г. Челябинск |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А76-34612/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей: Баканова В.В., Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовой" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2023 по делу N А76-34612/2022
В судебном заседании принял участие представитель:
специализированной некоммерческой организации-фонда "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области": Колышев М.И. (паспорт, доверенность N 54 от 20.09.2022 сроком действия на один год, диплом).
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовой" (далее - истец, ООО УК "Домовой") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к специализированной некоммерческой организации-фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" (далее - ответчик, Региональный оператор) о взыскании неосновательного обогащения в размере 126 500 руб. 00 коп. (л.д. 5-7).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО УК "Домовой (далее также - податель жалобы, апеллянт) обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорные работы относятся к капитальному ремонту, носили срочный характер. Длительное рассмотрение вопроса о ремонте лифта влечет нарушение прав граждан..
При указанных обстоятельствах податель жалобы полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность определения суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленными протоколом от 21.01.2008 N 2 (по МКД N 13/1 по ул. Жукова в г. Магнитогорске Челябинской области), выбран способ управления домом - управляющей организацией, в качестве которой утверждено общество УК "Домовой" (л.д. 17 оборот-18).
Как следует из текста искового заявления, в конце марта 2022 года при проведении ежемесячного технического обслуживания лифта в подъезде N 3 указанного МКД выявлена неисправность "износ червячной пары редуктора лебедки лифта".
22.03.2022 ООО "Лифтмонтаж-Сервис-М", осуществляющее по договору с истцом обслуживание лифтов в МКД, в письме исх.N 14 от 22.03.2022 сообщило истцу о необходимости замены редуктора (червячной пары) лифта (л.д. 19).
04.04.2022 обществом "Диагностика" составлен акт N 121622, согласно которому редуктор лебедки главного привода лифта подлежит замене (л.д. 20).
При наличии выявленной неисправности редуктора лебедки главного привода лифта, учитывая, что собственники помещений в МКД не принимали решения о создании специального счета для формирования денежных средств в целях проведения капитального ремонта общего имущества МКД N 13/1 (фонда капитального ремонта), истец обратился к ответчику с письмом N 65 от 08.04.2022 с просьбой проведения ремонта лифта в подъезде N 3 МКД N 13/1 по ул. Жукова в Магнитогорске (л.д. 21).
В ответе на данное письмо ответчик сообщил истцу, что исполнение региональным оператором обязательств по проведению капитального ремонта или замены лифтового оборудования в МКД N 13/1 возможно после его включения в краткосрочный план реализации региональной программы на очередной календарный год, на основании решения муниципальной комиссии о необходимости проведения капитального ремонта (л.д. 22).
Поскольку, по мнению истца, процедура принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта лифтового оборудования в более ранний срок, чем это предусмотрено региональной программой, требует значительных временных затрат, а сам ремонт может быть запланирован не ранее чем за год, следующий за годом принятия соответствующего решения, истцом, согласно его пояснениям, с целью соблюдения прав собственников, проживающих в указанном МКД, принято самостоятельно, без проведения общего собрания собственников помещений в МКД решение о замене вышедшего из строя редуктора с оплатой соответствующих работ из собственных средств (л.д. 56).
Реализуя принятое решение, истец заключил с ООО "Строительная компания "Айсберг" 01.04.2022 договор поставки N 03/04рем (л.д.24), предметом которого являлась поставка редуктора РЧЛ-1250463ГО211000 стоимостью 126 500 руб.
11.05.2022 обществом "Строительная компания "Айсберг" произведена поставка названного редуктора, что подтверждается представленным в материалы дела универсальным передаточным документом N 122 от 11.05.2022 на сумму 126 500 руб. (л.д. 25). Истцом, в свою очередь, произведена оплата поставленного редуктора, что следует из представленных в материалы дела платежных поручений N 185 от 11.04.2022, N 230 от 05.05.2022 на общую сумму 126 500 руб. (л.д. 26-27).
Из искового заявления также следует, что после получения редуктора ремонт лифта в подъезде N 3 МКД осуществлен силами ООО "Лифтмонтаж-Сервис-М".
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, общество УК "Домовой" обратилось к Региональному оператору с претензией исх.N 144 от 19.07.2022 с требованием о возмещении расходов на выполнение работ, относящихся к капитальному ремонту общего имущества МКД в сумме 126 500 руб. (л.д. 28).
В ответе на письмо, региональный оператор сообщил обществу, что действующее законодательство не относит замену червячной пары редуктора лебедки лифта в МКД к перечню работ по капитальному ремонту (л.д. 29).
Неисполнение ответчиком требований претензии послужило основанием для обращения общества УК "Домовой" в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу требований действующего законодательства для обеспечения реализации собственных жилищных прав собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, поименованных в части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, посредством избрания управляющей компании.
Материалами дела подтверждено, что собственниками помещений указанного многоквартирного дома избран способ управления управляющей компанией и соответствующие полномочия возложены на истца.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту "а" пункта 2 Правил N 491, лифты, лифтовое оборудование относятся к общему имуществу в жилом доме, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений в соответствующем доме.
В подпункте "з" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт.
Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290,устанавливают порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее-Правила N 170) - требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В силу пункта 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
При этом, с учетом положений статьи 3, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" работа лифтов как элементов системы инженерно-технического обеспечения должна быть безопасной и требует постоянного технического обслуживания, осмотров и проверок.
Сторонами не оспаривается, что выход из строя лифтового оборудования в многоквартирном доме имел место быть, равно как и факт того, что ремонт лифтового оборудования является неотложными работами, требующими оперативного реагирования.
Для направления заявления об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в орган местного самоуправления по утвержденной форме необходимо наличие (в пакете прилагаемых к заявлению документов) протокола общего собрания собственников помещений с решением собственников помещений такого дома о необходимости проведения капитального ремонта в более ранние сроки.
Указанное положение обусловлено тем, что взносы на капитальный ремонт общего имущества принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме.
В свою очередь Региональный оператор является организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Челябинской области. К функциям Регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (часть 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии со статьей 168 ЖК РФ, статей 2, 6 Закона 512-ЗО, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Челябинской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21.05.2014 N 196-П утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2048 годы.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Магнитогорск, ул. Жукова, д. 13/1 включен в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2048 годы.
В соответствии с Региональной программы ремонт лифтового хозяйства вышеуказанного МКД запланирован на период 2031-2033 годы (л.д. 23).
В силу части 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе. При этом решение общего собрания собственников помещений о необходимости капитального ремонта общего имущества не влечет за собой немедленный перенос запланированных сроков капитального ремонта. Решение о переносе сроков на более ранние принимается органом местного самоуправления на основании изучения документов и визуального осмотра.
В соответствии с частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в МКД были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 данного кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
При этом иного способа возмещения затрат на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома до наступления утвержденных сроков региональной программы действующее законодательство не предусматривает.
Зачет средств осуществляется региональным оператором после окончания оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ подрядной организации.
Зачет средств в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - зачет средств) осуществляется региональным оператором на основании заявления лица, уполномоченного действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме. Для рассмотрения вопроса о зачете средств необходимы копии следующих документов:
1) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении работ по капитальному ремонту общего имущества в таком доме;
2) акта о приемке выполненных работ;
3) справки о стоимости выполненных работ и затрат;
4) договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
5) документов, подтверждающих затраты на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 22 Закона N 512).
В соответствии с частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенного выше нормативного регулирования, основанием для возмещения понесенных управляющей организацией затрат на капитальный ремонт общего имущества является прежде всего соответствующее решение собственников помещений в указанном многоквартирном доме.
В отсутствие такого решения у Регионального оператора не имеется правовых оснований для распоряжения уплаченными собственниками денежными средствами.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, соответствующее решение собственниками помещений в многоквартирном доме принято не было.
Материалы дела не содержат доказательств того, что со стороны ООО "Домовой" были приняты все возможные меры по проведению общих собраний собственников помещений многоквартирного дома.
Из материалов дела не следует, что истец уведомил собственников жилых помещений спорного многоквартирного дома о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества (лифта) и необходимости решения вопроса о финансировании данных работ.
Как справедливо указано судом первой инстанции, удовлетворение заявленных требований в рассматриваемой ситуации фактически означало бы признание правомерными совершение управляющей организаций действий по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного без проведения общего собрания собственников помещений в МКД с принятием соответствующего решения и в обход установленного ЖК РФ и законодательством Челябинской области порядка.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, отказ в удовлетворении заявленных истцом требований о взыскании с ответчика неосновательного обогащения не лишает истца права на обращение к ответчику с требованием о рассмотрении вопроса о зачете исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт, учитывая факт выполнения им работ по замене редуктора лифта в подъезде N 3 МКД N 13/1 с приложением необходимых документов в обоснование проведения зачета.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, доводы подателя жалобы отклоняются по основаниям, приведенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в ее
обоснование, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы апеллянта по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2023 по делу N А76-34612/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
В.В.Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-34612/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДОМОВОЙ"
Ответчик: СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-ФОНД "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"