г. Москва |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А41-10891/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя публичного акционерного общества "Россети" (ИНН: 4716016979; ОГРН: 1024701893336) - Бочкарев Д.В. представитель по доверенности от 04 февраля 2022 года, диплом о высшем юридическом образовании;
от заинтересованного лица Министерства жилищной политики Московской области (ИНН: 5024190060; ОГРН: 1185053037476) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2023 по делу N А41-10891/23 по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" к Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо), в котором просило:
- признать незаконным решение от 13.01.2023 об отказе в регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги по обращению ПАО "Россети" от 12.01.2023 N Р001-8642083624-67654914,
- обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Россети" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем приема и регистрации заявления ПАО "Россети" от 12.01.2023 N Р001-8642083624-67654914 на предоставление государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 21- 24 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство жилищной политики Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерство жилищной политики Московской области, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ПАО "Россети" возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ПАО "Россети" является застройщиком объекта капитального строительства: "Комплексное техническое перевооружения и реконструкция ПС 220 кВ Ока".
Реконструкция указанного объекта является реализуемым и перспективным проектом по развитию энергетических сетей напряжением 220 кВ и выше, выполнение которого необходимо для обеспечения технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии на период 2020-2026 годов по ОЭС Центра (объединенные энергосистемы Центра) (Приказ Минэнерго России от 30.06.2020 N 508 "Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2020 - 2026 годы").
Реконструкция ПС 220 кВ Ока производится в два этапа (стр. 10 Положительного заключения экспертизы проектной документации от 06.12.2017 N 50-1-1-3-1246-17).
09.06.2020 Министерством жилищной политики Московской области (далее - Минжилполитики МО) в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдано разрешение на строительство N RU50-58-15971-2020 в отношении второго этапа строительства.
12.01.2023 ПАО "Россети" в порядке ст. 55 ГрК РФ, п. 16.1 Административного регламента Минжилполитики МО, утвержденного Распоряжением Минжилполитики МО от 22.03.2021 N 39 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на территории Московской области (за исключением объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией)" обратилось в Минжилполитики МО за предоставлением государственного услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении второго этапа строительства объекта (далее - государственная услуга).
13.01.2023 ПАО "Россети" отказано в приеме и регистрации заявления и поступивших документов для предоставления государственной услуги по следующим причинам:
1) "Заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги" (п. 12.1.4. Административного регламента): - отсутствует акт о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; - документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям (ливневая канализация, переустройство сетей связи, присоединение каналов прямой диспетчерской связи и передачи телеинформации);
2) "Наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах" (п. 12.1.13 Административного регламента):
- в представленном техническом плане контур объекта капитального строительства не соответствует схеме, отображающей расположение построенного объекта капитального строительства;
- на представленной схеме, отображающей расположение объекта капитального строительства, содержится противоречивая информация о контуре объекта капитального строительства в соответствии с представленным ранее разделом СПОЗУ проектной документации.
Не согласившись с решением Министерства, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии), а также документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии;
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса;
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 55 ГрК РФ орган, выдавший разрешение на строительство, получив заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче разрешения.
Непредставление заявителем документов, указанных в частях 3 и 4 ст. 55 ГрК РФ, а равно несоответствия объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а не в приемке заявления к рассмотрению (п.6 ст. 55 Гр К РФ).
Отказ в рассмотрении заявления по существу так же является нарушением с пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ согласно которому обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Как следует из материалов дела, с заявителем о предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на территории Московской области (за исключением объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией)" ПАО "Россети" в Министерство жилищной политики Московской области были приложены следующие документы:
1. Реквизиты правоустанавливающих документов на земельные участки;
2. Реквизиты градостроительного плана земельного участка;
3. Реквизиты разрешения на строительство;
4. Документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям (приложенный архив документов под названием "ТУ от 29.12.2022.rar"), а именно:
4.1 Технические условия на канализирование объекта от 25.02.2010 N 332-2исх.;
4.2 Акт технической приемки благоустройства от 20.08.2019;
4.3 Технические условия на выполнение земляных работ по прокладке внеплощадной сети хозяйственно-бытовой канализации от 18.06.2019 N 299;
4.4 Акт технической приемки благоустройства от 18.11.2021 N 202;
4.5 Обращение ПАО "КВАДРА - Генерирующая компания" от 15.11.2017 N АН-1113/2547;
4.6 Обращение ПАО "КВАДРА - Генерирующая компания" от 10.05.2018 N СЮ-1113/0929;
4.7 Технологическое задание на переустройство от ПАО "Россети MP" от 04.12.2017 N 153-04/10/1955;
4.8 Обращение от ПАО "Россети MP" о согласовании ПД по ПС 220 кВ Ока от 12.10.2018 N М1/23/743;
4.9 Технические условия подключения к сетям водоотведения, выданные МУП "Водоканал-Сервис";
4.10 Договор о подключении к централизованной системе водоотведения от 19.04.2019 N 64-К;
4.11 Обращения МУП "Водоканал-Сервис" о выполнении технических условий от 19.10.2022 N 01-12/1019, от 31.10.2022 N 01-12/1070;
4.12 Акты о подключении объекта к системам водоснабжения и водоотведения;
4.13 Технические условия на водоснабжение и водоотведение от 23.01.2009 N 01- 08/1177;
4.14 Договор о подключении к централизованной системе водоснабжения от 07.09.2020 N 124-В;
4.15 Технические условия, выданные ОАО "РЖД" от 16.10.2017;
4.16 Обращение ОАО "РЖД" о согласовании проектной документации от 11.05.2018 N исх-4562/Моск.
5. Паспорт представителя ПАО "Россети";
6. Доверенность представителя ПАО "Россети"
7. Реквизиты заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации;
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 N 575;
9. Платежные поручения;
10. Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
11. Схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка;
12. Технические планы.
В соответствии с пп. "ж" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 N 575 в период со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 г. N 575 до 1 января 2024 г.: ж) для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не требуются документы, предусмотренные пунктами 2, 4, 6 и 10 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, до 1 января 2024 года для предоставления государственной услуги не требуется предоставления:
1. акта, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2. документа, подтверждающего заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
3. градостроительного плана земельного участка;
4. акта приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда).
При этом, как верно указал суд первой инстанции, отсутствие акта о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не может служить причиной отказа в приеме и регистрации заявление на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплантацию.
При изложенных обстоятельствах, у Министерства жилищной политики Московской области отсутствовали основания для отказа в предоставлении государственной услуги - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части такого решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявитель в качестве способа восстановления нарушенных прав просил обязать Министерство жилищной политики Московской области произвести регистрацию документов по заявлению ПАО "Россети" от 12.01.2023 N Р001-8642083624- 67654914 на предоставление государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Указанный заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2023 года по делу N А41-10891/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10891/2023
Истец: ЗАО ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ - РОССЕТИ
Ответчик: МИНЖИЛПОЛИТИКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНЖИЛПОЛИТИКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ