г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А56-1362/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Луньков М.Н. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10986/2023) ООО "Технострой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2023 по делу N А56-1362/2023, принятое
по заявлению Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к обществу с ограниченной ответственностью "Технострой"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заявитель, Управление, Северное МУГАДН) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Технострой" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.03.2023 Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу. По мнению подателя жалобы, имеющиеся в материалах административного дела акт постоянного рейдового контроля, а также протокол осмотра должны быть исключены из числа доказательств, как полученные с нарушением закона. Также Общество ссылается на неверную квалификацию правонарушения по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, принимая во внимание, что административным органом не доказан квалифицирующий признак правонарушения как угроза причинения вреда жизни или здоровью людей. Кроме того, Общество полагает возможным применить часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, так как в рамках одно контрольного мероприятия было вынесено два протокола об административных правонарушениях и по одному из них Общество уже привлечено к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, представило письменный отзыв, в котором выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.11.2022 на основании решения о проведении постоянного рейда от 26.10.2022 N 037/ДОР, Управлением проведен рейд на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-21 "Кола" Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия, км 1382+000 - км 1484+000 протяженностью 102 км.
Содержание участка автомобильной дороги Р-21, км 1382+000 - км 1484+000 осуществляет ООО "ТехноСтрой" на основании государственного контракта от 22.06.2018 N 168, срок действия контракта - 30.07.2023.
В ходе проведенного рейда Управлением выявлены нарушения ООО "ТехноСтрой" требований к обеспечению сохранности автомобильной дороги, в частности, технического регламента Таможенного союза TP ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. N 827 (далее - технический регламент, TP ТС 014/2011) и иных законодательных и нормативно-технических документов при эксплуатации обществом участка автомобильной дороги, а именно:
1. Отсутствие сигнальных столбиков в местах пересечений и примыканий к автомобильной дороге справа: км 1436+990 (6 шт.) повторно, км 1459+200 (6 шт.) повторно, что является нарушением подпункта "г" пункта 13.5 TP ТС 014/2011; пункта 4.2.4.3 ГОСТа 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения" (далее - ГОСТ 33151-2014).
2. Повреждение (деформация) элементов дорожного ограждения слева: км 1482+000 повторно, км 1467+015 повторно, справа: км 1470+450 повторно, км 1459+200 повторно, км 1453+450 повторно, что является нарушением пункта 13.6 TP ТС 014/2011; пункта 6.12 ГОСТа 33128-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования" (далее - ГОСТ 33128-2014).
3. Отсутствие крепежных элементов в узлах крепления дорожного ограждения слева: 1482+000 повторно, справа: км 1459+200 повторно, км 1453+450 повторно, км 1442+100, что является нарушением пункта 13.6 TP ТС 014/2011; пункта 6.4.2 ГОСТа 33220-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию" (далее - ГОСТ 33220-2015).
4. Отсутствие видимости светоотражающих элементов барьерного ограждения слева: км 1482+000, справа: км 1459+200, км 1453+450, км 1442+100, что является нарушением подпункта "г" пункта 13.5 TP ТС 014/2011, пункт 5.1 ГОСТа Р 50971-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Светоотражатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения" (далее - ГОСТ Р 50971-2011).
5. Наличие снежно-ледяных отложений на проезжей части автомобильной дороги справа: км 1459+200, что является нарушением подпункт "а" пункта 13.2 TP ТС 014/2011, пункт 5.1.1 ГОСТа Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Выявленные нарушения зафиксированы актом постоянного рейда N 044/ДОР от 28.11.2022 с приложением материалов фотофиксации.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, должностным лицом Управления в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, составлен протокол от 19.12.2022 N 007926/193 об административном правонарушении.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, в связи с чем привлек его к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, назначив наказание в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.43 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, указанных в Кодексе, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса, образует состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.43 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
На основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" был принят Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог (ТР ТС 014/2011), вступивший в силу с 15.02.2015, в соответствии с которым должны содержаться автомобильные дороги.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 13.5 Технического регламента таможенного союза от 18.10.2011 TP ТС 014/2011 минимальная видимость дорожных сигнальных столбиков и тумб должна обеспечивать водителям транспортных средств возможность безопасного движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы не должны иметь повреждений, влияющих на их визуальное восприятие и безопасность дорожного движения.
Поврежденные дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы после обнаружения повреждения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления, должны быть заменены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств-членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Пунктом 13.6 ТР ТС 014/2011 установлено, что поврежденные ограждения на автомобильных дорогах после их обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления, должны быть восстановлены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств-членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
В соответствии с пунктом 13.2 TP ТС 014/2011 автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать, в том числе, следующим требованиям безопасности:
а) на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
При необходимости, до устранения указанных дефектов проезжей части поврежденные участки автомобильной дороги должны быть обозначены соответствующими временными дорожными знаками или другими техническими средствами организации дорожного движения.
Водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 N 159 утвержден "Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог".
В указанный перечень включены ГОСТ 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения", ГОСТ 33128-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования", ГОСТ 33220-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию", ГОСТ Р 50971-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Светоотражатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения", ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Согласно пункту 4.2.4.3 ГОСТа 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения" столбики группы "О" устанавливают на обочинах дорог без стационарного электрического освещения при условиях, не требующих установки удерживающих ограждений, в том числе на кривых сопряжений пересечений и примыканий дорог в одном уровне (кроме сезонных съездов) - с шагом (3,00,1) м и более, но не менее трех столбиков на каждое сопряжение.
В соответствии с пунктом 6.12 ГОСТа 33128-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования" поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение пяти суток после обнаружения дефектов. Высоту установки ограждений следует проверять после окончания дорожно-ремонтных работ.
Согласно пункту 6.4.2 ГОСТа 33220-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию" отсутствие хотя бы одного крепежного элемента в одном из узлов крепления или разрыв сварного шва дорожного ограждения является недопустимым.
Пунктом 5.1 ГОСТа Р 50971-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Светоотражатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения" установлены требования к конструкции.
В силу пункта 5.1.1. ГОСТа Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.
Факт нарушения Обществом вышеуказанных требований ТР ТС 014/2011, ГОСТа 33151-2014, ГОСТа 33128-2014, ГОСТа 33220-2015, ГОСТа Р 50971-2011, ГОСТа Р 50597-2017 установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела, в том числе, актом постоянного рейда от 28.11.2022 N 044/ДОР, а также протоколом осмотра от 28.11.2022 N 028/ДОР с приложенными фотоматериалами.
Наличие выявленных нарушений Обществом, по существу, не оспаривается.
Доказательств объективной невозможности соблюдения вышеуказанных требований Технического регламента и ГОСТов в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Ссылка Общества на неверную квалификацию правонарушения была предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонена.
Поскольку вмененные Обществу правонарушения создают угрозу возникновения и причинения вреда жизни и здоровью граждан ввиду необеспечения безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги, совершенное Обществом правонарушение правомерно квалифицировано административным органом по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, с учетом повторности административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
При этом выявленные нарушения, к примеру, отсутствие видимости светоотражающих элементов или наличие снежно-ледяных отложений на проезжей части напрямую создают угрозу жизни и здоровью людей.
Ссылка Общества на отсутствие в материалах административного дела данных о том, что должностным лицом административного органа при проведении рейда использовался передвижной пункт дорожного контроля подлежит отклонению поскольку передвижным пунктом дорожного контроля в данном случае является транспортное средство, оснащенное видеорегистратором NSB 16, на что указано в Протоколе осмотра от 28.11.2022.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Между тем, Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Судом апелляционной установлено, что в отношении общества вынесено 2 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, правонарушения выявлены в рамках одного контрольного мероприятия, проведенного на основании решения о проведении постоянного рейда от 26.10.2022 N 037/ДОР, по одним и тем же основаниям, одним и тем же контролирующим органом.
Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А56-130732/2022 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 350 000 руб. Решение суда Обществом не обжаловано, вступило в законную силу, штраф оплачен.
При этом, следует отметить, что пунктом 6 решения о проведении постоянного рейда от 26.10.2022 N 037/ДОР определен срок проведения рейда: 21 рабочий день в период 01.11.2022 г. по 31.11.2022 г., в то время как в части 7 статьи 71 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственной контроле (надзоре)_" (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ) определено, что срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней.
Иные сроки и основания для проведения рейдового осмотра пункты 52 и 53 Постановления Правительства РФ от 29.06.2021 N 1043 "О федеральном государственной контроле (надзоре) на автомобильном транспорте_" не содержат.
В пункте 53 Постановления N 1043 лишь указано, что рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пункте 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Таким образом, принимая во внимание, что Общество в рамках одного контрольно-надзорного мероприятия, проведенного на основании решения от 26.10.2022 N 037/ДОР, решением по делу NА56-130732/2022 (рейд проведен 15.11.2022 г.) уже привлечено к административной ответственности, следовательно, в рамках настоящего дела основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют в силу части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Кроме того, в силу части 12 этой же статьи Закона N 248-ФЗ рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Основания, предусмотренные пунктами 3-6 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Закона N 248-ФЗ, при рассмотрении настоящего дела не установлены.
В силу пункта 38 Постановления Правительства РФ от 29.06.2021 N 1043 плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
В материалах дела отсутствуют доказательства согласования с органами прокуратуры проведения контрольных мероприятий в виде рейдового осмотра.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения Общество к административной ответственности не имелось.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции, как вынесенное при ненадлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств и неправильном применением норм материального права подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 марта 2023 года по делу N А56-1362/2023 отменить.
В удовлетворении заявления Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Технострой" к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1362/2023
Истец: СЕВЕРНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Ответчик: ООО "Технострой"