г. Севастополь |
|
07 марта 2024 г. |
Дело N А87-86/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марусина В.А.,
судей Кузняковой С.Ю., Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
в отсутствие лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу физического лица-предпринимателя Стратович Марины Владимировны на решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 01 декабря 2023 года по делу N А87-86/2023, принятое
по заявлению физического лица-предпринимателя Стратович Марины Владимировны
к Объединенной государственной налоговой инспекции в Жовтневом районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики (г. Луганск), Государственному комитету налогов и сборов Луганской Народной Республики (г. Луганск)
о признании безнадежной к взысканию задолженности и прекращении обязанности по ее уплате
УСТАНОВИЛ:
Физическое лицо - предприниматель Стратович Марина Владимировна (далее по тексту также "ФЛП Стратович М.В.", заявитель) 06.02.2023 обратилась в Арбитражный суд Луганской Народной Республики с заявлением к Объединенной государственной налоговой инспекции в Жовтневом районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики (далее - ОГНИ в Жовтневом районе г. Луганска ГКНС ЛНР, ответчик) о признании безнадежной и прекращения обязанности по уплате задолженности, а именно:
- подоходного налога физических лиц-предпринимателей, полученных от осуществления хозяйственной деятельности в общей сумме - 4 734 491,00 рубль;
- налога с оборота физических лиц в общей сумме - 2 125 446,00 рублей;
- единого социального взноса для физических лиц - предпринимателей, в том числе, которые избрали общую, упрощенную и патентную систему налогообложения - 53 517,74 рублей;
- штрафных (финансовые) санкции, которые применяется в соответствии с налоговым законодательством органами налогов и сборов - 4,00 рубля.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики (далее - ГКНС ЛНР, соответчик).
Решением Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 01 декабря 2023 года по делу N А87-86/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФЛП Стратович М.В. обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт и которым удовлетворить заявленные требования.
Заявитель полагает, что судом первой инстанции при принятии решения не учтен тот факт, что на момент возникновения описанных в исковом заявлении правоотношений действовали положения Закона Луганской Народной Республики N 79-П от 28.12.2015 "О налоговой системе", согласно пункту 53.2 статьи 53 которого территориальные органы налогов и сборов ежеквартально осуществляют списание безнадежной задолженности. При этом, согласно пояснениям ответчиков от 18.08.2023, препятствием для принятия решения о списании безнадежной задолженности являлось имущество заявителя, а именно транспортное средство марки ЗАЗ-DAEWOO, которое якобы находилось в налоговом залоге. Однако, согласно ответу МРЭО ГИБДД МВД по ЛНР от 10.10.2023 указанное транспортное средство (марки 3A3-DAEWOO TF698H3HT, номерной знак ВВ1698ВТ, цвет серый, номер кузова Y6DTF698P90205674, номер двигателя 30700080750745) за ФЛП Стратович М.В. не зарегистрировано, информация о наложении ограничений и обременений отсутствует, а 13.02.2020 данное транспортное средство зарегистрировано за иным лицом.
Как полагает заявитель, из вышеизложенного следует, что препятствий для осуществления процедуры списания безнадежной задолженности не имелось. В свою очередь, в итоговом решении суда данные обстоятельства не были отображены, помимо того судом фактически не была дана оценка этим обстоятельствам, что и повлияло на окончательное решение суда.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики выразил свое несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 210, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Законность решения Арбитражного суда Донецкой Народной Республики проверена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Стратович М.В. зарегистрирована в качестве физического лица - предпринимателя 30.07.2015, индикационный номер 2955809388.
Согласно справки ЕГРИП от 22.11.2023 N ИЭС9965-23-69983970 Стратович Марина Владимировна (РНУКПН 2955809388), в качестве индивидуального предпринимателя, либо как иной субъект экономической деятельности по состоянию на 22.11.2023 в Едином государственном реестре юридических лиц / индивидуальных предпринимателей (далее ЕГРЮЛ/ЕГРИП) Российской Федерации не зарегистрирована (т. 3 л.д. 82-83).
Согласно справки налогового органа по состоянию на 17.12.2019 у ФЛП Стратович М.В. имеется задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам на общую сумму 6913458,74 рублей (т. 1 л.д.20).
14 февраля 2020 года ФЛП Стратович М.В. обратилась в Государственную налоговую инспекцию в Жовтневом районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики с заявлением о списаниибезнадежной задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в указанной сумме (т. 1 л.д. 17).
Письмом от 19.08.2020 N 7490/3-10 ГНИ в Жовтневом районе г. Луганска ГКНС ЛНР уведомила заявителя о том, что факт возникновения задолженности у ФЛП Стратович М.В. оспаривается в арбитражном суде, рассматривать вопрос о списании безнадежной задолженности налоговый орган считает нецелесообразным до рассмотрения Арбитражным судом Луганской Народной Республики по существу дела NА02-200/2020 (т.1 л.д. 18-19).
Решением Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 29.06.2021 по делу N А02-2/2021 по исковому заявлению Государственной налоговой инспекции в Жовтневом районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики с ФЛП Стратович М.В. взыскана задолженность в общей сумме 6913458,74 рублей. Решение суда вступило в законную силу (т. 1 л.д. 28-34).
На основании исполнительных листов 07.06.2023 возбуждены исполнительные производства N N 81033/002818/11/23, 81033/002819/11/23, 81033/002820/11/23, 81033/002821/11/23 (т.2 л.д. 43-54).
Заявитель, ссылаясь на то, что с момента образования налоговой задолженности прошло свыше трех лет, но до настоящего времени, с учетом рассмотрения арбитражным судом дела о взыскании налоговой задолженности, налоговый орган не рассмотрел вопрос о ее списании, обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения в суде данного дела порядок передачи остатков налоговых и неналоговых доходов финансовым органом Луганской Народной Республики не установлен, не определены основания, порядок и условия списания и (или) восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим субъектом Российской Федерации, возникшим в рамках реализации нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, принятых до их вступления в Российскую Федерацию, налоговым органом передача налоговой задолженности финансовому органу Луганской Народной Республики не осуществлена. Соответственно, на момент рассмотрения настоящего дела администратором налоговой задолженности является ОГНИ в Жовтневом районе г. Луганска ГКНС ЛНР, на лицевых счетах которого продолжают отображаться суммы налоговой задолженности ФЛП Стратович М.В. Вместе с тем, учитывая, что пробел в правовом регулировании спорных отношений не должен ограничивать конституционные права заявителя, суд, руководствуясь частью 5 статьи 3 АПК РФ, посчитал возможным применить к спорным отношениям положений статей 44, 59 Налогового кодекса РФ.
Исходя из указанных положений Налогового кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве возможно только тогда, когда субъектом административных полномочий не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, а сроки принятия новых мер истекли.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 15 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территории Луганской Народной Республики с 1 января 2023 года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. До 1 января 2023 года на территории Луганской Народной Республики отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов и страховых взносов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, до 01 января 2023 года на территории Луганской Народной Республики система налогов, сборов и обязательных платежей, а также общие принципы налогообложения были установлены Законом Луганской Народной Республики от 28.12.2015 N 79-II "О налоговой системе".
Согласно положениям статьи 53 указанного Закона списанию подлежала безнадежная задолженность, в том числе пеня и штрафные (финансовые) санкции. Территориальные органы налогов и сборов ежеквартально осуществляют списание безнадежной задолженности. Порядок списания безнадежной задолженности устанавливается Советом Министров.
Постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 27.03.2018 N 156/18 утвержден "Порядок списания безнадежной задолженности налогоплательщиков" (далее - "Порядок"), который определял механизм списания безнадежной задолженности налогоплательщика, и распространялся на всех плательщиков, определенных Законом как плательщики налогов, сборов и других обязательных платежей.
Пунктом 2.1. Порядка предусматривалось, что под понятием безнадежная задолженность следует понимать, среди прочего, задолженность налогоплательщика, относительно которой прошел срок давности, а именно 1095 дней.
При этом, исчисление срока давности (1095 календарных дней) начинается от даты отображения в карточках лицевых счетов налогоплательщика сумм задолженности, а именно - от фактической даты возникновения такой задолженности (пункт 3.1. Порядка).
Пунктом 5.5. Порядка также предусматривалось, что в случае, если налогоплательщик не обращается в территориальный орган ГКНС ЛНР по месту учета безнадежной задолженности и/или по месту регистрации такого налогоплательщика с письменным заявлением о списании задолженности, срок давности которой составил 1095 календарных дней, то такая задолженность подлежит списанию без заявления налогоплательщика.
Указанные нормативные положения приведены и в решении Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 29.06.2021 по делу N А02-2/2021, которым налоговая задолженность взыскана с заявителя.
При этом, суд в решении по делу N А02-2/2021, отклоняя довод ФЛП Стратович М.В. об истечении срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности, указал, что в ходе судебного разбирательства Жовтневом районе г. Луганска ГКНС ЛНР заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, обоснованное невозможностью ранее обратиться в суд в виду того, что Арбитражный суд Луганской Народной Республики начал свою деятельность только 27.11.2019. В соответствии с пунктом 18 "Заключительных и переходных положений" Гражданского кодекса Луганской Народной Республики сроки исковой давности по искам, срок предъявления которых, установленный законодательством, действовавшим ранее, истек на момент введения в действие настоящего Кодекса, считаются продленными на период шесть месяцев после вступления в действие настоящего Кодекса и начала деятельности судов Луганской Народной Республики по рассмотрению гражданских дел при ходатайства заинтересованных лиц, поданного после начала деятельно Луганской Народной Республики по рассмотрению гражданских дел. В связи с этим заявление ГНИ в Жовтневом районе г. Луганска ГКНС ЛНР о восстановлении срока подачи иска является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Таким образом, доводы ФЛП Стратович М.В. об истечении срока давности для взыскания налоговой задолженности оценены и отклонены судом при вынесении решения по делу N А02-2/2021.
В то же время пунктом 1 статьи 17 АПК ЛНР устанавливалось, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Луганской Народной Республики.
Пунктом 2 статьи 63 АПК ЛНР предусматривалось, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Аналогичные правовые принципы сформулированы в статье 16 и пункте 2 статьи 69 АПК РФ соответственно.
Между тем, исходя из положений как статьи 53 Закона Луганской Народной Республики от 28.12.2015 N 79 -II "О налоговой системе", так и статьи 59 Налогового кодекса РФ, безнадежной к взысканию задолженность признается только при условии утраты налоговым органом возможности ее взыскания в судебном порядке, в том числе и в связи с истечением установленного для такого взыскания срока.
В рассматриваемом случае задолженность взыскана с налогоплательщика вступившим в законную силу судебным актом, что исключает возможность ее признания безнадежной к взысканию.
В связи с этим довод заявителя о том, что указанная задолженность подлежала списанию налоговым органом во внесудебном порядке, и для этого не имелось каких-либо препятствий, в том числе и в виде имущества, находящегося в собственности налогоплательщика, отклонятся судом как не отменяющий обязательности исполнения решения Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 29.06.2021 по делу N А02-2/2021.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое решение принято судом при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 01 декабря 2023 года по делу N А87-86/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу физического лица-предпринимателя Стратович Марины Владимировны - без удовлетворения.
Возвратить физическому лицу-предпринимателю Стратович Марине Владимировне из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2850,00 рублей (две тысячи восемьсот пятьдесят руб. 00 коп.), уплаченную по квитанции от 28.12.2023.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Марусин |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А87-86/2023
Истец: Стратович Марина Владимировна
Третье лицо: Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики, Объединенная государственная налоговая инспекция в Жовтневом районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов ЛНР
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-762/2024