г. Вологда |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А05-13754/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2023 года по делу N А05-13754/2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее - общество, ПАО "Россети Северо-Запад") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696; ИНН 2901061919; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142; далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2022 N 029/04/9.21-917/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
К участию в деле привлечен потерпевший: Мышев Алексей Валентинович (место жительства: 163567, Архангельская область, город Архангельск).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2023 года по делу N А05-13754/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Россети Северо-Запад" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в совершенном им деянии события административного правонарушения, на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, а также на наличие обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
Управление и Мышев А.В. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с рассмотрением поступившего обращения Мышева А.В. от 05.07.2022 управлением установлено, что указанное лицо обратилось в адрес общества с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающих устройств для энергоснабжения объекта - жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район, муниципальное образование "Боброво-Лявленское", деревня Шеинская, дом 12, с максимальной запрашиваемой мощностью 15 кВт, с изменением требуемого класса напряжения на 0,4 кВ.
По результатам рассмотрения указанной заявки обществом и Мышевым А.В. подписаны типовые условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя.
Неотъемлемым приложением к типовым условиям договора являются технические условия от 09.11.2021 N СПБ80-28495А/21-001 (далее - ТУ; том 1, листы 123-124).
Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению (далее - ТП) согласно пункту 15 ТУ составляет 6 месяцев с момента заключения договора.
В силу положений пункта 103 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12 (1), 13 (2) - 13 (5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
Оплата за ТП произведена платежным поручением 22.11.2021 N 11365, таким образом, договор считается заключенным с указанной даты.
Вместе с тем, мероприятия по ТП объектов обществом выполнены лишь 19.10.2022, что подтверждается актом N СПБ80-28495А/21-001.
В связи с обнаружением данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, управление вынесло определение от 03.10.2022 о возбуждении в отношении ПАО "Россети Северо-Запад" дела об административном правонарушении N 029/04/9.21-917/2022.
По итогам проведения административного расследования управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 26.10.2022 N 029/04/9.21-917/2022, а также вынесено постановление от 10.11.2022 по делу N 029/04/9.21-917/2022, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Повторным совершением административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 КоАП РФ считается совершение административного правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, предшествующего постановлению, которым вновь назначается административное наказание.
Общество, предоставляющее услуги по передаче электрической энергии, в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу третьему части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение производится на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Процедура технологического присоединения, условия заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения объектов заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, регламентированы Правилами N 861.
В соответствии с пунктом 3 этих Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12 (1), 13 (3), 13 (5), 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 16 Правил N 861 договор технологического присоединения должен содержать существенное условие о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 данных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев (абзац седьмой подпункта "б").
Установление иных более продолжительных сроков ТП законодательством не предусмотрено.
Соответствие энергопринимающего устройства Мышева А.В. требованиям абзаца седьмого подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 подателем жалобы не оспаривается.
Следовательно, ТП указанного энергопринимающего устройства должно было быть выполнено не позднее 6 месяцев с даты заключения договора, а именно не позднее 22.05.2022.
Вместе с тем, мероприятия по ТП к электрическим сетям объекта, принадлежащего Мышеву А.В., в указанный срок обществом не осуществлены, акт об осуществлении ТП датирован 19.11.2022.
Несоблюдение предельных сроков ТП для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 Закона об электроэнергетике и пунктов 16, 16.3 Правил N 861.
Факт нарушения обществом предельного срока ТП надлежаще подтвержден материалами дела и по существу обществом не отрицается.
При этом сам по себе довод заявителя об осуществлении реконструкции объектов электросетевого хозяйства в рамках лимитов финансирования согласно утвержденной инвестиционной программе не свидетельствует об отсутствии у него объективной возможности надлежащего исполнения возложенной обязанности по соблюдению срока ТП.
Приняв на себя риски нарушения сроков технологического присоединения граждан - потребителей, общество должно было предполагать возможность наступления негативных последствий в виде привлечения его к административной ответственности и своевременно предпринимать все зависящие от него меры по обеспечению надлежащего исполнения собственных обязательств по ТП, однако, не сделало этого.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вопреки доводам подателя жалобы, доказательства, свидетельствующие об отсутствии у него при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а также объективной невозможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалы дела не представлены.
Ранее постановлением управления от 31.07.2020 N 029/044/9.21-619/2020 общество привлекалось к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Назначенный обществу штраф уплачен заявителем 21.12.2021.
Ссылка на указанные обстоятельства отражена в протоколе об административном правонарушении от 26.10.2022 N 029/04/9.21-917/2022, а также в оспариваемом постановлении.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в деянии общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
На дату вынесения УФАС постановления установленный пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности за нарушение срока выполнения мероприятий по ТП к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя не истек.
Апелляционная коллегия поддерживает и вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Такие исключительные случаи по настоящему делу не установлены.
Наказание в виде административного штрафа назначено обществу ниже санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принципа соразмерности назначенного штрафа совершенному административному правонарушению.
Правовых оснований для дополнительного уменьшения суммы штрафа, примененной контролирующим органом, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Примененным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
Ссылка подателя жалобы на ограничения проведения проверок, введенные постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1005 (далее - Положение N 1005), государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование (пункт 22 Положения N 1005).
Аналогичные положения содержатся в частях 2 и 3 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования определен соответственно положениями статей 74 и 75 Закона N 248-ФЗ. При этом названные положения в их системной взаимосвязи с иными положениями Закона N 248-ФЗ не исключают возможность возбуждения по результатам указанных мероприятий дел об административных правонарушениях в отношении контролируемых лиц.
На основании пункта 10 Постановления N 336 допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Законом N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
Пунктом 9 Постановления N 336 определено, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Применительно к рассматриваемому делу введение Постановлением N 336 ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения.
В отношении общества не проводился какой-либо контроль, регулируемый Законами N 248-ФЗ и N 294-ФЗ, о наличии признаков рассматриваемого правонарушения административному органу стало известно не в результате проверки при осуществлении государственного контроля.
Положения Закона N 248-ФЗ и Постановления N 336 не содержат правовых норм, ограничивающих возможность возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении нарушений обязательных требований, выявленных не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. Вменяемое обществу в вину нарушение выявлено в ходе рассмотрения жалобы потребителя.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2023 года по делу N А05-13754/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13754/2022
Истец: ПАО "Россети Северо-Запад"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: Мышев Алексей Валентинович