г. Вологда |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А05-707/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Селивановой Ю.В. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 апреля 2023 года по делу N А05-707/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, Ярославская область, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033; адрес: 125167, Москва, улица Планетная, дом 3, корпус 2, этаж 1, помещение 3; далее - Учреждение) о взыскании 1 625 108 руб. 72 коп., в том числе 1 076 790 руб. 55 коп. долга за тепловую энергию, поставленную в ноябре 2022 года на основании договора теплоснабжения от 12.07.2021 N 2066 (далее - договор), и 548 318 руб. 17 коп. пеней, начисленных за период с 16.07.2021 по 29.12.2022.
Решением суда от 12 апреля 2023 года с Учреждения в пользу Общества взыскано 1 076 790 руб. 55 коп. долга и 419 147 руб. 41 коп. неустойки, а также 26 926 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска Обществу отказано. Обществу из федерального бюджета возвращено 749 руб. государственной пошлины.
Учреждение с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что спорные жилые помещения закреплены за ним на праве оперативного управления, имеют статус "общежитие"; обязательства ответчика перед организациями, осуществляющими поставку соответствующих ресурсов, не должны быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с населением. Денежные средства на содержание жилищного фонда Учреждению не выделены.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя. Ввиду этого дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу ее доводы отклонило.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается в материалах дела, истец (гарантирующий поставщик) и ответчик (потребитель) подписали договор, по условиям которого истец (теплоснабжающая организация) отпускает тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение (ГВС) до точек поставки, в целях обеспечения предоставления ответчиком (потребителем) собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, а потребитель оплачивает отпущенные коммунальные ресурсы, соблюдает предоставленный договором режим их потребления, обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктами 4.11, 4.12 договора расчетным периодом является календарный месяц. Плата за коммунальные ресурсы вносится потребителем до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Договор подписан ответчиком 30.08.2021 с разногласиями, которые сторонами в окончательном виде урегулированы в протоколе урегулирования разногласий от 01.11.2021 N 1.
В приложении 2 к договору приведен перечень жилых и нежилых помещений в МКД, являющихся объектами теплоснабжения, а также тепловые нагрузки по каждому помещению.
Дополнительным соглашением от 08.12.2021 N 1 стороны установили, что договор действует до 31.12.2022 и распространяется на отношения, возникшие с 01.04.2021.
Во исполнение заключенного договора истец в ноябре 2022 года поставил на объекты, принятые на обслуживание и в эксплуатацию ответчиком, тепловую энергию, для оплаты которой выставил счет-фактуру от 30.11.2022 N 2190/27596 на общую сумму 1 076 790 руб. 55 коп.
Поскольку ответчик долг не уплатил, претензию от 05.12.2022 N 2022/2842-2022, направленную в его адрес, оставил без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив указанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 210, 214, 296, 329, 330, 401, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, суд первой инстанции в полном соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами, правовыми позициями вышестоящих судебных инстанций и материалами дела удовлетворил заявленные требования в части.
Приведенные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, отражены в оспариваемом акте и получили в нем надлежащую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из смысла статей 210 и 296 ГК РФ, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. Обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Наличие у ответчика права оперативного управления в отношении спорных помещений не оспаривается апеллянтом.
Согласно пункту 1 части 1 и части 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 данного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Таким образом, как справедливо указал суд первой инстанции, прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.
Ввиду изложенного именно на ответчике лежит обязанность по оплате стоимости тепловой энергии, поставленной истцом в спорный период в жилые помещения.
Требование Общества о взыскании с Учреждения неустойки разрешено судом в соответствии с положениями статей 330, 332 ГК РФ, частью 14 статьи 155 ЖК РФ.
Судом принято во внимание, что тепловая энергия поставлялась Обществом на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения специализированного жилого фонда - общежитий, который передан Учреждению на праве оперативного управления. Поскольку Учреждение не только управляет специализированным жилым фондом, но обладает вещным правом на него, суд счел допустимым производить расчет взыскиваемой с него неустойки, как с владельца жилых помещений (домов), а именно по правилам части 15 статьи 155 ЖК РФ.
По расчету суда, произведенному с учетом указанной нормы, истец вправе претендовать на взыскание с ответчика 419 147 руб. 41 коп. пеней.
Истцом решение суда в данной части не обжаловано. Учреждение доводов несогласия с механизмом расчета неустойки, его арифметической частью, периодом просрочки в жалобе не привел.
Таким образом, поскольку жалоба не содержит фактов и доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 апреля 2023 года по делу N А05-707/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-707/2023
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N2"
Ответчик: ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации