город Томск |
|
7 июня 2023 г. |
Дело N А67-1608/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сорокиной Е.А., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В. Киреевой О.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смолиной Т.Д., апелляционную жалобу Департамент финансов Томской области (N 07АП-3511/2023) на решение Арбитражного суда Томской области от 04.04.2023 по делу N А67-1608/2023 (судья Бирюкова А.А.) по иску муниципального образования "Городской округ ЗАТО Северск Томской области" в лице Администрации ЗАТО Северск (ИНН 7024009277, ОГРН 1027001687250) к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (ИНН 7000000885, ОГРН 1037000100719) о взыскании 1 487 821 руб. убытков,
третье лицо: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360 ОГРН 1037739085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области (ИНН 7021016928, ОГРН 1027000908010),
СУД УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование "Городской округ ЗАТО Северск Томской области" в лице Администрации ЗАТО Северск (далее - Администрация ЗАТО Северск) обратилось в суд к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (далее - Департамент финансов) с иском о взыскании 1 487 821 руб. убытков, причиненных вследствие предоставления квартиры для обеспечения инвалида жилым помещением.
Решением Арбитражного суда Томской области от 04.04.2023 исковые требований удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент финансов обратился с апелляционной жалобой, указывая, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не является расходными обязательством Томской области, так как местным бюджетам предоставляются дотации на решение вопросов местного значения. Помимо этого Бусловой О.А. предоставлено жилое помещение, рыночная стоимость которого на 15.12.2022 составляет 1 487 821 руб., между тем данная стоимость некорректна, в связи с резким увеличением рыночной стоимости недвижимости в Томской области.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания лица, участвующие в деле своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, ходатайств об отложении заседания не поступало, в отзыве истца содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, согласно Постановлению Администрации ЗАТО Северск от 13.07.2022 N 1197 Буслова Ольга Александровна признана нуждающейся в жилом помещении и принята с 23.06.2022 к учету в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 4 ч. 1 ст. 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть указанное лицо поставлено на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения после 01.01.2005 (л.д. 7).
Согласно заключению врачебной комиссии N 29 от 11.04.2022 Еремкин С.И. страдает заболеванием, в связи с наличием которого пациенту согласно приказу МЗ РФ от 29.11.2012 N 987н рекомендуется из-за возможного учащения приступов проживать в отдельной благоустроенной квартире. (л.д. 11).
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 11.08.2022 N 1427 "О предоставлении по договору социального найма жилого помещения по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, пос. Самусь, ул. Ленина, д. 32, кв. 59" Администрацией ЗАТО Северск предоставлено Бусловой О.А. жилое помещение, расположенное по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, пос. Самусь, ул. Ленина, д. 32, кв. 59, совместно с нанимателем вселяется член ее семьи: Еремкин С.И. по договору социального найма жилого помещения (л.д. 8).
Между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск (наймодателем) и Бусловой О.А. (нанимателем) заключен договор социального найма жилого помещения от 18.08.2022 N 98 в соответствии с п. 1.1. наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящиеся в муниципальной собственности, в виде однокомнатной квартиры общей площадью 35,3 кв.м. по адресу: расположенного по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, пос. Самусь, ул. Ленина, д. 32, кв. 59, для проживания в нем (л.д. 9).
Согласно отчету об оценке N 2301 квартиры, расположенной по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, пос. Самусь, ул. Ленина, д. 32, кв. 59, рыночная стоимость указанного жилого помещения составляет 1 487 821 руб. (приобщен в электронном виде).
В обращении о выделении из областного бюджета денежных средств от 23.12.2022 N 01-01-12/4141, адресованным заместителю Губернатора Томской области - начальнику департамента финансов, администрация ЗАТО Северск просила выделения денежных средств для компенсации расходов, понесенных в связи с обеспечением жильем Бусловой О.А., вставшему на учет после 01.01.2005, на что департамент финансов Томской области ответил отказом в связи с отсутствием оснований для включения рассматриваемых расходов в областной бюджет (письмо от 28.12.2022 N АФ-07/14-1068).
Уклонение ответчика от возмещения расходов в связи с предоставлением жилого помещения явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в Арбитражный суд Томской области.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определенными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление названных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В преамбуле Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) закреплено, что установленные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По правилам статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в пределах своих полномочий, самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и положениями статей 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), устанавливает только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам подлежит финансированию, как верно определил суд первой инстанции, за счет субъектов Российской Федерации.
Выводы суда соответствуют правовой позиции Верховного суда Российской Федерации изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12).
В связи с указанным доводы департамента о том, что понесенные администрацией спорные расходы не подлежат возмещению за счет ответчика, не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют действующему законодательству и сложившейся судебной практике его применения.
На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
Поскольку реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а бюджетным законодательством Томской области не предусматривались расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и поставленным на учет нуждающихся после 01.01.2005 (иного ответчиком не доказано), то невыполнение указанной обязанности Томской областью в лице Департамента финансов повлекло за собой возникновение убытков у муниципального образования на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
Размер убытков истцом доказан и установлен судом на основании полной и всесторонней оценки доказательств, которым дана надлежащая оценка.
Указанные в апелляционной жалобе доводы о предоставлении дотации не свидетельствуют об отсутствии оснований для возмещения убытков, поскольку фактическое доведение до муниципального образования денежных средств в том объеме, который достаточен для покрытия заявленных ко взысканию расходов на приобретение жилья, не подтверждено.
Как указывает сам ответчик, дотации направляются органами на решение вопросов местного значения, в связи с чем нет оснований для вывода о выделении данной дотации конкретно на эти цели.
При этом отчет о стоимости жилого помещения, представленный в материалы дела, апеллянтом документально не опровергнут, доказательств изменения стоимости жилого помещения с 11.08.2022 по дату проведения оценки, имевшей место в том же календарном периоде, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены/изменения решения не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьёй 110, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 04.04.2023 по делу N А67-1608/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамент финансов Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Е.А. Сорокина |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1608/2023
Истец: Администрация ЗАТО Северск Томской области
Ответчик: Департамент финансов Томской области
Третье лицо: в лице Министерства Финансов Российской Федерации, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ