г. Челябинск |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А76-20075/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Жернакова А.С., Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Недра" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2023 по делу N А76-20075/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
истца: акционерного общества "Недра" - Кобеляцкий Дмитрий Сергеевич (доверенность от 23.01.2023 N 29/НЕД/2022, срок действия до 31.12.2023, паспорт, диплом);
ответчика: Главного управления лесами по Челябинской области - Согрина Наталья Алексаеевна (доверенность от 30.12.2022 N 14776, срок действия до 31.12.2023, удостоверение, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
От третьего лица (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области) через канцелярию суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (вх. N 32460 от 30.05.2023). Ходатайство удовлетворено.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Акционерное общество "Недра" (далее - истец, АО "Недра") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Главному управлению лесами по Челябинской области (далее - ответчик, ГУ лесами по Челябинской области), об обязании ГУ лесами по Челябинской области заключить с АО "Недра" договор аренды части лесного участка с кадастровым номером 74:34:0000000:6156 (категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - разработка полезных ископаемых) площадью 18,2000 га (с предварительной постановкой части лесного участка на кадастровый учет) в соответствии с утвержденной проектной документацией (Приказ Главного управления лесами Челябинской области N 26 от 25.01.2019) на срок до 01.01.2039 на условиях, согласованных в договоре аренды лесного участка N 773 от 16.12.2015 с учетом текущих обязательств в соответствии с законодательством, регулирующим предоставление земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю в редакции, приложенной к заявлению об уточнении исковых требований (с учетом принятых судом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 2 л.д. 25).
Определением суда от 12.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - третье лицо, Управление Росреестра по Челябинской области).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2023 (резолютивная часть от 10.03.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось АО "Недра" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Податель жалобы указал, что испрашиваемый участок целиком является частью участка, на который в 2015 году ГУ лесами заключило договор аренды 16.12.2015 N 773 с истцом. Кроме того, срок действия решения об утверждении проектной документации лесного участка составляет два года, как основание отказа не приводилось и не является таковым.
Апеллянт ссылается на пункт 12 Приказа Минприроды России от 07.07.2020 N 417 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута" которым установлен перечень категорий лесов, в которых запрещается разведка и добыча полезных ископаемых: лесопарковые зоны, зеленые зоны, городские леса, заповедные лесные участки. При этом, в зеленых зонах, исходя из пункта 11 Приказа N 417, допускается использование расположенных в них лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации. Зеленые зоны (ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации) и противоэрозионные леса (статья 115 Лесного кодекса Российской Федерации) согласно статье 111 Лесного кодекса РФ относятся к защитным лесам, применительно к которым запрета на разработку и добычу полезных ископаемых Лесной кодекс РФ не содержит. Указанный вывод истец подтверждает заключенным ответчиком договором аренды лесного участка N 773 от 16.12.2015. Поскольку истцу предоставлено право пользования недрами Сыростанского месторождения, расположенного на территории Миасского городского округа Челябинской области, с целью добычи талькового камня в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ 03005 ТЭ (право пользования недрами лицензионного участка предоставлено АО "Недра" на основании приказа Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу от 10.07.2019 N 341, в порядке переоформления лицензии ЧЕЛ 01266 ТЭ, зарегистрированной 02.09.2003, то есть до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации, истец, по его мнению, имеет право на заключение договора аренды части указанного лесного участка.
От Ответчика (Главного управления лесами по Челябинской области) через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес иных лиц, участвующих в деле (вх. N 33700 от 05.06.2023). Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.12.2015 между ГУ лесами по Челябинской области и АО "Недра" был заключен договор аренды лесного участка N 773, который не был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Челябинской области по причине отсутствия в предмете договора кадастрового номера земельного участка.
Предметом договора являлся лесной участок площадью 27,7 га по адресу Челябинская область, г Миасс, ОГУ "Миасское лесничество", Сыростанское участковое лесничество, квартал 83 (выдел 28, части выделов:3, 27); номер учетной записи в государственном лесном реестре 7-2015-11, в целях использования лесов для разработки месторождения полезных ископаемых в соответствии с лицензией ЧЕЛ 01266ТЭ, сроком с даты регистрации до 31.12.2018.
Земельный участок с кадастровым номером 74:34:0000000:6156 поставлен на кадастровый учет, вид разрешенного использования - разработка полезных ископаемых, адрес: Челябинская область, г. Миасс, ОГУ "Миасское лесничество", Сыростанское участковое лесничество, квартал 83 (выдел 21, 29, 30, 31); квартал 84 (выдел 19, 20, 25, 27); квартал 94 (выдел 3, 27,28); квартал 95 (часть выдела 18). Адрес участка, который был предметом заключенного в 2015 году договора аренды, попадает в указанные кварталы.
АО "Недра" предоставлено право пользования недрами Сыростанского месторождения, расположенного на территории Миасского городского округа Челябинской области, с целью добычи талькового камня в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ 03005 ТЭ (право пользования недрами лицензионного участка предоставлено АО "Недра" на основании приказа Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу от 10.07.2019 N 341, в порядке переоформления лицензии ЧЕЛ 01266 ТЭ (зарегистрирована 02.09.2003).
22.03.2021 от АО "Недра" в адрес Главного управления лесами по Челябинской области было направлено письмо с требованием предоставить земельный участок площадью 949789 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г Миасс, ОГУ "Миасское лесничество", Сыростанское участковое лесничество, квартал 83 (выдел 21, 29, 30, 31); квартал 84 (выдел 19, 20, 25, 27); квартал 94 (выдел 3, 27,28); квартал 95 (часть выдела 18), с кадастровым номером 74:34:0000000:6156 (категория земель - земли лесного фонда, виды разрешенного использования - разработка полезных ископаемых) в аренду на срок до 01.01.2039.
06.04.2021 от ГУ лесами по Челябинской области получен отказ в предоставлении указанного земельного участка, в котором было указано, что испрашиваемый лесной участок расположен в защитных лесах, категория "противоэрозионные леса" со ссылкой на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р "Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов".
В отсутствие добровольного заключения ответчиком договора аренды лесного участка истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что лесной участок, испрашиваемый в аренду, относится к ценным лесам, расположен в защитных лесах, а именно, в противоэрозионных, в которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, следовательно, размещение карьера для добычи талькового камня в защитных лесах, не относящихся к категории, указанной в пунктах 1 Перечней объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных распоряжениями Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р, от 30.04.2022 N 1084-р противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением участка.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы ответчика, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 17540/11 от 05.06.2012, спор о наличии либо отсутствии правовых оснований для заключения договора аренды земельного участка подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указанная правовая позиция применима к спорам, связанным с лесными участками, а предъявленные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (части 1, 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса.
В силу пп. 20 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно статье 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов может быть выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи (часть 2 статьи 43 ЛК РФ). Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 43 - 45 данного Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 12 "Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утвержденного Приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445, определено, что в случае, если испрашиваемый лесной участок предстоит образовать или границы лесного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществляется предварительное согласование предоставления лесного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец ссылается на пункт 12 Приказа Минприроды России от 07.07.2020 N 417 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута", договор аренды лесного участка N 773 от 16.12.2015.
Отклоняя доводы истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Как видно из материалов дела, 25.01.2019 приказом Главного управления лесами N 26 утверждена проектная документация лесного участка площадью 18,2000 га в защитных лесах Миасского лесничества в кварталах 83 (части выделов 21,30), 84 (части выделов 12,14,19,20,25,27), категория лесов - ценные: противоэрозионные леса.
Согласно главе 9 проектной документации лесного участка, предоставление участка для разработки полезных ископаемых возможно при условии изменения категории защитности лесов.
22.03.2021 истец обратился в адрес ответчика с заявлением N 11 о предоставлении в аренду лесного участка площадью 949789 кв. м с кадастровым номером 74:34:0000000:6156, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Миасс, Миасское лесничество, Сыростанское участковое лесничество, кварталы 83 (выдел 21,29,30,31), 84 (выделы 19,20,25,27), 94 (выдел 3,27,28), 95 (часть выдела 18) для разработки полезных ископаемых на срок до 01.01.2039 в соответствии с лицензиями на право пользования недрами ЧЕЛ 01266 ТЭ, ЧЕЛ 03005 ТЭ.
06.04.2021 исх. N 3185 Главное управление лесами отказало истцу в предоставлении в аренду лесного участка в связи с тем, что распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р в категории лесов "противоэрозионные леса" не предусмотрена разработка месторождений полезных ископаемых.
15.06.2021, не согласившись с отказом в представлении в аренду лесного участка, истец обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением об обязании заключения договора аренды лесного участка.
28.06.2022, в ходе судебного разбирательства истец обратился к ответчику с заявлением N 39 о предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка площадью 18, 2000 га с кадастровым номером 74:34:0000000:6156 для разработки полезных ископаемых.
29.08.2022 ответчик письмом N 9731 отказал в предварительном согласовании предоставления в аренду лесного участка площадью 18,2000 га на основании пункта 14.1. статьи 39.16 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что распоряжениями Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р "Об утверждении Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов", от 30.04.2022 N 1084-р "Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" не предусмотрено осуществление работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в противоэрозионных лесах.
В соответствии со статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
Перечень видов возможного использования лесов приведен в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации. В частности, пунктом 11 части 1 названной статьи предусмотрено использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
В силу части 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 настоящего Кодекса, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов.
Между тем согласно ч. 1 ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.
Согласно представленной в материалы дела проектной документации, испрашиваемые Обществом в аренду лесные участки относятся к защитным лесам, часть площади которых занята ценными лесами (запретные полосы, расположенные вдоль водных объектов), а часть лесами, выполняющими функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в 1-м, 2-м поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).
Статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В соответствии с ч. 2 ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации выделяются следующие категории защитных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; 4) ценные леса; 5) городские леса.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 115 Лесного кодекса Российской Федерации к ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение, в том числе, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции).
Согласно п. ч. 1 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся: леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (леса, расположенные в границах соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 6 ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации).
В части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
При этом частью 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защиты лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Согласно пунктам 2 и 2(1) (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 628-р) названного Перечня карьеры включены в перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в пункте 1 Перечня) и в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, и в нерестоохранных полосах лесов, за исключением особо защитных участков лесов.
Пунктом 2(1) распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 628-р) не предусмотрена возможность размещения карьера в защитных лесах, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в ценных лесах.
Действие указанного пункта распространяется на леса следующих категорий защитности - леса, расположенные в водоохранных зонах (п. 2 части 1 ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации) и ценные леса (п. 4 ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации) в части запретных полос лесов, расположенных вдоль водных объектов (п. 11 ч. 1 ст. 115 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 1 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (леса, расположенные в границах соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) относятся к категории защитности - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, указанной в пункте 3 части 1 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.
Перечень, установленный пунктом 2(1) распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р является исчерпывающим (закрытым).
В связи с этим размещение карьера в защитных лесах, не относящихся к категориям, указанным в пункте 2(1) Перечня, противоречит лесному законодательству и несовместимо с их целевым назначением.
Вопреки доводам Общества и выводам суда первой инстанции, изменения, внесенные распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 628-р, в пункт 2(1) распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р не изменили существа указанных правоотношений, так как только поменяли понятие "отвал" на понятие "объекты, являющиеся неотъемлемой технологической частью объекта, указанного в настоящем пункте, и предусмотренные в утвержденных в установленном порядке технических проектах разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр" не изменив установленный указанным пунктом перечень лесов на которых возможно размещение карьера.
Поскольку в силу части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утверждается Правительством Российской Федерации, доводы Общества о возможности устройства карьеров на испрашиваемых лесных участках на основании СанПиН 2.1.4.1110-02 и письма Управления Роспотребнадзора по ЛО от 18.02.2021 N 4700-02/45949-2021 подлежат отклонению.
Наличие лицензии на право пользования участком недр наделило заявителя лишь исключительным правом на получение земельного участка без проведения торгов, но никоим образом не повлекло возникновения безусловной обязанности у уполномоченного органа предоставить такой участок в нарушение условий и ограничений, предусмотренных лесным законодательством.
Как указывалось выше, 06.04.2021 ответчик отказал в заключении договора аренды лесного участка площадью 949 789 кв. м для разработки полезных ископаемых в связи с тем, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р в защитных лесах, в категории лесов "противоэрозионные леса" не предусмотрен такой вид использования лесов, как разработка месторождений полезных ископаемых.
До 23.04.2022 действовало распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов". С 23.04.2022 действует распоряжение N 999-р "Об утверждении Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов".
Кроме того, 30.04.2022 Правительством Российской Федерации издано распоряжение N 1084-р "Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов".
Таким образом, защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Лесной участок, испрашиваемый в аренду, относится к ценным лесам, расположен в защитных лесах, а именно, в противоэрозионных, в которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, следовательно, размещение карьера для добычи талькового камня в защитных лесах, не относящихся к категории, указанной в пунктах 1 Перечней объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 N 999-р, от 30.04.2022 N 1084-р противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением участка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ ГУ лесами в заключении договора аренды лесного участка для добычи полезных ископаемых в противоэрозионных лесах не обжалован, мотивы отказа согласуются с правовыми позициями, изложенными в определениях Верховного суда Российской Федерации от 29.10.2014 N 307-КГ14-2781 по делу N А56-67684/2013, от 17.08.2018 N 302-КГ18-11993 по делу N А78-9244/2017.
Кроме того, как следует из материалов дела, истец не обеспечил осуществление кадастрового учета части лесного участка площадью 18,2000 га в целях аренды, разработку проектной документации, в адрес ответчика с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду площадью 18,2000 га в установленном законом порядке не обращался.
При указанных обстоятельствах заявленные АО "Недра" требования не подлежат удовлетворению.
Вопреки мнению апеллянта изложенные им доводы нашли отражение в обжалуемом судебном акте, обосновано отклонены судом первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2023 по делу N А76-20075/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Недра" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20075/2021
Истец: АО "Недра"
Ответчик: Главное управление лесами Челябинской области
Третье лицо: Управление Росреестра по Челябинской области