г. Москва |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А41-100255/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Дом комфорт сервис" - Часовская Е.Е. представитель по доверенности от 02 февраля 2023 года, диплом о высшем юридическом образовании;
от заинтересованного лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Шарифуллин Д.Н. представитель по доверенности от 19 января 2023 года, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2023 года по делу N А41-100255/22 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом комфорт сервис" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дом комфорт сервис" (далее - ООО "Дом комфорт сервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция МО, заинтересованное лицо) об отмене постановления от 05 декабря 2022 года N 08ВХ/03-1803-3-13-2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2023 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 109-113).
Не согласившись с данным судебным актом, Госжилинспекция МО обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Дом комфорт сервис" возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Дом комфорт сервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании Лицензии от 14.11.2019 N 1842 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области.
В период с 16.11.2022 по 29.11.2022 сотрудниками административного органа на основании требования прокуратуры Московской области о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 02.11.2022 N 7-49-2022 и Распоряжения от 14.11.2022 N 08Вх/03-1803-3-13-2022 проведена внеплановая документарная проверка, в отношении ООО "Дом комфорт сервис", осуществляющей управление многоквартирными домами (далее - МКД), расположенными в городском округе Воскресенске.
Результаты проверки подробно поименованы и зафиксированы в Акте проверки от 23.11.2022 N 08Вх/03-1803-3-13-2022 из которого следует, что управляющей компанией, нарушены лицензионные требования пп. "д" п. 4 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", в виде наличия задолженности по Договору энергоснабжения многоквартирных жилых домов от 30.09.2020 N 90257622 (далее - Договор энергоснабжения) заключенному ООО "Дом комфорт сервис" с АО "Мосэнергосбыт", за период равный и превышающий 2 среднемесячные величины обязательств по оплате энергоснабжения.
Считая, что в действиях общества имеются признаки административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом административного органа, в отношении Общества составлен протокол от 24.11.2022 N 08Вх/03-1803-3-13-2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
05.12.2022 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, уполномоченным должностным лицо административного органа, в отношении Заявителя вынесено постановление N 08ВХ/03-1803-3-13-2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
В соответствии с примечанием к указанной статье перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании предпринимательской деятельности).
В соответствии с пунктом 4 (1) Положения N 1110 к грубым нарушениям лицензионных требований относится, в числе прочего, нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (подпункт "д").
Данная норма введена в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2018 N 1090 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами" с 26.09.2018.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, относится исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 названного Кодекса.
В качестве объективной стороны вменяемого правонарушения Обществу вменяется нарушение подпункта "д" пункта 4 (1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности, выразившееся в наличии у него перед ресурсоснабжающей организацией задолженности по оплате поставленных коммунальных услуг в размере превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения за период январь - февраль 2022 года в размере 389 305,91 руб.
Факт наличия у общества перед ресурсоснабжающей организацией задолженности по оплате поставленных коммунальных услуг по договору ресурсоснабжения за период январь - февраль 2022 года в размере 389 305,91 руб. подтверждается вступившим в законную силу судебным приказом по делу N А41-44178/22.
АО "Мосэнергосбыт" предоставлена справка с расчетом размера среднемесячной величины обязательств ООО "Дом Комфорт Сервис" по оплате по договору энергоснабжения от 30.09.2020 N 90257622 за январь-февраль 2022 года в размере 376 782, 54 руб.
Таким образом, подтвержденная вступившим в силу судебным актом по делу N А41-44178/22 задолженность по договору 30.09.2020 N 90257622 составляет 389 305,91 руб. и превышает две среднемесячные величины обязательств, а именно 376 782, 54 руб.
АО "Мосэнергосбыт" представлен акт сверки расчет по договору энергоснабжения N 90257622 от 30.09.2020 по состоянию на 16.11.2022, направленный в ООО "Дом комфорт сервис" 21.11.2022. Согласно данному акту задолженность ООО "Дом комфорт сервис" по договору энергоснабжения N 90257622 от 30.09.2020 по состоянию на 16.11.2022 составляет 2 083 489 руб. 78 коп. В данном акте сверки отсутствует информация о поступивших платежах за ноябрь 2022 года. Письменных пояснений по акту сверки от 21.11.2022 ООО "Дом комфорт сервис" не представлено.
Дополнительно АО "Мосэнергосбыт" предоставлена расшифровка расчетов по договору энергоснабжения N 90257622 от 30.09.2020, в т.ч. за 1-16 ноября 2022 года. Согласно представленной расшифровки расчетов в ноябре 2022 года произведена оплата задолженности по делу N А41-44178/22 на общую сумму 198 441 руб. 31 коп.
Таким образом, с учетом предоставленной АО "Мосэнергосбыт" расшифровки, задолженность ООО "Дом комфорт сервис" за электроэнергию по договору энергоснабжения N 90257622 от 30.09.2020 по делу N А41-44178/22 оплачена частично в размере 198 441 руб. 31 коп. - 14 и 15 ноября 2022 года. Остаток задолженности по делу N А41-44178/22 с учетом произведенной оплаты составляет 190 864 руб. 60 коп.
С учетом поступившей от АО "Мосэнергосбыт" расшифровки платежей за ноябрь 2022 остаток задолженности ООО "Дом комфорт сервис" за электроэнергию по договору энергоснабжения N 90257622 от 30.09.2020 по состоянию на 16.11.2022 составлял 1 109 425 руб. 92 коп., что превышает две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору энергоснабжения.
Согласно п.п. "д" п.4 (1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", к грубым нарушениям лицензионных требований относятся: д) нарушение лицензионного требования, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.
Следовательно, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом, на момент проведения проверки задолженность ООО "Дом Комфорт Сервис" перед АО "Мосэнергосбыт" превышала 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Доводы заявителя о тяжелом финансовом положении в связи с неоплатой населением коммунальных услуг подлежат отклонению, поскольку исполнение управляющей компанией обязательств по оплате стоимости поставленного коммунального ресурса (оказанных услуг) не поставлено в зависимость от надлежащего (ненадлежащего) исполнения населением обязательств по оплате коммунальной услуги перед управляющей компанией.
То обстоятельство, что собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги несвоевременно и не в полном объеме, не освобождает управляющую организацию от обязанности оплачивать коммунальные ресурсы и как следствие не освобождает его от ответственности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований КоАП РФ.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 05.12.2022 N 08ВХ/03-1803-3-13-2022 является законным и не подлежит отмене.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2023 года по делу N А41-100255/22 отменить. В удовлетворении заявления ООО "Дом комфорт сервис" - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-100255/2022
Истец: ООО "ДОМ КОМФОРТ СЕРВИС"
Ответчик: Главное управление Московской области Государственная жилищная инспекция Московской области
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ