г. Хабаровск |
|
07 июня 2023 г. |
А73-1707/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Акционерного общества "ССК": не явились;
от Хабаровской таможни: представителя Хараненой П.В., по доверенности от 23.05.52023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 04.04.2023 по делу N А73-1707/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Акционерного общества "ССК"
к Хабаровской таможне
о взыскании процентов в сумме 102 850,30 руб., начисленных на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ССК" (далее - общество, декларант, АО "ССК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Хабаровской таможни (далее - таможня) процентов на сумму излишне взысканного утилизационного сбора в размере 102 850,30 руб. в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10009100/210820/0074057 (далее - ДТ N 74057).
Решением суда от 04.04.2023 заявленные требования удовлетворены частично: с таможни в пользу декларанта взысканы проценты в сумме 62 020,88 руб., в остальной части требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, таможня заявила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы таможенный орган ссылается на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 08.11.2022 N 47-П, в котором рассмотрен вопрос о законности выплаты процентов на сумму только излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, в то время как в спорной ситуации таможней не осуществлялось принудительного взыскания сбора в соответствии с положениями главы 12 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", рассчитанного и уплаченного плательщиком самостоятельно.
Отзыв апелляционную жалобу не поступил.
Позиция апеллянта поддержана его представителем в суде апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и заслушав представителя таможни, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела видно, что АО "ССК" в августе 2020 года ввезло на территорию ЕАЭС и задекларировало путем подачи в Центральную акцизную таможню ДТ N 74057 новые грузовые автомобили - самосвалы (четырехосный) марки "SHACMAN", модель SX33186Т366, полная масса 41 000 кг в количестве 2 единиц.
Уплата утилизационного сбора в отношении автосамосвалов, оформленных по названной ДТ, произведена обществом в размере 945 000 руб. за один грузовой автомобиль, всего - 1890 000 руб.
Посчитав, что утилизационный сбор ошибочно исчислен и уплачен в завышенном размере, общество обратилось в Хабаровскую таможню с заявлением от 12.07.2021 о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении ввезенных колесных транспортных средств по вышеуказанной декларации на товары.
Решением от 21.07.2021 N 23 таможня отказала в возврате в связи с отсутствием факта его излишней уплаты, но вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.12.2021 по делу NА73-14636/2021 это решение признано незаконным; на Хабаровскую таможню возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 1 053 000 руб.
Во исполнение решения суда таможня 11.04.2022 возвратила уплаченный утилизационный сбор в присужденной сумме.
Полагая, что на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора подлежат начислению проценты с даты излишней уплаты до даты фактического возврата, общество 07.12.2022 направило в Хабаровскую таможню претензию с требованием перечислить проценты в размере 102 850,30 руб., начисленные за период с 21.08.2020 по 11.04.2022 на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора по названной выше ДТ.
Решением от 12.01.2023 уполномоченный орган отказал в выплате процентов, что послужило основанием для обращения декларанта в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291), утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N1291) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В пункте 24 данных Правил указано, что в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Пунктом 35 Правил (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) предусматривалось, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 08.11.2022 N 47-П по делу о проверке конституционности пункта 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, отметил, что законодательство о налогах и сборах содержит публично-правовые механизмы восстановления имущественного положения плательщика при излишней уплате или излишнем взыскании публичных платежей. Институт возврата соответствующих сумм урегулирован главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Из статей 78 и 79, включенных в эту главу, следует, что первая регулирует порядок возврата, когда плательщик самостоятельно исполнил обязанность перед бюджетом, а вторая - когда имели место действия налогового органа по взысканию денежных сумм. Значит, правовой режим начисления процентов на возвращаемую сумму зависит от того, идет ли речь об излишне уплаченных или излишне взысканных платежах. Проценты на сумму излишне уплаченного начинают начисляться исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации при нарушении налоговым органом установленного срока для ее возврата (по общему правилу - в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления плательщика о возврате излишне уплаченной суммы) (пункты 6, 8.1 и 10 статьи 78 данного Кодекса), а для случая излишне взысканного - со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (пункт 5 статьи 79 данного Кодекса).
Этим же постановлением Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Правительству Российской Федерации надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Впредь до внесения таких изменений, для выплаты процентов с излишне взысканных, в том числе путем направления уполномоченным органом уведомления об уплате, утилизационных сборов при их возврате плательщику подлежит применению по аналогии порядок выплаты процентов, предусмотренный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев излишнего взыскания налога, сбора, страховых взносов.
Таким образом, с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует признать верным вывод суда о наличии у общества права на получение с таможни процентов на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора, подлежащую возврату во исполнение решения суда. Отсутствие упрощенного механизма для плательщиков утилизационного сбора влечет нарушение принципов охраны права частной собственности, равенства и соразмерности публичных платежей, поддержания доверия к закону и действиям государства применительно к сфере публичных финансов.
Вопрос о законности требования общества о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 1 053 000. в отношении спорных грузовых автомобилей-самосвалов, задекларированных по ДТ N 74057, разрешен арбитражным судом в рамках дела N А73-14636/2021.
Заявление на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора получено таможней 20.07.2021. Следовательно, установленный пунктом 33 Порядка N 1291 тридцатидневный срок на возврат начинает течь с 20.08.2021 и заканчивается 11.04.2022 (фактический возврат сбора) с применением действующих в соответствующие периоды ключевых ставок Центрального банка Российской Федерации (6,5%, 6,75%, 7,5%, 8,5%, 9,5%, 20%, 17%). Возражений в данной части со стороны декларанта в апелляционной инстанции не заявлено.
Изложенная в апелляционной жалобе позиция таможни об отсутствии оснований для выплаты процентов на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора отклоняется апелляционным судом, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о возврате излишне уплаченных сумм утилизационного сбора не в порядке, предусмотренном разделом V Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а во исполнение судебного акта, которым арбитражный суд обязал таможню возвратить обществу излишне уплаченные денежные суммы.
Как верно указал суд первой инстанции, плательщик, обратившийся с заявлением в уполномоченный орган за возвратом излишне уплаченного утилизационного сбора, но не получивший в установленный срок положительного решения своего вопроса, не может быть поставлен в худшее положение по сравнению с плательщиками иных обязательных платежей, столкнувшимися с незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти и их должностных лиц.
Доводы, приведенные таможней в апелляционной жалобе и связанные с иным толкованием норм права, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.04.2023 по делу N А73-1707/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1707/2023
Истец: АО "ССК", представитель истца Шуварская Виктория Викторовна
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ