г. Самара |
|
06 июня 2023 г. |
дело N А55-13426/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Аляска" - Симонов И.Д., доверенность от 14.09.2022, диплом (до перерыва),
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Маркина Т.М., доверенность от 21.11.2022, диплом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аляска" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2023 года по делу N А55-13426/2022 (судья Михайлова М.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Аляска" (ОГРН 1026301700006, ИНН 6319042172) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) об урегулировании разногласий
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аляска" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения N 1 от 25.01.2022 к договору N ТКО- 23057 от 20.01.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными в предложенной редакции.
Решением от 27.02.2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда о том, что место (площадка) накопления ТКО истца не соответствует требованиям нормативных актов по обращению с ТКО, регулирующих организацию контейнерных площадок не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Вывод суда о том, что с 01.01.2019 и по настоящее время региональный оператор оказывает истцу услуги по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области противоречит вышеуказанному выводу суда, поскольку, сначала суд делает вывод о том, что площадка накопления ТКО не соответствует требованиям закона, а затем суд указывает, что ответчик свои обязательства выполняет надлежащим образом, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области. Эти два вывода напрямую противоречат друг другу.
Кроме того, вопрос о надлежащем оказании ответчиком истцу услуг по обращению с ТКО не являлся предметом рассмотрения настоящего спора, не исследовался период оказания услуг.
В решении суд также указал, что истец имеет возможность получения услуги по обращению с ТКО посредством использования любой, в том числе ближайшей, контейнерной площадки, включённой в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Самарской области, расположенной на территории общего пользования. Указанное также не являлось предметом спора, предметом доказывания и исследования.
Вывод суда о том, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров по договору, а предлагаемая региональным оператором редакция пункта 6.2, пункта 16 договора, согласно которому коммерческий учет осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления, соответствует действующему федеральному и региональному законодательству и является единственно верной является немотивированным.
В оспариваемом судебном акте имеются выводы о раздельном накоплении мусора, однако указанное не являлось предметом спора, предметом доказывания и исследования.
Договором в приложении N 3 определено количество образующихся ТКО за год - 12 куб. м., что соответствует заявленным требованиям истца о периодичности и порядка вывоза мусора.
Суд указанные доводы истца не исследовал и не оценил, кроме того, доводы истца не опровергнуты и материалами дела.
Также необоснован вывод суда о том, что условия пункта 16.1 включены региональным оператором в договор, поскольку возможность исполнения обязанности по вывозу ТКО напрямую зависит от наличия подъездных путей к контейнерным площадкам потребителя. Таким образом, обязанностью регионального оператора является осуществление обращения с ТКО с законодательно установленной периодичностью, путем опорожнения контейнеров и обратной установкой на контейнерную площадку опорожненных контейнеров при каждой погрузке ТКО в мусоровоз, что происходит при каждом заезде мусоровозов на указанную территорию".
В пункте 16.1 договора указано совсем иное, а именно о том, что услуги считаются оказанными если в систему контроля информации, поступит информация геолокации спецтехники.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе с учетом дополнения и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель ответчика отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом ответчика, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В целях реализации задач, предусмотренных Законом N 89-ФЗ, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации (далее - Правила N 1156).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами N 1156.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является обязательным, обязанность ответчика заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Между истцом и ответчиком заключен договор от 20.01.2021 N ТКО-23057 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по типовой форме.
Условиями договора предусмотрен порядок оплаты, в соответствии с пунктом 6.1. исходя из норматива, согласно пункту 6.2 исходя из количества и объема накопителей по соответствующим формулам.
10.11.2020 года между ООО "Аляска" и Муниципальным предприятием городского округа Самара "Жиллидер" заключен договор аренды мусоросборников N 37A-20/А, по которому ООО "Аляска" был передан в аренду евроконтейнер по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, 124 в количестве 1 шт., с объемом одной единицы оборудования 1,1 куб. м.
25.01.2022 истец направил в адрес ответчика предложение о заключении дополнительного соглашения N 1 от 25.01.2022 к договору N TK0-23057 от 20.01.2021 на следующих условиях.
Пункт 16 договора принять в следующей редакции: стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Исключить пункт 16.1 из договора и не применять к отношениям сторон с 10.11.2020.
Изменить редакцию приложения N 1 к договору, внеся следующие изменения:
порядок коммерческого учета ТКО: расчетным путем исходя из объема накопителей для складирования ТКО в местах накопления ТКО, тип накопителя ТКО: контейнер (евроконтейнер), количество накопителей ТКО: 1, объем накопителей ТКО: 1,1 куб.м., периодичность вывоза ТКО: по заявке потребителя, период оказанных услуг по вывозу ТКО: 01.01.2019 - 31.12.2021.
Положения настоящего дополнительного соглашения применяются к правоотношениям сторон с 10.11.2020.
25.02.2022 ответчик направил в адрес истца отказ от заключения дополнительного соглашения (исх.N ЭСР - 11206/22).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
По смыслу статьи 450 ГК РФ изменение условий договора возможно исключительно по соглашению сторон либо в судебном порядке.
Такое соглашение об изменении условий договора сторонами в досудебном порядке не достигнуто.
Оценив условия договора в предложенной истцом редакции, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 16 договора в редакции договора от 20.01.2021 стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО. утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03. 06. 2016 года N 505"Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктами 5, 6 "Правил коммерческого учета объема и (пли) массы твердых коммунальных отходов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходе в, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных с оходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505.
Сторонами может быть выбран предусмотренный подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 способ коммерческого учета по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, в случае если контейнеры потребителя и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства, внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО и включены в территориальную схему размещения площадок дл общего накопления ТКО.
В материалы дела истцом представлен договор аренды мусоросборников N 37А-20/А от 10.11.2020 заключенный между ООО "Аляска" и МП г. о. Самара "Жиллидер", согласно которому истцу передан в аренду евроконтейнер, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, д 124 в количестве 1 штуки, объемом 1,1 куб. м.
Также в материалы дела представлено заключение управления Роспотребнадзора по Самарской области от 03.06.2021N 63-04/181 о соответствии площадки требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Сведения о площадке внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО администрации Промышленного внутригородского района г. о. Самара ( письмо N 14/1-01/1355 от 18.03.2021).
Возражая против удовлетворения исковых требований в данной части ответчик указал, что несмотря на получение разрешительной документации уполномоченных органов, место (площадка) накопления ТКО истца не соответствует требованиям нормативных актов по обращению с ТКО, регулирующих организацию контейнерных площадок.
Место (площадка) накопления ТКО не отвечает требованиям пункта 3 раздела II Санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, в соответствии с которым контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
По результатам проверки сведений, предоставленных истом, региональным оператором установлено, что фактически контейнерная площадка истца представляет собой часть парковочного места, расположенного на территории у магазина "Аляска". Контейнер располагается у стены здания и закреплен цепью.
Кроме этого, контейнерная площадка истца не включена в территориальную схему размещения площадок для общего накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 ЗаконаN89-ФЗ целях организации и осуществления дeятeльности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области в области обращения с отходами, в том числе с ТКО,
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Частью 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора.
Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228, электронная модель территориальной схемы опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в разделе "Деятельность" (подраздел "Обращение с твердыми коммунальными отходами").
Изменения в действующую территориальную схему внесены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 279 от 27.12.2019 "О внесении изменений в приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Самарской области".
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", в соответствии с которым места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица.
Следовательно, до момента включения места накопления ТКО в территориальную схему у регионального оператора отсутствует обязанность осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
Роль территориальной схемы, прежде всего, заключается в прозрачности движения ТКО. Когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944).
Внесение сведений о площадке в реестр мест (площадок) накопления ТКО администрации Промышленного внутригородского района г. о. Самара не заменяет и не отменяет требование о включении места накопления ТКО в территориальную схему обращения с отходами.
Условие договора в редакции истца, изложенное в приложении N 1 о периодичности вывоза ТКО: по заявке потребителя судом первой инстанции обоснованно признано противоречащим действующему законодательству.
Периодичность вывоза ТКО в действующей редакции договора установлена в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Периодичность вывоза ТКО должна соответствовать санитарным нормам и правилам и предусмотрена пунктом 11 постановления главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2 1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, oбщественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °С и выше - не более 1 суток; плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток.
Санитарные правила направлены на то, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения.
Правилами N 1156 установлена необходимость учета законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе при осуществлении накопления отходов.
Таким образом, постановлением главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 установлены ограничения срока временного накопления несортированных ТКО - не более 1 суток или не более 3 суток (в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха).
При этом по общему правилу не предусмотрена возможность временного накопления несортированных ТКО с превышением указанных сроков.
Соответственно, осуществление временного накопления несортированных ТКО более суток (при температуре наружного воздуха выше +5 °С) или более 3 суток (при температуре наружного воздуха ниже +4 °С) является нарушением требований санитарных правил и норм (требований санитарно-эпидемиологического законодательства).
В свою очередь, нарушение (несоблюдение) установленных сроков временного накопления ТКО является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 6.35 КоАП РФ лиц, допустивших нарушение санитарно-эпидемиологических требований к накоплению отходов.
Также заслуживают внимания доводы регионального оператора о том, что в соответствии с договором объем принимаемых ТКО в месяц при расчете исходя из нормативов накопления составляет 8,440 куб. м, в случае же удовлетворения требования истца об учете объема ТКО исходя из количества и объема накопителей ТКО -1 контейнер объемом 1,1 куб. м., с учетом требований санитарных правил и норм, объем принимаемых ТКО в месяц составит от 11,1 куб. м (1,1 куб. м х 1 х 10 дней) до 33,3 куб. м (1,1 куб.м х 1 х 30 дней), то есть размер платы за услуги по договору увеличится для истца в несколько раз.
При рассмотрении требования истца об исключении пункта 16.1 договора и не применении к отношениям сторон с 10.11.2020, суд первой инстанции обосновано исходил из того, требование истца об изменении способа коммерческого учета с 10.11.2020 противоречит общим принципам гражданского законодательства, не предусматривающим совершение действий в прошедшем времени (пункт 1 статьи 307 ГК РФ).
В соответствии со статьей 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, пунктом 2 указанной нормы установлено, что только стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. В случае обязания заключить договор в судебном порядке, права и обязанности сторон возникают только на будущее время с момента вступления решения в законную силу.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами) действовавшими в момент его заключения.
В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" потребитель обязан обеспечить свободный подъезд и освещение площадок под установку контейнеров и мусоросборников (пункт 3.7.1).
Анализ норм, регламентирующих деятельность в сфере обращения с ТКО устанавливает обязанность потребителя обеспечить беспрепятственный доступ мусоровозов к местам накопления ТКО (контейнерным площадкам), расположенным на территории потребителя, путем обеспечения свободных подъездных путей к указанным местам.
Условия пункта 16.1 включены региональным оператором в договор, поскольку возможность исполнения обязанности по вывозу ТКО напрямую зависит от наличия подъездных путей к контейнерным площадкам потребителя.
Обязанностью регионального оператора является осуществление обращения с ТКО с законодательно установленной периодичностью, путем опорожнения контейнеров и обратной установкой на контейнерную площадку опорожненных контейнеров при каждой погрузке ТКО в мусоровоз, что происходит при каждом заезде мусоровозов на указанную территорию.
Кроме этого, в соответствии с Правилами N 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнение должны исходить от собственника ТКО. Равным образом, именно собственник ТКО инициирует необходимость заезда машины регионального оператора на свою площадку. Если такая инициатива не проявлена, это не освобождает собственника ТКО от внесения платы региональному оператору и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором.
В связи с этим, пункт 16.1 договора в редакции регионального оператора не противоречит нормам действующего законодательства, не возлагает на потребителя обязанности, не предусмотренные нормами права в области обращения с ТКО, не нарушает права и законные интересы потребителя, в том числе в части учета объема принятого от потребителя ТКО, а лишь детально конкретизируют действия сторон по договору оказания услуг по обращению с ТКО.
Вопрос об исполнении договора, в части периодичности вывоза отходов, имеет значение для потребителей, которые осуществляют коммерческий учет расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, поскольку места накопления ТКО указанных потребителей располагаются на закрытой, принадлежащей на праве собственности или другом законном основании этим потребителем территории, исключающей доступ третьих лиц.
Условия договора в редакции потребителя предусматривают способ коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. В связи с этим, требования истца об исключении из договора пункта 16.1 не соответствуют исковым требованиям самого истца в части применения способа коммерческой учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что пункт 16.1 договора в редакции регионального оператора не противоречит нормам действующего законодательства, не возлагает на потребителя обязанности, не предусмотренные нормами права в области обращения с ТКО, а лишь детально конкретизируют действия сторон по договору оказания услуг по обращению с ТКО, является правильным.
Вывод суда первой инстанции о том, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров по договору, а предлагаемая региональным оператором редакция пункта 6.2, пункта 16 договора, согласно которому коммерческий учет осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления, соответствует действующему федеральному и региональному законодательству и является единственно верной, а также что для осуществления коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров необходимо раздельное накопление, не соответствует сложившейся судебной практике по данному вопросу.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2022 N 301-ЭС22-12390, от 13.10.2022 N 303-ЭС22-13782, от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54 отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 17.02.2021 N АКПИ20-956 указала, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику ТКО осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты данных правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Вместе с тем, указанные выводы не являются основанием для отмены решения и удовлетворения заявленных требований, поскольку для применения расчета по количеству и объему контейнеров истец должен обеспечить соблюдение вышеуказанных условий, которые истцом соблюдены лишь частично, в связи с чем, оснований для внесения изменений в договор в части оплаты услуг исходя из количества и объема накопителей, не имеется.
На основании изложенного, основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2023 года по делу N А55-13426/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аляска" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13426/2022
Истец: ООО "Аляска"
Ответчик: ООО "ЭкоСтройРесурс"