01.01.2019 и не поставлена в зависимость от момента подписания потребителем договора с региональным оператором.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным и ответчик, как собственник ТКО, не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
Согласно статье 1 Закона N 89 к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц. Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Следовательно, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО. Иного из материалов дела не следует.
Пунктами 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Ответчик является юридическим лицом, деятельность которого в спорный период в установленном порядке не прекращена, следовательно, в ходе осуществления им хозяйственной деятельности происходит образование ТКО.
При этом потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складирование отходов вне отведенных для этого специальных мест запрещено.
Согласно пункту 9 правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для освобождения потребителя от обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявителем жалобы в материалы дела не представлена информация о том, что он в отношении объекта по адресу г. Лесной, ул. Островского, 2 в спорный период зарегистрировал собственную контейнерную площадку в реестре мест (площадок) накопления ТКО.
В данном случае услуги по обращению с ТКО оказывались региональным оператором ответчику по указанному адресу ближайших контейнерных площадок.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг. К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе 5 типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Кроме того, потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги по обращению с ТКО региональному оператору при предоставлении доказательств, что последний транспортировку ТКО фактически не осуществлял, в связи с чем потребитель был вынужден осуществлять ее самостоятельно.
Однако заявителем жалобы не представлено надлежащих доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, образовавшихся в период ведения хозяйственной деятельности ответчика.
Доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции от 09.03.2023 следует оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.03.2023 по делу N А60-68891/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
О.В. Суслова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-68891/2022
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ"
Ответчик: ФГУП КОМБИНАТ ЭЛЕКТРОХИМПРИБОР