г. Тула |
|
6 июня 2023 г. |
Дело N А62-906/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.06.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701448751, ИНН 6730016879) - Кутровой И.В. (доверенность от 21.06.2022), Семеновой О.В. (доверенность от 11.07.2022), от заинтересованного лица - управления Федерального казначейства по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701447816, ИНН 6731010703) - Федотьевой И.В. (доверенность от 27.04.2023 N 21), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федерального казначейства по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2022 по делу N А62-906/2021 (судья Пудов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области (далее -УФСИН России по Смоленской области, управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к управлению Федерального казначейства по Смоленской области (далее - УФК по Смоленской области, казначейство) о признании недействительными пунктов 1, 2 представления от 13.11.2020 N 63-1.10- 12/1.20-4429.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2022 заявленные требования удовлетворены, представление УФК по Смоленской области от 13.11.2020 N 63-1.10-12/1.20-4429 в части требований, содержащихся в его пунктах 1 и 2, признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом в части признания недействительным пункта 1 представления от 13.11.2020 N 63-1.10-12/1.20-4429, УФК по Смоленской области обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает, что средства, выделенные на капитальный ремонт административного здания УФСИН России по Смоленской области, израсходованы на текущий ремонт административного здания УФСИН России по Смоленской области, и, исходя из вида и объема произведенных ремонтных работ, их удельного веса в общем объеме здания, данные работы не могли быть отнесены заявителем к капитальному ремонту. Считает, что материалами дела полностью подтвержден факт использования бюджетных средств заявителем на цели, несоответствующие условиям их получения, определенным в утвержденной главным распорядителем бюджетной смете.
УФСИН России по Смоленской области возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере", пунктом 6 Плана контрольных мероприятий УФК по Смоленской области на 2020 год, на основании приказов от 02.09.2020 N 245, от 25.09.2020 N 270, от 02.10.2020 N 285 должностными лицами УФК по Смоленской области в период с 07.09.2020 по 09.10.2020 проведена камеральная проверка предоставления и использования средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности.
По результатам проверки составлен акт от 15.10.2020 N 1.20-19/15, в котором указано на нарушение УФСИН по Смоленской области бюджетного законодательства Российской Федерации в части расходования средств федерального бюджета, выразившиеся в том, что:
- в 2017-2019 годах произведена оплата строительных и отделочных материалов на общую сумму 154 753 руб. 33 коп. по коду видов расходов классификации расходов бюджетов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", однако данные материалы использованы для выполнения работ, относящихся к текущему ремонту, и их следовало закупать по коду видов расходов классификации расходов бюджетов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг";
- в 2019 году произведена оплата работ на сумму 7 350 руб. по устройству покрытий в кабинете N 213 административного здания УФСИН России по Смоленской области, которые уже были выполнены и оплачены при проведении капитального ремонта кабинета N 213 в 2017 году.
На основании статей 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, в адрес УФСИН России по Смоленской области направлено представление от 13.11.2020 N 63-1.10-12/1.20-4429, содержащее требования:
1. устранить выявленные нарушения путем принятия мер, предусмотренных действующим законодательством, по возмещению в доход федерального бюджета средств в сумме 162 103 руб. 33 коп.;
2. принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений.
Информацию об исполнении представления необходимо представить в УФК по Смоленской области в срок до 19.02.2021 (или не позднее 3-х дней с даты выполнения представления).
Считая незаконными пункты 1, 2 представления от 13.11.2020 N 63-1.10-12/1.20-4429,
Не согласившись с данным представлением, УФСИН России по Смоленской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. В обоснование заявленных требований управление указывает на то, что, производя оплату строительных и отделочных материалов по коду 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", оно руководствовалось Инструкцией по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 N 276, которая относит выполненные работы к капитальному ремонту. Стоимость приобретенных строительных и отделочных материалов включена в состав затрат, предусмотренных сметной стоимостью капитального ремонта. Следовательно, выделенные денежные средства израсходованы по целевому назначению, какой-либо ущерб федеральному бюджету не причинен. Кроме того, по мнению заявителя, требование о возмещении в доход федерального бюджета 162 103 руб. 33 коп. не соответствует положениям части 2 статьи 270.2 БК РФ, определяющим содержание представления; обязательные для исполнения требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию могут содержаться только в предписании, под которым согласно части 3 указанной выше статьи понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Заявитель просит также учесть, что является казенным учреждением и в соответствии с частями 2 и 11 статьи 161 БК РФ финансируется на основании бюджетной сметы; в такой ситуации применение к нему мер воздействия в виде требования о возмещении средств в доход федерального бюджета лишено экономического смысла.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ территориальное управление Федерального казначейства наделено правом осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных отношений.
В финансово-бюджетной сфере территориальное управление осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий в соответствии с Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 (далее - Стандарт N 1095).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 7 и 9 Стандарта N 1095, должностные лица территориального управления, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право выдавать представления и предписания.
При этом под представлением в силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Представление является ненормативным правовым актом, поскольку порождает для проверяемого лица юридические последствия, обязывает его к совершению определенных действий, в том числе связанных с его деятельностью, а также затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.
Таким образом, УФК по Смоленской области обладает полномочиями по проверке соблюдения условий использования средств бюджета, а также по внесению представления объекту контроля при соблюдении требований статьи 270.2 БК РФ.
Невыполнение представления влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пунктах 1, 2 представления от 13.11.2020 N 63-1.10-12/1.20-4429 указано на нарушение УФСИН по Смоленской области статьи 38, пункта 3 части 1 статьи 162, части 1 статьи 306.4 БК РФ.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Он означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 158 БК РФ целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в размере функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных им учреждений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В части 1 статьи 306.4 БК РФ определено, что под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Из материалов дела следует, что УФСИН России по Смоленской области осуществляет бюджетные полномочия распорядителя и получателя средств федерального бюджета по осуществлению государственных функций за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. В 2017-2019 годах ему выделены лимиты бюджетных обязательств по КБК (код бюджетной классификации) 320 0305 42308 90049 243 на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, из них: в 2017 году - в сумме 26 000 000 руб., в 2018 году - в размере 9 880 000 руб., в 2019 году - в сумме 7 000 000 руб.
Заявитель заключил государственные контракты 04.08.2017 N 302, 07.11.2017 N 463, 20.02.2018 N 26, 20.02.2018 N 27, 06.12.2019 N 551 на приобретение строительных и отделочных материалов для проведения капитального ремонта. В рамках указанных контрактов им приобретены строительные и отделочные материалы на общую сумму 154 753 руб. 33 коп., которые использованы для выполнения работ по внутреннему ремонту помещений здания УФСИН России по Смоленской области (г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 8), а именно:
- в 2017 году произведены смена дверных приборов (замки врезные), замена смесителей водоразборных, устройство подстилающих слоев (песчаных и щебеночных), устройство плинтусов, окраска радиаторов;
- в 2018 году произведены штукатурка поверхностей цементно-известковым или цементным раствором по камню и бетону, сплошное выравнивание внутренних поверхностей, окраска водно-дисперсионными акриловыми составами по штукатурке стен, облицовка стен по одинарному металлическому каркасу гипсокартонными листами в один слой, окраска радиатора, оклейка обоями стен, устройство подвесных потолков, монтаж светильников в подвесных потолках, устройство покрытий из досок ламинированных, устройство плинтусов поливинилхлоридных на винтах самонарезающих, прокладка труб гофрированных ПВХ, гладкая облицовка стен облицовочными керамическими плитками, окраска фасада акриловыми составами;
- в 2019 году произведены смена умывальников, унитазов, смесителей, гибких проводок, установка вентилей, задвижек, затворов, клапанов проходных на трубопроводах из стальных труб, оклейка обоями стен, устройство покрытий из досок ламинированных замковым способом, устройство плинтусов.
Нецелевой характер использования бюджетных средств УФК по Смоленской области усматривает в том, что строительные и отделочные материалы оплачены заявителем по коду 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", а использованы при выполнении работ, не относящихся к капитальному ремонту. В обоснование своей позиции казначейство ссылается на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 12.2 статьи 48) и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 8 части 1 статьи 33), предусматривающие обязательное составление проектной документации и сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства, если такой ремонт осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и указывает на то, что в данном случае проектная документация на выполнение работ по внутреннему ремонту помещений здания УФСИН по Смоленской области (г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 8) не составлялась.
Согласно части 2 статьи 18 БК РФ определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Код бюджетной классификации - это код группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, бюджетной системы Российской Федерации, которые согласно статье 165 БК РФ, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура, принципы назначения в проверяемый период устанавливался приказами Минфина России от 01.07.2013 N 65н, от 08.06.2018 N 132н, от 06.06.2019 N 85н.
В соответствии с указанными нормативными актами по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы бюджетов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по капитальному ремонту, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности; по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы бюджетов на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240.
В учреждениях уголовно-исполнительной системы отнесение тех или иных видов работ к текущему или капитальному ремонту регламентируется Инструкцией по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 N 276 (далее - Инструкция N 276). Виды работ по текущему ремонту перечислены в приложении N 7 к указанной инструкции, а по капитальному ремонту - в приложении N 9.
В обоснование использования выделенных средств на проведение капитального ремонта УФСИН по Смоленской области по каждому факту были оформлены и представлены ответчику локальные сметные расчеты.
Материалами дела подтверждается, что сами ремонтные работы осуществлялись заявителем хозяйственным способом, то есть без привлечения подрядных организаций.
В ходе судебного разбирательства представителями УФК по Смоленской области не оспаривался тот факт, что приобретенные по государственным контрактам 08.2017 N 302, 07.11.2017 N 463, 20.02.2018 N 26, 20.02.2018 N 27, 06.12.2019 N 551 строительные и отделочные материалы использованы при производстве ремонтных работ.
Довод казначейства о том, что исходя из вида и объема произведенных ремонтных работ, их удельного веса в общем объеме здания, данные работы не могли быть отнесены заявителем к капитальному ремонту, подлежит отклонению на основании следующего.
В соответствии с Инструкцией N 276 отнесение работ к текущему или капитальному ремонту обусловлены объемом, периодичностью и видом работ требующих выполнения.
К текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.
К капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, в том числе на более долговечные и экономичные. Капитальный ремонт подразделяется на: ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ; выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.
УФСИН России по Смоленской в период 2017-2019 годы, руководствуясь требованиями Инструкции N 276, осуществляло капитальный ремонт помещений и объектов, закрепленных за УФСИН России по Смоленской области на праве оперативного управления.
Так, в 2017 году УФСИН России по Смоленской области оплачены строительные и отделочные работы на общую сумму 24 680 руб. по коду видов расходов классификации расходов бюджетов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", которые в дальнейшем использованы при проведении капитальных ремонтов объектов, закрепленных за УФСИН России по Смоленской области на праве оперативного управления.
Согласно государственному контракту от 04.08.2017 N 302 приобретены дверные замки на сумму 6 400 руб. Данные строительные материалы использованы на капитальный ремонт кабинета N 309 в административном здании управления. Локальным сметным расчетом на капитальный ремонт кабинета N 309 УФСИН России по Смоленской области предусмотрен демонтаж дверного блока, снятие дверных полотен, установка металлического дверного блока, а также замена врезных дверных замков. Капитальный ремонт кабинета N 309 в административном здании управления проведен в соответствии с работами, предусмотренными приложением N 9 Инструкции N 276, а именно в соответствии с пунктом 1.6.1: полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот. После проведения работ строительные и отделочные материалы были списаны установленным порядком.
Согласно государственному контракту от 07.11.2017 N 463 приобретены смесители водоразборные на сумму 10 248 руб. Данные материалы использованы при проведении капитального ремонта помещений административного здания управления. Локальным сметным расчетом на капитальный ремонт помещений административного здания было предусмотрено снятие пришедших в негодность смесителей и установка новых смесителей. Капитальный ремонт помещений (туалетов) управлением проведен в соответствии с работами, предусмотренными приложением N 9 Инструкции N 276, а именно пунктом 1.13.6: замена кранов, задвижек и санитарных приборов. После проведения работ строительные и отделочные материалы были списаны установленным порядком.
Согласно авансовому отчету от 08.08.2017 N 477 приобретены строительные материалы (песок, гравий) на сумму 3 500 руб. Данные строительные материалы использованы для восстановления целостности земляного полотна территории возле служебного гаража, расположенного на ул. Лавочкина. Локальным сметным расчетом на капитальный ремонт прилегающей территории служебного гаража на 8 машин УФСИН России по Смоленской области (ул. Лавочкина) было предусмотрено устройство основания из песка и щебня в соответствии с работами, предусмотренными приложением N 9 Инструкции N 276, а именно пунктом 2.8.3: переустройство щебеночных и гравийных покрытий площадок. После проведения работ строительные и отделочные материалы были списаны установленным порядком.
Согласно авансовому отчету от 08.08.2017 N 477 приобретены строительные материалы на сумму 4 532 руб. (клей для обоев, эмаль для радиаторов, дюбель - гвозди, плинтуса, заглушки, пороги). Данные материалы использованы при проведении капитального ремонта служебной квартиры, расположенной по адресу: г. Смоленск, ул. Кловская, д. 25 кв. 91. Локальным сметным расчетом на капитальный ремонт служебной квартиры предусмотрены работы по демонтажу плинтусов, снятию обоев, разборке покрытий из линолеума, оклейке стен обоями, устройству покрытий из линолеума, устройству плинтусов ПВХ, укладке металлического порожка, смене сифонов и окраске радиаторов масляной краской, в соответствии с работами, предусмотренными приложением N 9 Инструкции N 276, а именно пунктом 1.5.6: частичная (более 10%) или сплошная смена полов всех видов и их оснований, пунктом 1.5.7: переустройство полов при ремонте с заменой на более прочные и долговечные, пунктом 1.8.3: восстановление или замена облицовки поверхности стен в объеме более 10% общей площади облицовочных поверхностей. После проведения работ строительные и отделочные материалы были списаны установленным порядком.
В 2018 году УФСИН России по Смоленской области оплачены строительные и отделочные работы на общую сумму 61 100 руб. 64 коп. по коду видов расходов классификации расходов бюджетов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", которые в дальнейшем использованы при проведении капитальных ремонтов объектов, закрепленных за УФСИН России по Смоленской области на праве оперативного управления.
Согласно государственному контракту от 20.02.2018 N 26 приобретены строительные материалы на сумму 26 555 руб. 80 коп. Данные материалы использованы при проведении капитального ремонта кабинета N 201 (розыск), административного здания УФСИН России по Смоленской области. Локальным сметным расчетом на капитальный ремонт кабинета N 201 предусмотрено оштукатуривание стен, окраска водно-дисперсионными составами стен, облицовка стен по металлическому каркасу ГКЛ, оклейка стен обоями, устройство подвесного потолка "Армстронг", монтаж светильников, выключателя, розетки, устройство покрытий из досок ламинированных, устройство плинтусов из ПВХ, прокладка кабеля в трубах гофрированных ПВХ, в соответствии с работами, предусмотренными приложением N 9 Инструкции N 276, а именно пунктом 1.5.6: частичная (более 10%) или сплошная смена полов всех видов и их оснований, пунктом 1.5.7: переустройство полов при ремонте с заменой на более прочные и долговечные, пунктом 1.8.3: восстановление или замена облицовки поверхности стен в объеме более 10% общей площади облицовочных поверхностей. После проведения работ строительные и отделочные материалы были списаны установленным порядком.
Согласно государственным контрактам от 20.02.2018 N 26, от 20.02.2018 N 27 приобретены строительные материалы на сумму 23 209 руб. 64 коп. Данные материалы использованы при проведении капитального ремонта при производстве работ по капитальному ремонту помещений душевой ОСН расположенного в административном здании УФСИН России по Смоленской области. Локальным сметным расчетом на капитальный ремонт помещений душевой ОСН предусмотрена облицовка стен по металлическому каркасу ГКЛ с укладкой облицовочной плитки в соответствии с работами, предусмотренными приложением N 9 Инструкции N 276, а именно пунктом 1.3.1: ремонт, смена и замена изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции, пунктом 1.8.3: восстановление или замена облицовки поверхности стен в объеме более 10% общей площади облицовочных поверхностей. После проведения работ, строительные и отделочные материалы были списаны в установленном порядке.
Согласно авансовому отчету от 16.07.2018 N 329 были приобретены строительные материалы на сумму 11 335 руб. 20 коп. Данные материалы использованы при проведении работ по капитальному ремонту фасада административного здания УФСИН России по Смоленской области. в том числе краска акриловая фасадная. Локальным сметным расчетом на капитальный ремонт фасада административного здания управления предусмотрены работы по окраске фасада акриловыми составами.
В соответствии с разделом V технического паспорта административного здания управления площадь здания составляет 1386 кв.м (77 м х 18 м). Площадь фасада здания управления - это площадь стен и фронтонов, за вычетом площади оконных и дверных проемов. Общая площадь фасада, где производился капитальный ремонт, составляет 575 кв.м. (за вычетом оконных проемов, цоколя, парапета), окрашено 116 кв.м, что составляет 20,2%. Капитальный ремонт фасада административного здания УФСИН проведен в соответствии с работами, предусмотренными Инструкцией N 276, а именно пунктом 15.3.1: к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится: ремонт или смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные; смена или замена более 20% основных конструкций, срок службы которых является наибольшим. Для зданий - это каменные и бетонные фундаменты, все виды стен, все виды каркасов стен, приложением N 9 - пункт 1.8.3: восстановление или замена облицовки поверхности стен в объеме более 10% общей площади облицовочных поверхностей. После проведения работ, строительные и отделочные материалы были списаны в установленном порядке.
В 2019 году УФСИН России по Смоленской области оплачены строительные и отделочные работы на общую сумму 68 972 руб. 69 коп. по коду видов расходов классификации расходов бюджетов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", которые в дальнейшем использованы при проведении капитальных ремонтов объектов, закрепленных за УФСИН России по Смоленской области на праве оперативного управления.
Согласно государственному контракту от 06.12.2019 N 551 приобретено сантехническое оборудование на сумму 47 571 руб. Данные материалы использованы при проведении работ по капитальному ремонту на капитальный ремонт помещений административного здания управления. Локальным сметным расчетом на капитальный ремонт санитарно-технического оборудования помещений административного здания УФСИН России по Смоленской области была предусмотрена замена умывальников, унитазов, смесителей в санитарных узлах в соответствии с работами, предусмотренными приложением N 9 Инструкции N 276, а именно пунктом 1.13.6: замена кранов, задвижек и санитарных приборов. Данные работы были проведены с заменой оборудования в полном объеме, а не частично. После проведения работ санитарно-техническое оборудование было списано установленным порядком.
Согласно авансовым отчетам от 19.07.2019 N 174, от 28.08.2019 N 211 приобретены строительные материалы на сумму 21 401 руб. 69 коп., которые в дальнейшем были использованы для производства работ по капитальному ремонту кабинетов N 213 и N 214 административного здания УФСИН России по Смоленской области. Локальным сметным расчетом на капитальный ремонт кабинетов N 213 и N 214 предусмотрены работы по снятию обоев, разборке покрытия из линолеума, устройство покрытий из доски ламинированной, облицовка стен по металлическому каркасу из ГКЛ, оклейка стен обоями, облицовка стен декоративным с пластиком, устройство плинтусов ПВХ, в соответствии с работами, предусмотренными приложением N 9 Инструкции N 276, а именно пунктом 1.5.6: частичная (более 10%) или сплошная смена полов (всех видов и их оснований, пунктом 1.5.7: переустройство полов при ремонте с заменой на более прочные и долговечные, при этом тип полов должен соответствовать требованиям норм и технических условий для нового строительства, пунктом 1.8.3: восстановление или замена облицовки поверхности стен в объеме более 10% общей площади облицовочных поверхностей. После проведения работ строительные и отделочные материалы были списаны в установленном порядке.
На основании вышеизложенного строительные и отделочные материалы обоснованно были приобретены по виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" и их стоимость включена в состав затрат, предусмотренных сметной стоимостью капитального ремонта.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, сама по себе оплата заявителем этих материалов по коду 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что бюджетные средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации израсходованы на приобретение строительных и отделочных материалов в соответствии со статьей 38 БК РФ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, статьи 158 БК РФ, что свидетельствует о целевом использовании средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств на соответствующие цели, определенные бюджетной сметой.
Ссылка казначейства на то, что представленные заявителем в ходе проведения проверки локальные сметные расчеты, на основании которых были приобретены строительные и отделочные материалы в рамках проведения капитального ремонта объектов, числящихся на балансе УФСИН России по Смоленской области, не являются сметами на строительство объектов капитального строительства, обязательность которых предусмотрена пунктом 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а выступают как составляющие сметной документации, не принимается апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 данного Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Из вышеуказанных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме.
Обязанность застройщика по подготовке проектно-сметной документация в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, относится исключительно к строительству и реконструкции объектов капитального строительства.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.10.2020 N 43780- ИФ/09.
Согласно пункту 17.1 Инструкции N 276 выполнение технической документации на производство капитального ремонта объектов, не требующих сложных инженерных расчетов и проектов, может осуществляется службой контроля и надзора территориального органа УИС или учреждения.
УФСИН России по Смоленской области за 2017-2019 годы не производило строительство объектов капитального строительства, не производило капитального ремонта всего административного здания, а осуществляло капитальный ремонт помещений и объектов, закрепленных за УФСИН России по Смоленской области на праве оперативного управления.
Учитывая вышеуказанные нормы, УФСИН России по Смоленской области самостоятельно определяло разделы проектной документации, где было предусмотрено составление локального сметного расчета (сметы) для производства работ по капитальному ремонту отдельных помещений, кабинетов и объектов, числящихся на балансе заявителя.
Таким образом, утверждение УФК по Смоленской области о необходимости составления проектно-сметной документации в полном объеме (смет на строительство) при проведении капитального ремонта объектов УФСИН России по Смоленской противоречит требованиям части 1 статьи 48 ГК РФ и Инструкции N 276.
Кроме того, суд обоснованно учел и то, что УФК по Смоленской области на основании приказа Минфина России от 17.11.2016 N 213 "Об утверждении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета" санкционировало оплату материалов по вышеуказанным государственным контрактам по коду 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", тем самым фактически признав законность использования бюджетных средств.
На основании изложенного требования заявителя о признании недействительным пункта 1 представления от 13.11.2020 N 63-1.10-12/1.20-4429 удовлетворены судом правомерно.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2022 по делу N А62-906/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-906/2021
Истец: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Смоленской области