г. Москва |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А41-13934/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "СВ Консалтинг": Скрипцова Е.И., адвокат, по доверенности от 14.07.2022;,
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещено;
от УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве: представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 18 апреля 2023 года по делу N А41-13934/23,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СВ Консалтинг"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
при участии в деле третьего лица: Управления внутренних дел по Центральному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СВ Консалтинг" (далее - заявитель, общество, ООО "СВ Консалтинг") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Московской области), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным бездействие, выразившегося в не исключении записи об аресте недвижимого имущества: земельного участка площадью 17300 кв.м., с кадастровым номером 50:10:0080208:40, расположенного по адресу: Московская область, Химкинский район, в районе д. Ивановское, уч. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,31, 32 и зданий, расположенных по адресу: Московская область, Химкинский район, кв-л Иваньковское, владение 5, с кадастровыми номерами 50:10:0080205:93, 50:10:0080205:94, 50:10:0080205:95, 50:10:0080205:96, 50:10:0080205:97, 50:10:0080205:98, 50:10:0080205:99, 50:10:0080205:100, 50:10:0080205:101, 50:10:0080205:102, 50:10:0080205:103, 50:10:0080205:104,
- обязать Управление Росреестра по Московской области в течение трех дней с даты вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав ООО "СВ Консалтинг" путем исключения записи об указанных выше арестах.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление внутренних дел по Центральному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2023 года по делу N А41-13934/23 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 77-80).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "СВ Консалтинг" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ООО "СВ Консалтинг", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "СВ Консалтинг" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 11.06.2020 приобрело земельный участок с кадастровым номером 50:10:0080208:40 и здания с кадастровыми номерами 50:10:0080205:93, 50:10:0080205:94, 50:10:0080205:95, 50:10:0080205:96, 50:10:0080205:97, 50:10:0080205:98, 50:10:0080205:99, 50:10:0080205:100, 50:10:0080205:101, 50:10:0080205:102, 50:10:0080205:103, 50:10:0080205:104.
05 августа 2021 года ООО "СВ Консалтинг" обратилось к Управлению Росреестра по Московской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета перехода права собственности на объекты недвижимого имущества (заявление от 05.08.2021 N КУВД- 001/2021-32072957).
Уведомлением от 25.11.2022 N КУВД-001/2021-32072957/32 регистрирующий орган известил общество о приостановлении государственной регистрации прав, сославшись на то, что имеются аресты на указанное выше недвижимое имущество (т. 1 л. д. 12).
Полагая, что Управлением Росреестра по Московской области допускается бездействие по снятию обременений с объектов недвижимости, ООО "СВ Консалтинг" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Требования к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета установлены статьями 18 и 21 Закона N 218-ФЗ.
Частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, согласно части 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
В настоящем случае Управлением Росреестра по Московской области рассмотрение заявлений об осуществлении государственного регистрации права на объекты недвижимости было приостановлено в связи с содержащимися в ЕГРН записями о запрещении совершения регистрационных действий, внесенных на основании Постановления Хамовнического районного суда города Москвы от 02 мая 2017 года по делу N 3/6-142/2017.
Между тем, согласно части 3 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мера процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за действия, применяется по решению суда на определенный срок.
На основании Постановлений Хамовнического районного суда города Москвы от 02 мая 2017 года, от 06 марта 2018 года, от 05 июня 2018 года по делу N 3/6-142/2017 арест на имущество был наложен в мае 2017 года и продлялся вплоть до 09 сентября 2018 года.
Таким образом, на дату подачи заявления о регистрации перехода прав на объекты недвижимости срок наложения ареста истек.
Более того, письмом УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве руководителю Управления Росреестра по Московской области сообщено, что 09.09.2018 предварительное следствие по уголовному делу приостановлено, в установленном законом порядке продление срока наложения ареста на имущество не производилось, дальнейшее обременение имущества обеспечительными мерами законом не предусмотрено.
В Уведомлении от 29.03.2022 N КУВД-001/2022-11887391 следователю 1 отдела следственной части Следственного управления УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве сообщено, что арест на имущество, наложенный Постановлением Хамовнического районного суда г. Москвы, не продлевался (т. 1 л. д. 11).
Следовательно, после получения указанных документов, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для сохранения записи об ограничениях (обременениях) в отношении спорных земельного участка и зданий.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2023 года по делу N А41-13934/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13934/2023
Истец: ООО СВ КОНСАЛТИНГ, УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО
Третье лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО