г. Москва |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А40-242438/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Головкиной О.Г.,
судей Алексеевой Е.Б., Левченко Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Резниковым А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Лаврика И.В. на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2023 г. по делу N А40-242438/22 по иску Департамента городского имущества города Москвы к ИП Лаврику И.В., с участием третьего лица Правительства Москвы об изъятии имущества для государственных нужд, об установлении размера и условий возмещения
при участии в судебном заседании: от истца и третьего лица Вейн К.В. (по доверенностям от 01.12.2022 г. и от 02.12.2022); от ответчика - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском об изъятии у индивидуального предпринимателя Лаврика Ивана Вячеславовича для нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером 77:04:0004006: 14124, площадью 23,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Краснодонская, д. 11; нежилое помещение с кадастровым номером 77:04:0004016:8463, площадью 90 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Краснодонская, д. 11; нежилое помещение с кадастровым номером 77:04:0004006:14132, площадью 104,7 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Краснодонская, д. 11. с установлением суммы возмещения в соответствии с отчетами об оценке ООО "Центр оценки "Аверс" от 19.07.2022 г. N П619-1095-ИЗ/2022 в размере 11 742 500 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2023 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда изменить в части условии возмещения и обязании ИИ Лаврика И.В. по освобождению вышеуказанных нежилых помещений от собственного имущества и имущества иных лиц в течение пяти рабочих дней после получения денежной компенсации и принять новое решение по освобождению вышеуказанных нежилых помещений от собственного имущества и имущества иных лиц в течение срока от 4 (четырех) до 6 (шести) месяцев после получения денежной компенсации.
Истец и третье лицо против удовлетворения жалобы возражали, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия по представленным в материалы дела документам.
Заслушав объяснения представители истца и третьего лица, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежат нежилое помещение с кадастровым номером 77:04:0004006:14124, площадью 23,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Краснодонская, д. 11, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации от 24.01.2020 г. N 14124-77003/2020-2; нежилое помещение с кадастровым номером 77:04:0004016:8463, площадью 90 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Краснодонская, д. 11, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации от 19.12.2014 г. N 77-77-07265/2014-094; нежилое помещение с кадастровым номером 77:04:0004006:14132, площадью 104,7 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Краснодонская, д. 11, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации от 24.01.2020 г. N 77:04:0004006: 14132-77003/2020-2.
Порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован положениями ст.ст. 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 49, 56 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан российской Федерации" утверждена государственная программа, направленная на обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
В соответствии с указанным нормативным актом Правительством Москвы подготовлена и реализуется Программа реновации жилищного фонда в городе Москве.
Статьей 7.4. Закона Российской Федерации от 15.04.1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" установлено, что нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, не относящиеся к общему имуществу в таких многоквартирных домах, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст.8 Закона от 17.05.2017 г. N 14 г. Москвы "О дополнительных гарантиях жилищных имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе, законодательством об оценочной деятельности.
Из п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2).
Согласно п. 3 ст. 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Данные правила установлены ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В соответствии со ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49). Применительно к порядку выкупа у собственника и правам собственника ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации отсылает к гражданскому законодательству.
Таким образом, указанные нормы прямо регулируют выкуп земельного участка у его собственника либо изъятие земельного участка у обладателя иного вещного права. При этом правообладатель имеет право на компенсацию, размер которой в случае спора определяется судом.
В соответствии с отчетом об оценке ООО "Центр оценки "Аверс" от 19.07.2022 г. N П619-1095-ИЗ/2022 величина убытков причиненных обладателю прав на изымаемое недвижимое имущество определено в размере в размере 11 742 500 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 13.04.2022 г. N 19032 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 г. N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве", нежилое помещение, принадлежащее ответчику.
В адрес ответчика письмами за исходящими N N ДГИ-И-55567/22, ДГИ-И-55568/22 от 08.02.2022 г. направлены проект соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации, с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества.
Срок подписания соглашения истек 07.11.2022 г.
В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены ч. 7 ст. 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), ст.ст. 6-11, 13 и 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ).
В соответствии с п. 13 ст. 10 Закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ вступивший в законную силу судебный акт о принудительном изъятии недвижимого имущества является основанием для прекращения и возникновения прав на изымаемое недвижимое имущество, регистрации перехода прав на изымаемое недвижимое имущество и выплат соответствующего возмещения, включающего в себя, в частности, убытки, подлежащие возмещению и определенные на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. При этом заключение каких-либо соглашений не требуется.
Судом первой инстанции указано на то, что в части установления денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество в соответствии с отчетом об оценке ООО "Центр оценки "Аверс" от 19.07.2022 г. N П619-1095-ИЗ/2022 размер суммы возмещения подлежит предварительному установлению, поскольку данное требование выделено из настоящего искового заявления в отдельное производство с присвоением нового номера N А40-26533/2023, в связи с чем, вопрос об установлении окончательного размера компенсации будет рассмотрен в рамках выделенного дела N А40-26533/2023.
Таким образом, судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Согласно обжалуемому судебному акту возмещение стоимости изымаемого имущества осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы за счет средств бюджета города Москвы в течение 30 календарных дней после вступления решения суда по делу в законную силу, на основании предоставленных ИП Лавриком И.В. реквизитов расчетного счета, путем перечисления денежных средств на счет ИП Лаврика И.В.; обязательства Департамента городского имущества города Москвы по оплате считаются исполненными с момента зачисления денежных средств на расчетный счет ИП Лаврика И.В., днем оплаты является дата зачисления денежных средств на расчетный счет ИП Лаврика И.В.; ИП Лаврик И.В. обязан освободить вышеуказанные нежилые помещения от собственного имущества и имущества иных лиц в течение пяти рабочих дней после получения денежной компенсации.
Вместе с тем, заявитель жалобы указывает на то, что общий срок по реализации приобретения недвижимого имущества взамен изымаемых помещений составляет не менее 4-6 месяцев.
Отклоняя доводы жалобы, апелляционный суд исходит из того, что в соответствии с ч. 2 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Как установлено судом первой инстанции, Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 13.04.2022 г. N 19032 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 г. N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве", нежилое помещение, принадлежащее ответчику.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 10 Закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ порядок изъятия недвижимого имущества для целей названного закона предполагает направление собственнику или правообладателю недвижимого имущества проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества, содержащего условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) другие значимые обстоятельства, с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества.
Пунктом 6 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Вышеуказанные процедуры истцом соблюдены и ответчиком данный факт не оспаривается, а также документально не опровергается.
С учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание направление соответствующего соглашения об изъятии в адрес ответчика, а также соблюдения всех условий возмещения, суд апелляционной инстанции полагает определенный судом первой инстанции срок для освобождения ответчиком спорных помещений соответствующим разумному.
Судом соблюдены нормы действующего законодательства, регулирующие изъятие нежилого помещения у собственника.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом непредставления доказательств уплаты госпошлины при обращении с апелляционной жалобой в суд.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2023 г. по делу N А40-242438/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИП Лаврика И.В. в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-242438/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Лаврик Иван Вячеславович
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ