г. Воронеж |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А36-5830/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серегиной Л.А.,
судей Маховой Е.В.,
Коровушкиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рейф О.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергосбережение": Губарева В.А., представителя по доверенности N 007 от 10.01.2023, диплом, паспорт гражданина РФ;
от Прокуратуры Липецкой области, действующей в интересах субъекта Российской Федерации - Липецкой области в лице Управления здравоохранения Липецкой области: Кривцова В.А., прокурора отдела, удостоверение N 313272;
от Государственного учреждения здравоохранения "Липецкая городская больница N 4 "Липецк-Мед": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления здравоохранения Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергосбережение" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2023 по делу N А36-5830/2022 по исковому заявлению Прокуратуры Липецкой области, действующей в интересах субъекта Российской Федерации - Липецкой области в лице Управления здравоохранения Липецкой области к Государственному учреждению здравоохранения "Липецкая городская больница N4 "Липецк-Мед", обществу с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергосбережение" (ОГРН 1064823002936, ИНН 4822001340),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление здравоохранения Липецкой области, о признании недействительным (ничтожным) договора энергоснабжения для потребителей, финансируемых их всех уровней бюджета, N 12957 от 25.01.2022, заключенного между ГУЗ "Липецкая городская больница N 4 "Липецк-Мед" и ООО "НОВИТЭН" в части п. 2.2.4, предоставляющего право обществу в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя за 10 рабочих дней до заявляемой даты отказа от договора, в случае если потребителем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате в соответствии с договором,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Липецкой области в интересах субъекта Российской Федерации - Липецкой области в лице Управления здравоохранения Липецкой области обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к Государственному учреждению здравоохранения "Липецкая городская больница N 4 "Липецк-Мед" и обществу с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергосбережение" о признании недействительным (ничтожным) договора энергоснабжения для потребителей, финансируемых из всех уровней бюджета, N 12957 от 25.01.2022, заключенного между ГУЗ "Липецкая городская больница N 4 "Липецк-Мед" и ООО "НовитЭн" в части пункта 2.2.4, предоставляющего право обществу в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя за 10 рабочих дней до заявляемой даты отказа от договора, в случае если потребителем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате в соответствии с договором.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление здравоохранения Липецкой области (далее - Управление здравоохранения Липецкой области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2023 исковые требования Прокуратуры Липецкой области удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "НовитЭн" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2023, в связи с чем, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "НовитЭн" ссылается на то, что неисполнение потребителем обязанностей по составлению акта согласования технологической и (или) аварийной брони или ненадлежащее составление указанного акта не может быть основанием для лишения гарантирующего поставщика предусмотренного законом права одностороннего отказа от исполнения договора по причине неисполнения потребители обязательств по оплате потребленной электроэнергии. Также заявитель ссылается на то, что срок действия договора энергоснабжения N 12957 от 25.01.2022 истек 31.12.2022, договор сторонами исполнен в полном объеме, в связи с чем предмет правового регулирования отсутствует.
В настоящее судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции ГУЗ "Липецкая ГБ N 4 "Липецк-Мед" и Управление здравоохранения Липецкой области не обеспечили явку своих полномочных представителей.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения указанных выше лиц о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В настоящем судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ООО "НовитЭн" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель прокуратуры с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение арбитражного суда области оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, 25.01.2022 между ГУЗ "Липецкая ГБ N 4 "Липецк-Мед"" (потребитель) и ООО "НовитЭн" (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения N 12957. Срок действия договор с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу потребителю электрической энергии (мощности), через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергии, а потребитель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги согласно условиям договора по точкам поставки, указанным в приложении N 1 к договору.
Названным приложением определен перечень из 31-й точки поставки электроэнергии, находящихся на территории ГУЗ "Измалковская районная больница".
Согласно пункту 2.2.4 договора гарантирующий поставщик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя об этом за 10 рабочих дней до заявляемой даты отказа от договора, в случае если потребителем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате в соответствии с договором.
Полагая, что пункт 2.2.4 договора противоречит пунктам 6, 16, 16 (1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных 4 постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), прокурор Липецкой области, действуя в соответствии со статьей 52 АПК РФ в интересах субъекта Российской Федерации - Липецкой области в лице Управления здравоохранения Липецкой области, обратился в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок и (или) применении последствий недействительности сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (часть 3 статьи 52 АПК РФ).
Принимая во внимание указанное, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что прокуратура Липецкой области обратилась в суд с иском в пределах своей компетенции.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными названной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом. При этом, в числе способов защиты гражданских прав, перечисленных в статье 12 ГК РФ, законодатель предусмотрел также такой способ, как признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. При этом, к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно пункту 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрен односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В пунктах 10, 11, 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" (далее - постановление Пленума N 54) по общему правилу право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий должно быть предусмотрено ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ). Право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий может быть предусмотрено договором для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в отношениях между собой, а также для лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность (абзац 1 пункт 2 статьи 310 ГК РФ). Предоставление договором права на отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, не осуществляющему предпринимательскую деятельность, допускается только в специально установленных законом или иными правовыми актами случаях (абзац 2 пункт 2 статьи 310 ГК РФ).
При применении статьи 310 ГК РФ следует учитывать, что общими положениями о договоре могут быть установлены иные правила о возможности предоставления договором права на отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий.
Кроме того, право на односторонний отказ от договора может быть предусмотрено правилами об отдельных видах договоров. В частности, право на односторонний отказ от договора предоставлено заказчику по договору подряда (статья 717 ГК РФ), сторонам договора возмездного оказания услуг (статья 782 ГК РФ), договора транспортной экспедиции (статья 806 ГК РФ), агентского договора, заключенного без определения срока окончания его действия (статья 1010 ГК РФ), договора доверительного управления имуществом (пункт 1 статьи 1024 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 части 168 ГК РФ).
На основании пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Указанная в абзаце 1 настоящего пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями.
В соответствии с пунктом 53 Основных положений N 442 в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом в случае если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание, организованное в установленном разделом II настоящего документа порядке.
Пунктом 1 Правил N 442 установлено, что полное ограничение режима потребления определено как ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами, а потребители, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, как потребители, которые относятся к категориям потребителей согласно приложению.
Согласно подпункту "б" пункту 2 Правил N 442 ограничение режима потребления вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившимся, в том числе, в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности);
В силу пункта 6 Правил N 442 в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, полное ограничение режима потребления вводится в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от указанного потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления, предусмотренного пунктом 16 (1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 (1) Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони): в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Пунктом 15 Правил N 442 установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ежегодно, до 1 июля, утверждает перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - перечень), на основании обращений потребителей, сетевых организаций, гарантирующих поставщиков.
Потребители, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращения о включении в указанный перечень информации о принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающих устройствах и (или) объектах электроэнергетики, ограничение режима потребления которыми может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, и о наличии либо об отсутствии соответствующих актов согласования технологической и (или) аварийной брони, а сетевые организации и гарантирующие поставщики при наличии у них соответствующей информации вправе направлять такие обращения в отношении указанных потребителей.
Таким образом, законом установлены специальные требования по прекращению энергоснабжения потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. В отношении вышеуказанных категорий потребителей недопустимы действия, направленные на односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения без соблюдения установленного законом порядка, поскольку создается угроза наступления неблагоприятных экономических, экологических, социальных последствий.
Судом области установлено, что ГУЗ "Липецкая городская больница N 4 "Липецк-Мед" включено в Перечень потребителей электрической энергии, находящихся на территории Липецкой области, которые отнесены к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, утвержденный постановлением Правительства Липецкой области от 30.06.2022 N 238.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 115-О, основанном на нормах статьи 426 ГК РФ, о заключении публичных договоров, при наличии возможности оказывать соответствующую услугу организация не вправе расторгать договор о ее оказании в одностороннем порядке.
Таким образом, одностороннее расторжение ресурсоснабжающей организацией договора энергоснабжения, являющегося публичным договором, действующим законодательством не предусмотрено. Такое право может быть осуществлено только в судебном порядке.
В таком случае, арбитражным судом области пришел к обоснованному выводу о том, что энергоснабжение ГУЗ "Липецкая городская больница N 4" в силу его особого статуса не может быть полностью прекращено односторонним отказом гарантирующего поставщика от контракта уведомлением об этом потребителя за 10 рабочих дней до планируемой даты прекращения действия договора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно согласился с правовой позицией истца о том, что пункт 2.2.4 договора, предусматривающий право гарантирующего поставщика в одностороннем порядке отказаться от исполнения по договору полностью при отсутствии в этом пункте согласованного порядка ограничения режима потребления электроэнергии, противоречит вышеуказанным требованиям законодательства и в силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ является недействительным.
Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Исходя из содержания пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25), ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75 постановления Пленума N 25).
В настоящем деле публичный интерес заключается в обеспечении надлежащего оказания медицинской помощи населению, что требует бесперебойного электроснабжения объектов районной больницы.
В силу подпункта 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положением об управлении здравоохранения Липецкой области, утвержденным распоряжением администрации Липецкой области от 04.09.2008 N 369-р, данные функции возложены на упомянутый государственный орган. При этом названное управление также осуществляет функции учредителя областных государственных учреждений и областных государственных предприятий, закрепленных за Управлением, в том числе ГУЗ "Липецкая городская больница N4 "Липецк-Мед".
Отклоняя довод ответчика о том, что срок действия договора согласно пункту 8.1 истек 31.12.2022 года, в связи с чем заявленный иск является беспредметным, суд области суд исходил из следующего.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Между тем, фактический отказ в удовлетворении иска о признании государственных или муниципальных контрактов недействительными (в целом или в части) по мотиву исполнения сторонами обязательств (прекращения обязательств) по этим контрактам может способствовать формированию неправомерного поведения субъектов права в будущем, в связи с чем, правовой целью оспаривания таких договоров может быть и превентивная функция права.
Право прокурора на предъявление иска в отношении сделок обусловлено его действием в защиту интересов государства.
На основании изложенного, учитывая, что при условии социальной значимости односторонних действий со стороны гарантирующего поставщика по отказу от контракта, основания для перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи энергии медицинскому учреждению могут быть предусмотрены только законом или принятыми на его основе иными нормативными правовыми актами, такие основания установлены, в частности, в пунктах 2 и 3 статьи 546 ГК РФ и в пунктах 2 и 18 Правил N 442, вывод арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.
Указывая в апелляционной жалобе на специальный характер положений пункта 53 Основных положений N 442, позволяющих гарантирующему поставщику в случае неоплаты поставленной электроэнергии отказаться от исполнения договора энергоснабжения, ООО "НовитЭн" не учитывает специальные требования по прекращению энергоснабжения социально защищенных потребителей.
Утверждение апеллянта со ссылкой на пункт 8.1 контракта энергоснабжения N 12957 от 25.01.2022 о том, что 31.12.2022 срок действия контракта истек, не влияет на существо спора.
В силу части 2 пункта 3 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательства сторон по договору, признается действующим до определения в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Условиями заключенного сторонами контракта не установлено прекращение обязательств сторон окончанием срока его действия.
Кроме того, контракт энергоснабжения N 12957 от 25.01.2022 считается продленным на очередной календарный год на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении (пункт 8.2 контракта).
Материалы дела не содержат документального подтверждения указанного ответчиком обстоятельства о прекращении контракта с истечением срока его действия, исполнения сторонами всех своих обязательств.
С учетом вышеизложенных установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, нельзя признать состоятельными доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2023 не имеется.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. относится на ее заявителя - ООО "НовитЭн".
Руководствуясь ст.ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2023 по делу N А36-5830/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергосбережение" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Серегина |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-5830/2022
Истец: Прокуратура Липецкой области
Ответчик: ГУЗ "Липецкая ГБ N4", ООО "Новитэн"
Третье лицо: Управление здравоохранения Липецкой области