г. Москва |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А40-269223/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ЭКОБЫТСЕРВИС"
на Решение Арбитражного суда города Москвы 06.04.2023 по делу N А40-269223/22
по заявлению ООО "ЭКОБЫТСЕРВИС"
к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО ТУРИЗМУ,
третьи лица: 1. Уполномоченный по защите прав предпринимательства, 2. Министерство экономического развития Российской Федерации, 3. Федеральное казначейство,
о признании незаконным требования,
при участии:
от заявителя: |
Дроздкова Е.В. по доверенности от 02.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен, 2. Антипова Ю.И. по доверенности от 12.04.2023, 3. Хусаинов И.Р. по доверенности от 24.08.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭКОБЫТСЕРВИС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным требования Ростуризма от 03.11.2022 N 19249/ГП о возврате субсидии.
Протокольным определением от 15.02.2023 судом первой инстанции в порядке ст. 47 АПК РФ произведена замена ответчика Федеральное агентство по туризму на надлежащего ответчика - Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - министерство).
Решением от 06.04.2023 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с выводами суда, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Ответчиком заявлено в судебном заседании ходатайство о приобщении к материалам дела полного текста апелляционной жалобы.
Учитывая отсутствие доказательств своевременного направления полного текста апелляционной жалобы в установленный срок как суду, так и другим сторонам, апелляционный суд отказал в приобщении к материалам дела полного текста апелляционной жалобы.
Апелляционный суд полагает, что действия общества следует квалифицировать как злоупотребление процессуальными правами, направленными за затягивание вступления решения суда первой инстанции в законную силу.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, 25.12.2019 между Ростуризмом и обществом было заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения) индивидуальному предпринимателю, физическому лицу-производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг N 174-11-2019-107. Предметом соглашения являлось предоставление обществу из федерального бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения затрат общества, связанных с предоставлением туристских услуг иностранным туристам.
Процедура выдачи субсидии, а также условия заключения соглашения урегулированы Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 N 534 (далее - Правила).
Согласно пункту 3.4 соглашения условием предоставления субсидии является согласие общества на проведение Ростуризмом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии. Выражение согласия общества на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания соглашения.
Пунктом 4.1.5 соглашения устанавливается обязанность Ростуризма в случае установления или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения обществом порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных правилами и соглашением, в том числе указания в документах, представленных обществом в соответствии с соглашением недостоверных сведений, направлять обществу требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, установленные требованием.
Согласно пункту 19 Правил Ростуризм наделен правом на осуществление проверки соблюдения туроператорами целей, условий и порядка предоставления субсидии.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 20 Правил в случае установления по итогам проверок нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии Ростуризм направляет требование о возврате субсидии.
В соответствии с пунктом 2.1. соглашения Ростуризм перечислил обществу платежным поручением от 28.12.2019 N 405372 сумму субсидии в размере 15 773 160,00 руб.
Федеральным казначейством в отношении Федерального агентства по туризму проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой установлено нарушение обществом указанных выше требований Правил, а именно: непредставление обществом справки налогового органа, подтверждающей отсутствие у общества на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, задолженности по налогам и сборам.
Руководствуясь указанным представлением, пунктами 19 и 20 правил и пунктом 4.1.5 соглашения Ростуризм направил в адрес общества требование от 03.11.2022 N 19249/ГП, в котором сообщается, что в отношении него выявлены нарушения условий предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов (далее - субсидии), установленные правилами предоставления субсидий, а именно: наличие задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1 число месяца, предшествующего дате подачи заявки на предоставление субсидии. Учитывая вышеизложенное и в соответствии с представлением казначейства Ростуризм от заявителя требует возвратить в доход федерального бюджета бюджетные средства субсидии в объеме 15 773 160,00 рублей в срок до 03.12.2022 согласно реквизитам, указанным в приложении к письму.
Посчитав требование Ростуризма от 03.11.2022 N 19249/ГП незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно подпункту "г" пункта 7 Правил получателем субсидии может быть туроператор, у которого на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом, в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Правил для получения субсидии туроператор представляет в Ростуризм также заявку, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера (при наличии) туроператора и скрепленную печатью туроператора (при наличии), содержащую полное наименование туроператора, основание предоставления субсидии, дату направления заявки.
Таким образом, принимая во внимания положения подпункта "г" пункта 7 во взаимосвязи с подпунктом "а" пункта 8 Правил именно от даты направления заявки на предоставление субсидии исчисляется месячный срок и соответственно определяется дата документа, представляемого в Ростуризм, согласно которому заявителем подтверждается отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, заявка общества о предоставлении субсидии датирована 29.11.2019, то есть планируемой датой заявки была именно указанная дата, хотя фактически заявка согласно штампу канцелярии сдана в Ростуризм 02.12.2019.
Следовательно, справка об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах должна была быть представлена обществом по состоянию на 01.10.2019.
Вместе с тем, обществом была представлена справка налогового органа по состоянию на 01.11.2019, что им не оспаривается.
Согласно информации, предоставленной ФНС России, по состоянию на 01.10.2019 общество имело неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, что подтверждается письмом ФНС России N 29.11.2021 N КЧ-4-8/16559@, направленным в ответ на запрос Федерального казначейства, копия которого имеется в материалах дела.
Таким образом, при наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах ООО "Экобытсервис" подало заявку от 29 ноября 2019 года и неправомерно в нарушение пп. "г" п. 7 и пп. "г" п. 8 Правил получило субсидию в размере 15 773 160 руб. при отсутствии на то правовых оснований.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 1 ст. 65, ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2023 по делу N А40-269223/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "ЭКОБЫТСЕРВИС" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-269223/2022
Истец: ООО "ЭКОБЫТСЕРВИС"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, Федеральное казначейство