г. Чита |
|
7 июня 2023 г. |
Дело N А58-9310/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аян" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2023 года по делу N А58-9310/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аян" (ОГРН 1171447004002, 678900, Республика Саха (Якутия), Алданский улус, Алдан город, Булановского улица, дом 21, квартира 3, далее - общество, заявитель, ООО "Аян") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402052427, 677000, Республика Саха (Якутия), Якутск город, Аммосова улица, 18, далее - управление, Якутнедра) о признании незаконными протокола заседания Комиссии по принятию решений о внесении изменений в лицензию на пользование недрами на территории Республики Саха (Якутия) от 15.09.2022 N 01-03/5-изм об отказе во внесении изменений в лицензию на право пользования недрами ЯКУ 05452 БП и решения от 04.10.2022 N 01-03-21/3193.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2023 года по делу N А58-9310/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что прекращение права пользования недрами по своей природе является мерой государственного принуждения, в связи с чем, одной лишь ссылки на несвоевременное направление отчета по завершенным видам работ как на основание прекращения права пользования недрами в целях соблюдения установленного Законом порядка недостаточно, должно содержаться описание существа допущенного недропользователем нарушения и эти нарушения должны быть существенными.
Управление в отзыве доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.05.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Аян" имеет лицензию ЯКУ 05452 БП с целью геологического изучения, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке недр Чульман на территории Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), которая выдана в соответствии с приказом Якутнедра от 22.11.2017 N 393 об оформлении лицензии на пользование недрами на участке недр Чульман на территории Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и на основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия), отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), от 10.11.2017 (протокол N 121). Дата окончания лицензии - 30.11.2022.
04.08.2022 ООО "Аян" обратилось в Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) с заявлением исх. N 3/06-22 от 28.06.2022 (вх. N 4515) о внесении изменений в лицензию ЯКУ 05452 БП, а именно в части срока действия лицензии до 30.11.2024. Основанием обращения для продления срока действия лицензии заявитель указал, что в связи с распространением коронавирусной инфекции работы на участке в 2019 - 2021 годах не проводились, в текущем 2022 году начаты работы согласно действующего проекта на геологическое изучение.
15.09.2022 на заседании Комиссии по принятию решений о внесении изменений в лицензии на пользование недрами на территории Республики Саха (Якутия) рассмотрена заявка ООО "Аян" в соответствии с Законом РФ "О недрах" и Порядком внесения изменений в лицензии на пользование недрами, утвержденным приказом Минприроды России и Роснедр от 14.10.2021 N 752/11.
По результатам рассмотрения заявки общества составлен Протокол N 01-03/5-изм, в соответствии с пунктом 14 которого установлено, что в соответствии со справкой Якутского филиала ФБУ "ТФГИ по ДФО" от 05.07.2022 N 03-12/1301 ООО "Аян" имеет задолженность по лицензии ЯКУ 05452 БП по сдаче отчетов; по данным ФГИС АСЛН ООО "Аян" государственная отчетность по формам 2-ЛС, 2-гр, 7-гр не сдавалась; Комиссия решила в соответствии с пп. 2 пункта 8 Порядка и на основании пп. 2 п. 30 Порядка отказать во внесении изменений в лицензию ЯКУ 05452 БП с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке недр Чульман, расположенном на территории МО "Нерюнгринский район" РС (Я), выданной ООО "Аян", в части продления срока действия лицензии.
04.10.2022 Якутнедра принято решение N 01-03-21/3193 об отказе во внесении изменений в лицензию ЯКУ 05452 БП в части продления срока действия лицензии со ссылкой на пп. 2 п. 8 Порядка и на основании пп. 2 п. 30 Порядка, что внесение изменений в лицензию на пользование недрами для завершения добычи полезных ископаемых осуществляется при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами пользователем недр, по результатам рассмотрения Комиссией материалов ООО "Аян" выявлено нарушение в части представления отчета по завершенным видам работ по лицензии ЯКУ 05452 БП в соответствии с письмом ФБУ ТФГИ по ДФО от 04.07.2022 N 03-12/1301.
Общество, не согласившись с вышеуказанными протоколом Комиссии и решением Якутнедра, обратилось в арбитражный суд в пределах срока, установленного процессуальным законом, с заявлением о признании протокола и решения незаконными.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
На основании статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1).
Статьей 11 Закона о недрах определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Содержание лицензии на право пользования недрами регламентировано в статье 12 Закона о недрах. Условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией на пользование недрами, сохраняют свою силу в течение определенных данной лицензией сроков либо в течение срока пользования участком недр. Изменение этих условий допускается в случаях и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12.1 настоящего Закона.
Законом о недрах на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Согласно статье 10 Закона о недрах срок пользования участком недр в случаях, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части второй настоящей статьи, продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения им геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или необходимости ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр.
Из приведенных норм следует, что по общему правилу изменение условий пользования недрами (включая условие о сроке действия лицензии) допускается лишь при взаимном согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, однако из этого правила законодателем могут быть установлены исключения.
В случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых пользователь недр, не допустивший нарушений условий лицензии, имеет безусловное право на продление срока пользования участком недр независимо от наличия согласия органов, предоставивших лицензию.
В силу статьи 12.1 Закона о недрах приказом Минприроды России и Роснедра от 14.10.2021 N 752/11 утвержден Порядок внесения изменений в лицензии на пользование недрами.
На основании подпункта 2 пункта 8 Порядка N 752/11, статьи 12.1 Закона о недрах, внесение изменений в лицензии на пользование недрами осуществляется, в том числе в случае необходимости завершения пользователем недр геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или необходимость ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр.
Таким образом, как положениями Закона о недра", так и Порядка N 752/11 предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения пользователем недр геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или необходимость ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при обязательном условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр.
Как следует из материалов дела, общество, обращаясь с заявкой на внесение изменений в лицензию на пользование недрами в части продления срока ее действия, указало, что проект на геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке недр Чульман в Нерюнгринском районе РС (Я) рассмотрен и получено положительное экспертное заключение N 018-02-13/2019 от 25.01.2019 ФГКУ "Росгеолэкспертиза", в связи с распространением коронавирусной инфекции работы на участке в 2019 - 2021 годах не проводились, в текущем 2022 году начаты работы согласно действующего проекта на геологическое изучение.
При этом, в силу положений пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о недрах срок лицензии на данный вид лицензии на указанном участке составляет до 7 лет с момента выдачи (т.е. до 30.11.2024).
Отказывая в продлении срока действия лицензии, управление исходило из того, что обществом - недропользователем допущено нарушение условий лицензии на пользование недрами (пункты 8.1 и 8.2 условий лицензии), а именно недропользователем не представлены отчеты по завершенным видам работ по лицензии ЯКУ 05452 БП в соответствии с письмом ФБУ ТФГИ по ДФО от 04.07.2022 N 03-12/1301.
Заявителем не оспаривается то обстоятельство, что обществом не были представлены на дату обращения с заявкой о продлении срока действия лицензии отчеты: по завершенным видам работ, гос. рег. N 98-19-2045, что подтверждается письмом Якутского филиала бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу " от 04.07.2022 N 03-12/1302, по данным ФГИС АСЛН обществом не сдавалась отчетность по форме 2-ЛС, 2-гр, 7-гр.
Вышеуказанные отчеты за отчетные периоды 2021 года были представлены заявителем только 16.12.2022, доказательства представления указанной отчетности представлены заявителем в материалы дела с дополнением к заявлению от 03.03.2022 (поступило в суд 06.03.2023).
Суд апелляционной инстанции соглашается судом первой инстанции, что материалами дела достоверно подтверждается факт нарушения обществом условий лицензии, что также не оспаривается недропользователем.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, включения в реестр, а также иных разрешительных режимов, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании указанной правовой нормы издано постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" согласно пункту 3 приложения N 11 которого в 2022 году допускается возможность продления сроком до 2 лет по заявкам пользователей недр сроков выполнения работ, связанных с пользованием недрами, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) проектной документацией, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона о недрах.
Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ проект федерального закона разработан в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. Указанным законопроектом определяются механизмы поддержки экономического сектора, в том числе упрощающие установленные законодательством Российской Федерации разрешительные и лицензионные процедуры, регламентирующие особенности правового режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также особенности регулирования правоотношений в сфере осуществления страховой деятельности в Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что принятое Правительством Российской Федерации в рамках реализации норм Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ постановление от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" направлено на предоставление субъектам предпринимательской деятельности мер государственной поддержки.
Толкование норм указанного нормативного правового акта должно осуществляться исключительно с учетом целей его принятия.
Из приведенных норм следует, что возможность продления сроков выполнения работ, связанных с пользованием недрами, является временной мерой, направленной на антикризисные меры поддержки субъектов предпринимательской деятельности в соответствующей сфере осуществления экономической деятельности. Указанное право пользователя недр на продление сроков выполнения работ, связанных с пользованием недрами обусловлено общеизвестными фактами.
Между тем, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 412-О-О разъяснено, что для целей защиты интересов государства как собственника недр обязательным условием продления срока пользования участком недр является отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензий.
Как установлено судом, недропользователем допущены нарушения лицензионных требований, что свидетельствует о том, что общество является недобросовестным недропользователем.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый протокол Комиссии от 15.09.2022 N 01-03/5-изм об отказе во внесении изменений в лицензию на право пользования недрами ЯКУ 05452 БП и решение от 04.10.2022 N 01-03-21/319 соответствуют действующему законодательству и с учетом наличия у недропользователя нарушений условий лицензии не нарушают права и законные интересы общества. В связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований общества в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2023 года по делу N А58-9310/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9310/2022
Истец: ООО "Аян"
Ответчик: Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия)