г. Москва |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А41-65196/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Беспалова М.Б., Миришова Э.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щербаченко К.Е.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Астмал Групп" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства культуры Российской Федерации - представитель Никитин А.А. по доверенности от 10.01.2023 N 7-43 "Д", диплом, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства культуры Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2023 года по делу N А41-65196/22 по иску ООО "Астмал Групп" к Министерству культуры Российской Федерации о признании недействительным
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Астмал групп" (далее - ООО "Астмал групп", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству культуры Российской Федерации(далее - министерство, ответчик) о признании недействительным одностороннего отказа от контракта от 21.12.2020 N 0173100007720000159.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2023 года по делу N А41-65196/22 заявленные требования удовлетворены (л.д.65-66).
Не согласившись с указанным судебным актом министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей общества, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, в иске отказать; поддержал ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, представленных в заседании 22.05.2023.
Определением от 22 мая 2023 года суд апелляционной инстанции принял к рассмотрению ходатайство министерства о приобщении дополнений к апелляционной жалобе с приложением документального обоснования в порядке статьи 159 АПК РФ.
К судебному заседанию общество не представило возражений либо пояснений относительно приобщения новых доказательств в суде апелляционной инстанции.
Представленные заявителем апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции дополнительные документы, приняты судом апелляционной инстанции в силу части 2 статьи 268 АПК РФ и пункта 29 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку они имеют значение для правильного рассмотрения спора.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, апелляционной суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21.12.2020 между министерством (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен государственный контракт N 0173100007720000159, согласно которому подрядчик принял на себя обязательства по проведению реставрационных работ и работ по приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия регионального значения "Собор Сошествия Святого Духа", 1860-1866 гг., расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. СергиевПосад, г. Сергиево Посад, ул. Маслиева, д. 26, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Спасо-Вифанский монастырь", 1783-1910 гг., а государственный заказчик обязуется оплатить указанные выше работы в соответствии с положениями государственного контракта. Цена государственного контракта составляет 29855848 руб. 32 коп. (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с пунктом 12 технического задания в редакции дополнительного соглашения N 6 от 12.05.2022 к контракту срок выполнения работ установлен с даты заключения государственного контракта по 20.10.2022. Срок действия государственного контракта- с даты заключения контракта по 31.05.2023 (л.д.24-25, 26-32).
Согласно пункту 11.3 контракта государственный контракт может быть расторгнут: по соглашению сторон; в связи с односторонним отказом государственного заказчика от исполнения государственного контракта; в судебном порядке по требованию одной из сторон в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 11.5 контракта предусмотрено, что государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению государственного контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения настоящего государственного контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу подрядчика, указанному в настоящем государственный контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение государственным заказчиком подтверждения о его вручении подрядчику. Выполнение государственным заказчиком требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения настоящего государственного контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения государственным заказчиком подтверждения о вручении подрядчику указанного уведомления либо дата получения государственным заказчиком информации об отсутствии подрядчика по его адресу, указанному в настоящем государственному контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения настоящего государственного контракта в единой информационной системе (пункт 11.7 контракта).
Согласно пункту 11.8 контракта решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения настоящего государственного контракта вступает в силу и государственный контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления государственным заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения настоящего государственного контракта.
21.06.2022 заказчик принял решение N 10115-12-02 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0173100007720000159 от 21.12.2020 (л.д.18-21), в обоснование которого сослался на п. 2 ст. 715 ГК РФ.
Ссылаясь на незаконность одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 0173100007720000159 от 21.12.2020, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у министерства оснований для отказа от контракта.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 ГК РФ).
По своей правовой природе, заключенный между сторонами контракт и возникшие на его основании правоотношения сторон регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде (статей 702 - 729, 763 - 768 ГК РФ).
Суд первой инстанции верно квалифицировал правоотношения сторон как возникшие из контракта на выполнение работ для государственных нужд, применил нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон N 44-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Согласно статье 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании статьи 717 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
Согласно статье 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В силу положений части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, стороны государственного контракта наделены правом на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, влекущий расторжение такого контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).
Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 указанного Федерального закона.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 19 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления (пункт 20 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 21 статьи 95 названного Закона решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 11.5.2 контракта предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта в случае если подрядчик своевременно не приступает к исполнению контракта либо выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Судом первой инстанции установлено, что срок выполнения работ по контракту установлен пунктом 12 технического задания в редакции дополнительного соглашения от12.05.2022 N 6 к контракту по 20.10.2022.
Как следует из пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В нарушение условий контракта работы выполнялись подрядчиком с существенным отставанием от графика выполнения работ, в связи с чем работы в установленные контрактом сроки подрядчиком не исполнены.
Поскольку предметом контракта являлось проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (реставрационные работы), которые регулируются ФЗ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ привлечены технический надзор (ФГУП "ЦНРПМ") и авторский надзор (Свято-Троицкая Сергиева Лавра) для осуществления контроля за исполнением контракта.
Авторским надзором при оказании услуг осуществляется ведение журнала авторского надзора согласно положениям ГОСТ Р 56200-2014. Как следует из содержания журнала 28.04.2022 работы по реставрации собора остановлены, рабочие отсутствуют.
Из дальнейшей хронологии записей в журнале АН следует, что после 12.05.2022 работ на объекте обществом не проводилось (записи от 12.05.2022 и 20.05.2022).
Техническим надзором в рамках оказания услуг предоставлены 13 ежемесячных отчетов о ходе проведения работ на объекте. С ноября 2021 года технический надзор указал на отставание от графика выполнения работ, отсутствие исполнительной документации, ненадлежащее качество текущих работ, отсутствие испытаний и пуско-наладки оборудования.
Письмом от 05.04.2022 N 562 технический надзор сообщил о неудовлетворительном ходе производства работ с указанием ряда замечаний и выводом об угрозе обрушения свода галереи с лепным декором, деструкции штукатурки фасада западной стены, ростом зоны биопоражения каменной кладки и возникновением новых высолов.
Кроме того, представителями технического надзора в отношении общества вынесено предписание от 20.05.2022 N 911 с указанием на отсутствие ИТР, рабочих на объекте; отсутствие работ и общего журнала работ, срок устранения до 23.05.2022.
Доказательств, подтверждающих устранение данных замечаний, в материалы дела не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение условий контракта работы выполнялись подрядчиком с существенным отставанием от графика выполнения.
Учитывая, что отставание подрядчика от срока выполнения работ, данное обстоятельство является существенным нарушением условий заключенного контракта, в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
21.06.2022 министерство приняло решение N 10115-12-02 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0173100007720000159 от 21.12.2020, мотивированное нарушением подрядчиком сроков выполнения работ и ссылкой на п. 2 ст. 715 ГК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, министерство направило обществу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с указанием на нарушение сроков выполнения работ (л.д.18-21).
По результатам исследования материалов дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения спорного контракта, заказчиком соблюдены положения статьи 95 Закона о контрактной системе, регламентирующие порядок такого отказа.
Таким образом, исходя из предмета контракта, пункта 8.3 контракта, правомерности отказа от исполнения по статье 715 ГК РФ, отсутствия для заказчика потребительской ценности результата работ, до момента отказа от договора, является обоснованным решение заказчика об отказе от контракта.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ истец не представил доказательства, подтверждающие принятие решения о приостановке выполнения работ.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 ст. 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
С учетом указанных обстоятельств, является не доказанным факт приостановки работ по контракту.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ доказательств наличия вины заказчика в нарушении сроков выполнения работ подрядчик в материалы дела не представил.
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии с требованиями статей 65, 67, 68, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства исполнения условий контракта, доводы и возражения сторон спора, установил наличие обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 450 ГК РФ оснований для прекращения обязательств заказчиком в одностороннем порядке.
То обстоятельство, что оспариваемое истцом решение государственного заказчика принято до истечения установленного дополнительным соглашением N 6 от 12.05.2022 к контракту срока выполнения работ (20.10.2022), в данном случае не имеет правового значения. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, в том числе, в случаях: нарушения подрядчиком срока начала производства работ; если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к установленному контракту сроку становится явно невозможным.
Факт надлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, опровергается представленными в материалы дела.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает результаты рассмотрения аналогичных дел между теми же лицами N А41-63285/22, N А41-103534/22, N А41-63818/22, N А41-65996/22, N А40-175775/22, N А40-176734/22.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2023 года по делу N А41-65196/22 отменить, в удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65196/2022
Истец: ООО "АСТМАЛ ГРУПП"
Ответчик: Министерство культуры РФ