г. Москва |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А41-9928/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании:
от ООО "Бизнес-школа Институт экономики" - Полосина Д.С. по доверенности от 21.11.2022, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск на решение Арбитражного суда Московской области от 20.04.2023 по делу N А41-9928/23 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-школа Институт экономики" к Комитету имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск о признании незаконным письма от 10.11.2022 N 31/6397-исх., письма от 24.01.2023 N 31/536-исх. и бездействия; об обязании обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости, об обязании принять решение об условиях приватизации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-школа Институт экономики" (далее - ООО "Бизнес-школа Институт экономики", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск (далее - Комитет, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать незаконными: решение Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск об отказе в реализации преимущественного права арендатора, оформленное письмом от 10.11.2022 N 31/6397-исх.; решение Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск об отказе в реализации преимущественного права арендатора, оформленное письмом от 24.01.2023 N 31/536-исх.; бездействие Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск, выразившееся в непринятии решения об отчуждении нежилого помещения общей площадью 495,3 кв.м, расположенного по адресу: 142104, Московская область, Городской округ Подольск, г. Подольск, ул. Литейная, д. 14а, пом. 1, кадастровый номер 50:55:0030520:900.
- возложить на Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск обязанность совершить действия, предусмотренные ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а именно:
- в течение двух месяцев с момента принятия судебного акта - обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилого помещения общей площадью 495,3 кв.м, расположенного по адресу: 142104, Московская область, Городской округ Подольск, г. Подольск, ул. Литейная, д. 14а, пом. 1, кадастровый номер 50:55:0030520:900 в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- в течение двух недель с даты истечения вышеуказанного двухмесячного срока - принять решение об условиях приватизации нежилого помещения общей площадью 495,3 кв.м, расположенного по адресу: 142104, Московская область, Городской округ Подольск, г. Подольск, ул. Литейная, д. 14а, пом. 1, кадастровый номер 50:55:0030520:900;
- в течение десяти дней с даты истечения вышеуказанного двухнедельного срока - направить в адрес ООО "Бизнес-школа Институт экономики" проект договора купли-продажи нежилого помещения общей площадью 495,3 кв. м, расположенного по адресу: 142104, Московская область, Городской округ Подольск, г. Подольск, ул. Литейная, д. 14а, пом. 1, кадастровый номер 50:55:0030520:900.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.04.2023 заявленные требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными отказы Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск в реализации обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес-школа институт экономики" преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения, оформленные письмом от 10.11.2022 N 31/6397-исх и письмом от 24.01.2023 N 31/536-исх.
Обязать Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск совершить действия, предусмотренные ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, связанные с реализацией преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения, а именно:
- в течение двух месяцев обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилого помещения общей площадью 495,3 кв. м, расположенного по адресу: 142104, Московская область, Городской округ Подольск, г. Подольск, ул. Литейная, д. 14а, кадастровый номер 50:55:0030520:900 в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации",
- в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке принять решение об условиях приватизации нежилого помещения общей площадью 495,3 кв.м, расположенного по адресу: 142104, Московская область, Городской округ Подольск, г. Подольск, ул. Литейная, д. 14а, кадастровый номер 50:55:0030520:900;
- в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-школа институт экономики" проект договора купли-продажи нежилого помещения общей площадью 495,3 кв. м, расположенного по адресу: 142104, Московская область, Городской округ Подольск, г. Подольск, ул. Литейная, д. 14а, кадастровый номер 50:55:0030520:900.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет обратился с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя Комитета, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также на сайте арбитражных судов www.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель ООО "Бизнес-школа Институт экономики" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя ООО "Бизнес-школа Институт экономики", исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета.
Как следует из материалов дела, заявитель (арендатор, общество) заключило с Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск (арендодатель, Комитет) Договор от 27.12.2019 N 211 аренды нежилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области" (далее - "Договор N 211").
По условиям Договора N 211 Комитет передает Обществу во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 503,3 кв. м, расположенное по адресу: 142104, Московская область, Городской округ Подольск, г. Подольск, ул. Литейная, д. 14а (далее - "Арендуемое Помещение").
На момент заключения Договора N 211 Арендуемое Помещение не являлось самостоятельным объектом недвижимого имущества и не состояло на кадастровом учете, будучи частью другого объекта недвижимого имущества.
04.07.2022 Арендуемое Помещение поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:55:0030520:900.
09.09.2022 между Обществом и Комитетом заключено Дополнительное соглашение к Договору N 211, которым уточнены характеристики Арендуемого Помещения с учетом присвоенного кадастрового номера.
03.11.2022 Договор Аренды N 211 зарегистрирован в установленном законом порядке (регистрационная запись N 50:55:0030520:900-50/143/2022-2).
28.10.2022 общество, руководствуясь ст. 3 Закона N 159-ФЗ, обратилось к Комитету с заявлением N М501-3661108883-65530884 о реализации преимущественного права на приобретение Арендуемого Помещения.
Письмом от 10.11.2022 N 31/6397-исх. Комитет отказал Обществу в реализации преимущественного права.
27.12.2022 Общество обратилось к Комитету с повторным заявлением N М501-3661108883-67362386 о реализации преимущественного права на приобретение Арендуемого Помещения.
Письмом от 24.01.2023 N 31/536-исх. Комитет вновь отказал обществу в реализации преимущественного права.
В обоснование отказов от 10.11.2022 N 31/6397-исх. и от 24.01.2023 N 31/536-исх. Комитет указал, что срок, в течение которого общество непрерывно владеет и пользуется арендуемым помещением составляет менее двух лет, что не соответствует требованию п. 1 ст. 3 Закона N 159-ФЗ.
Не согласившись с отказами, а также посчитав бездействие Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск, выразившееся в непринятии решения об отчуждении нежилого помещения общей площадью 495,3 кв.м незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ст. 624 ГК РФ в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. Законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 или ч. 2.1 ст. 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 настоящего Федерального закона;
4) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 2.1 ст. 9 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что: 1) арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
В ч. 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что при получении заявления уполномоченные органы обязаны: 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества. В случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (ч. 4 ст. 9 Закона N 159-ФЗ).
Как верно установлено судом первой инстанции, что спорное помещение на день подачи обществом заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором аренды N 211, договор аренды не расторгнут, недействительным не признан, арендные отношения не прекращены; у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления, доказательств об обратном заинтересованным лицом не представлено; сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом, арендуемое имущество не включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Таким образом, согласно позиции Комитета единственным основанием для отказа в выкупе имущества является то, что срок, в течение которого общество непрерывно владеет и пользуется арендуемым помещением составляет менее двух лет, что не соответствует требованию п. 1 ст. 3 Закона N 159-ФЗ.
При этом, по мнению Комитета, данный срок подлежит исчислению не с момента начала фактического владения и пользования Арендуемым Помещением (27.12.2019), а с момента государственной регистрации Договора N 211 (03.11.2022).
Довод заинтересованного лица о владении и (или) временном пользовании заявителем на правах аренды спорным имуществом менее 2-х лет подлежит отклонению апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно Акта приема-передачи в аренду нежилого помещения (здания) от 27.12.2019, подписанного в рамках исполнения Договора аренды, спорное муниципальное имущество было передано в аренду заявителю с 27.12.2019.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что общество фактически владело и пользовалось заявленным нежилым помещением площадью 495,3 кв.м в течение более 2-х лет.
Более того, согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме Президиума от 05.11.2009 N 134, договор аренды являлся надлежащим правовым основанием для владения и пользования муниципальным имуществом ввиду его государственной регистрации в установленном порядке, а дата его регистрации не влияет на порядок исчисления срока фактического владения и пользования имуществом.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отказы Комитета от 10.11.2022 N 31/6397-исх. и от 24.01.2023 N 31/536-исх не соответствует нормам закона и нарушают права и законные интересы заявителя.
Из материалов дела следует, что после принятия заявлений общества о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения, заинтересованным лицом были приняты решения об отказе, оформленные в виде писем от 10.11.2022 N 31/6397-исх. и от 24.01.2023 N 31/536-исх.
В связи с чем, оснований для признания незаконным бездействия Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск, выразившегося в непринятии решения об отчуждении нежилого помещения не имеется.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целях устранения допущенных нарушений суд обязывает администрацию принять предусмотренные законом меры и совершить действия по реализации права общества на выкуп арендуемого имущества в соответствии с Законом N 159-ФЗ.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.04.2023 по делу N А41-9928/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9928/2023
Истец: ООО БИЗНЕС-ШКОЛА ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК