г. Хабаровск |
|
08 июня 2023 г. |
А73-2943/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Гричановской Е.В., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение": Булычева Т.А., представитель по доверенности от 20.02.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Алькор": Облаков А.А., представитель по доверенности от 22.12.2022
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение"
на решение от 14.03.2023
по делу N А73-2943/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Алькор"
к обществу с ограниченной ответственностью "Водоснабжение"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора холодного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Алькор" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" с требованием об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора холодного водоснабжения, согласно которому просил принять наименование договора, условия пунктов 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 4.1, 4.2, 5.4, 5.5, 6.2, 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5 и Приложение N 2 к договору в редакции ООО "Розенталь групп "Алькор", а также исключить абзац 2 пункта 5.1 договора (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 14.03.2023 суд урегулировал разногласия, возникшие между ООО "Розенталь Групп "Алькор" и ООО "Водоснабжение" при заключении договора холодного водоснабжения.
Наименование договора принято в следующей редакции: "Договор холодного водоснабжения в целях предоставления коммунальной услуги и в целях содержания общего имущества многоквартирных домов".
Пункт 1.1. договора принят в следующей редакции:
"1.1. По настоящему договору РСО обязуется подавать УО через присоединенную сеть холодную воду в целях предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении и в целях содержания общего имущества в МКД, а УО обязуется оплачивать РСО отпущенную холодную воду в объеме, порядке и сроки в соответствии с условиями договора, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса, в границах ответственности".
Пункт 1.2. договора принят в следующей редакции:
"1.2. Поставка холодной воды УО осуществляется по централизованным сетям холодного водоснабжения РСО до границ общего имущества собственников помещений МКД (внешняя стена дома), согласно условиями договора в объеме необходимом для предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения и для содержания общего имущества МКД".
Пункт 1.4. договора принят в следующей редакции:
"1.4. Датой начала предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения многоквартирных домов, указанных в приложении N 2, является первое число месяца, следующего за месяцем вступления в законную силу решения суда, утвердившего условия настоящего договора".
Пункт 1.5. договора принят в следующей редакции:
"1.5. Датой начала предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, указанных в приложении N 2, является дата начала управления многоквартирным домом УО".
Пункт 1.6 договора принят в следующей редакции:
"1.6. Перечень многоквартирных домов, в отношении которых РСО и УО принимают на себя установленные настоящим пунктом обязанности, определяются в Приложении N 2 настоящего договора. Изменение установленного Приложением N 2 перечня осуществляется путем заключения сторонами дополнительного соглашения, предусматривающего включение и (или) исключение многоквартирного дома".
Пункт 4.1. договора принят в следующей редакции:
"При определении объема поставленной в многоквартирный дом холодной воды Стороны руководствуются требованиями действующего жилищного законодательства, в том числе постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Пункт 4.2 договора принят в следующей редакции:
"4.2. Передача Сторонами сведений, необходимых для определения объемов холодного водоснабжения, включая показания приборов учета и другой информации, осуществляется любым доступным способом (сообщение, направленное на адрес электронной почты стороны, почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма) позволяющим подтвердить направление такого уведомления Стороне".
Пункт 5.4 договора принят в следующей редакции: "5.4. Размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения и коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства".
Пункт 5.5 договора принят в следующей редакции:
"5.5. Плата по настоящему договору вносится ежемесячно, до 25-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата путем перечисления денежных средств на расчетный счет РСО".
Во включении в договор пункта 5.8. в редакции ответчика отказано
Пункт 6.2 договора принят в следующей редакции:
"6.2. Управляющая организация несет ответственность, в том числе за действия потребителей, которые повлекли нарушение установленных настоящим Договором показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса".
Пункты 7.1., 7.2., 7.3., 7.4., 7.5. договора приняты в следующей редакции:
"7.1. Договор вступает в силу с момента вступления в законную силу решения суда об утверждении его условий. Начало действия обязательств сторон, устанавливаемое календарной датой, определяется в соответствии с пунктами 1.4., 1.5. настоящего Договора.
7.2. Договор заключен на срок, в течение которого у сторон сохраняются обязанности поставки коммунального ресурса и обеспечения коммунальной услугой холодного водоснабжения многоквартирных домов, по отношению к которым стороны выступают ресурсоснабжающей и управляющей организацией.
7.3. Расторжение настоящего договора допускается по соглашению двух сторон, а также по инициативе одной из сторон с согласия другой.
7.4. Односторонний отказ от исполнения договора в период сохранения обязательств, установленных пунктом
7.2., допускается только в случаях установленных законодательством.
7.5. Изменение настоящего договора допускается по соглашению сторон. При отсутствии согласия одной стороны на изменение условий договора договор может быть изменен по решению суда".
Пункт 8.4. договора принят в следующей редакции:
"8.4. Каждая сторона в случае изменения у нее наименования, места нахождения, банковских реквизитов, иной информации, а также в случае утраты УО функций управления МКД обязана уведомить об этом другую сторону в письменной форме в течение 5 дней со дня наступления указанных обстоятельств любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом
Приложение N 2 к договору принятто в следующей редакции: "Приложение N 2 Перечень многоквартирных домов, в отношении которых Стороны принимают на себя установленные настоящим договором обязанности: р.п. Эльбан 1-й МКН 40 р.п. Эльбан 1-й МКН 43 р.п. Эльбан 2-й МКН 2 р.п. Эльбан 2-й МКН 7 р.п. Эльбан 2-й МКН 9 р.п. Эльбан 2-й МКН 10 р.п. Эльбан 2-й МКН 21 р.п. Эльбан 2-й МКН 22 р.п. Эльбан 2-й МКН 25а".
С общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Алькор" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "Водоснабжение" в апелляционной жалобе, принятой к рассмотрению Шестого арбитражного апелляционного суда, просит его изменить, принять пункты договора холодного водоснабжения в следующей редакции:
Пункт 1.2. "Поставка холодной воды УО осуществляется по централизованным сетям холодного водоснабжения РСО до границ общего имущества собственников помещений МКД (внешняя стена дома), согласно условиями договора в объеме необходимом для содержания общего имущества МКД".
Пункт 4.1. "При определении объема поставленной в многоквартирный дом холодной воды в целях содержания общего имущества, Стороны руководствуются требованиями действующего жилищного законодательства, в том числе постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Пункт 5.4. "Размер платы за коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства".
Пункт 5.5. "Плата по настоящему договору вносится ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата путем перечисления денежных средств на расчетный счет РСО".
Пункт 5.8. "Платежные документы, предназначенные собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, оформляет и выставляет РСО самостоятельно с учетом прямых расчетов и прямых платежей за коммунальную услугу в порядке и сроки, предусмотренные законодательством".
Пункт 7.1. "Договор вступает в силу с момента вступления в законную силу решения суда об утверждении его условий".
Пункт 7.2. "Договор заключен на срок, в течение которого у сторон сохраняются обязанности обеспечения коммунальной услугой холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, по отношению к которым стороны выступают ресурсоснабжающей и управляющей организацией".
В обоснование приводит довод о необходимости сохранения прямых платежей между собственниками МКД с ресурсоснабжающей организацией, поскольку в протоколах общих собраний собственников МКД о выборе в качестве управляющей организации ООО "Розенталь Групп Алькор" не было указано на изменение порядка расчетов и отказ собственников от прямых платежей (пункт 5.8 проекта договора в редакции ответчика).
Полагает, что при принятии пункта 5.5 проекта договора в редакции истца судом первой инстанции не учтены положения пункта 25 Правил N 124.
В судебном заседании представитель ООО "Водоснабжение" настаивала на доводах жалобы, просила изменить решение суда и принять спорные пункты договора в редакции ответчика.
Представитель ООО "Розенталь Групп "Алькор" возражал против доводов жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Из апелляционной жалобы следует, что ответчиком обжалуется решение суда в части урегулирования разногласий по пунктам 1.2, 4.1, 5.4, 5.5, 5.8, 7.1, 7.2 договора.
Возражений относительно проверки законности и обоснованности судебного акта только в обжалуемой части от сторон не поступило.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ в обжалуемой части, арбитражный суд не находит оснований для его отмены либо изменения.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, ООО "Розенталь Групп "Алькор" на основании договоров управления от 30.06.2021 N 132/06-2021, от 30.06.2021 N 133/06-2021, от 30.06.2021 N 134/06-2021, от 30.06.2021 N 135/06-2021, от 30.06.2021 N 136/06-2021, от 30.06.2021 N 137/06-2021, от 25.08.2021 N 141/08-2021 и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляет управление многоквартирными домами (далее - МКД), расположенными в р.п. Эльбан Амурского района Хабаровского края:
- с 01 сентября 2021 года: МКД по адресам: 1-й Микрорайон, д. 43; 2-й Микрорайон дома 7, 9, 10, 21, 22;
- с 01 октября 2021 года: МКД по адресу: 1-й Микрорайон, д. 40.
ООО "Водоснабжение" осуществляет снабжение холодной водой потребителей в р.п. Эльбан Амурского района Хабаровского края.
ООО "Розенталь групп "Алькор" обратилось в ООО "Водоснабжение" с заявкой от 06.09.2021 исх. N 2401ИП на заключение договора холодного водоснабжения в отношении многоквартирных домов, находящихся у него в управлении.
В связи с неполучением ответа на указанную заявку, а также в связи с необходимостью включения в договор водоснабжения с 01.10.2021 многоквартирного дома, расположенного по адресу: р.п. Эльбан, 1-й Микрорайон, д. 40, истец 24.09.2021 повторно направил ответчику заявку исх. N 2572ИП на заключение договора водоснабжения.
Письмом от 27.09.2021 исх. N 1634 ответчик отказал в заключении договора водоснабжения на весь объем коммунального ресурса, сославшись на то, что между собственниками помещений в МКД и ООО "Водоснабжение" действуют прямые договоры.
В претензиях от 11.10.2021 исх. N 2723ИП и от 12.10.2021 исх. N 2733ИП, направленных ответчику, истец потребовал заключить договор холодного водоснабжения на многоквартирные дома, расположенные по адресам: р.п. Эльбан, 1-й Микрорайон, дома 40, 43; 2-й Микрорайон, дома 7, 9, 10, 21, 22, в противном случае оставляло за собой право на обращение в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о понуждении к заключению договора.
Письмом от 20.10.2021 исх. N 11164 ответчик направил ООО "Розенталь групп "Алькор" два экземпляра договора N 35 от 01.09.2021 холодного водоснабжения в части потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества в МКД, просило подписать и один экземпляр вернуть в свой адрес.
ООО "Розенталь групп "Алькор", не согласившись с редакцией направленного ответчиком договора холодного водоснабжения, обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 421, 426, 445, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и исходил из с
В силу пункта 10 Правил N 124 для целей оказания коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с данными правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В пункте 11 Правил N 124 установлено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе данными правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным этими правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным указанными правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Аналогичный порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 445 ГК РФ.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пункте 5 статьи 13 Закона о водоснабжении предусмотрены существенные условия договора водоснабжения.
Договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 13 Закона о водоснабжении).
Типовой договор холодного водоснабжения утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
Принимая решение об урегулировании разногласий по спорным пунктам договора (1.2, 4.1, 5.4, 5.5, 5.8, 7.1, 7.2 исходя из апелляционной жалобы), суд правомерно руководствовался следующим.
Суд первой инстанции пункт 1.1 договора определил принять в редакции, предложенной истцом: "По настоящему договору РСО обязуется подавать УО через присоединенную сеть холодную воду в целях предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении и в целях содержания общего имущества в МКД, а УО обязуется оплачивать РСО отпущенную холодную воду в объеме, порядке и сроки в соответствии с условиями договора, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса, в границах ответственности".
Ответчик предлагал следующую редакцию данного пункта: "Поставка холодной воды УО осуществляется по централизованным сетям холодного водоснабжения РСО до границ общего имущества собственников помещений МКД (внешняя стена дома), согласно условиями договора в объеме необходимом для содержания общего имущества МКД".
Как указал заявитель жалобы, согласно протоколам общих собраний от 19.12.2017, 21.12.2017, 25.12.2017, 26.12.2017, 28.12.2017, 11.01.2018 по МКД, находящимся в управлении у истца, собственниками приняты решения о сохранении существующего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за них (холодное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение). Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии у ресурсоснабжающей организации обязанности заключить договор только в отношении ресурса, приходящегося на содержание общего имущества МКД, а прямой договор с собственниками сохраняется.
Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку является несостоятельным, основан на неверном толковании норм материального права, ввиду следующего.
Определяя объем обязательств управляющей организации по договору в части предоставления коммунальных услуг, следует отличать имевшееся в законодательстве понятие прямых расчетов и положения закона о прямых договорах.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых и нежилых помещений ранее были вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (прямые расчеты). Такой порядок расчетов рассматривался как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающим организациям за соответствующие коммунальные ресурсы.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) вышеуказанная норма признана утратившей силу. При этом законодательное урегулирование отношений по возможному предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений напрямую ресурсоснабжающей организацией реализовано путем внесения в положения статьи 157.2 ЖК РФ.
Так, пункт 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенным с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 данной статьи, а именно:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 названного Кодекса (пункт 1);
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения (пункт 2);
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (пункт 3).
Как следует из части 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ, если до вступления в силу данного Закона приняты решения общих собраний о прямых расчетах собственников в МКД за потребленные коммунальные ресурсы с РСО, то установленный ими порядок продолжает действовать до принятия нового решения собрания, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Прежний порядок прямых расчетов, который реализован на основании части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, продолжает сохранять свое действие, однако не заменяет решения общего собрания собственников помещений в МКД о прямых договорах, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ
Если же после вступления в силу Закона N 59-ФЗ (после 03.04.2018) собственниками принято решение о заключении от своего имени договора ресурсоснабжения с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, управляющая организация, несмотря на осуществление управления МКД в качестве выбранного собственниками помещений в МКД способа управления домом, не отвечает за неоплату собственниками помещений в МКД потребленных ими коммунальных ресурсов. По смыслу части 5 статьи 157.2 ЖК РФ управляющая организация остается лицом, обязанным оплачивать коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (на СОИ).
Как верно установлено судом первой инстанции, из представленных ответчиком протоколов, общими собраниями собственников МКД были приняты решения о сохранении существующего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за них (холодное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение). Указанные решения общих собраний собственников приняты до даты вступления в силу Закона N 59-ФЗ (до 03.04.2018), соответственно устанавливают только порядок прямых расчетов, при котором исполнителем коммунальных услуг в отношении всего объема остается управляющая организация.
Доказательств принятия после 03.04.2018 общими собраниями собственников решений о заключении от своего имени прямых договоров ресурсоснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями ответчиком не представлено.
Рассматриваемый довод заявителя жалобы был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и правомерно отклонен.
Исполнителем коммунальной услуги холодного водоснабжения в отношениях с собственниками и пользователями помещений в МКД в данном случае является ООО "Розенталь Групп Алькор" как управляющая организация, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что договор холодного водоснабжения должен быть заключен на весь объем коммунального ресурса, как в целях предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых помещений, так и в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
Суд первой инстанции пункт 4.1 договора определил принять в редакции, предложенной истцом: "При определении объема поставленной в многоквартирный дом холодной воды Стороны руководствуются требованиями действующего жилищного законодательства, в том числе постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Ответчик, в свою очередь, предлагал следующую редакцию данного пункта: "При определении объема поставленной в многоквартирный дом холодной воды в целях содержания общего имущества, Стороны руководствуются требованиями действующего жилищного законодательства, в том числе постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Учитывая, что спорный договор подлежит заключению на весь объем коммунального ресурса, как в целях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений, так и в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 157 ЖК РФ, пунктом 21 Правил N 354, обоснованно принял пункт 4.1 проекта договора в редакции истца.
Пункт 5.4 договора принят судом первой инстанции в редакции, предложенной истцом: "Размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения и коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства".
Ответчиком предложена иная редакция данного пункта проекта договора: "Размер платы за коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства".
Учитывая, что договор подлежит заключению на весь объем услуг водоотведения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости принятия пункта 5.4 проекта договора в редакции, предложенной истцом, поскольку она позволяет определить размер платы в отношении всего объема коммунального ресурса (коммунальной услуги холодного водоснабжения и коммунального ресурса при содержании общего имущества).
При разрешении разногласий, возникших у сторон при определении содержания пункта 5.5 проекта договора, суд признал обоснованной редакцию истца: "Плата по настоящему договору вносится ежемесячно, до 25-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата путем перечисления денежных средств на расчетный счет РСО".
В то же время, в соответствии с доводами жалобы в редакции ответчика указанный пункт изложен иначе: "Плата по настоящему договору вносится ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата путем перечисления денежных средств на расчетный счет РСО".
Как следует из абзаца 2 пункта 25 Правил N 124, при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в следующем порядке:
- в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсосабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом или решением общего собрания членов ТСЖ или жилищного кооператива.
Вместе с тем, решениями общих собраний собственников МКД, находящихся в управлении ООО "Розенталь Групп "Алькор", от 30.06.2021, от 25.08.2021 установлены сроки внесения платы за жилые помещения и коммунальные услуги до 25 числа месяца, следующего за расчетным.
Этот же срок внесения платы за коммунальные услуги установлен в пунктах 4.8 договоров управления МКД.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств принятия решений общих собраний собственников помещений в МКД о внесении платы за коммунальные услуги ранее, чем до 25 числа, следующего до расчетным периодом, судом первой инстанции пункт 5.5 проекта договора правомерно принят в редакции, предложенной истцом.
Заявитель жалобы настаивает на включении в проект договора пункта 5.8 следующего содержания: "Платежные документы, предназначенные собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, оформляет и выставляет РСО самостоятельно с учетом прямых расчетов и прямых платежей за коммунальную услугу в порядке и сроки, предусмотренные законодательством".
Как предусмотрено, в договорах управления МКД, условия которых утверждены общими собраниями собственников, оплата за коммунальные услуги производится на основании квитанций, выставляемых исполнителем коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (пункт 4.6 договоров).
Согласно пункту 4.8 договоров управления, платежи за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги, предоставляемые на основании настоящего договора, вносятся на расчетный счет Управляющей компании, либо специальный счет платежного агента.
Таким образом, общими собраниями собственников помещений в МКД при принятии решений о смене управляющей организации и утверждении условий договоров управления был изменен ранее установленный порядок "прямых расчетов" с ресурсоснабжающими организациями.
Доказательств принятия собственниками помещений в МКД решений о сохранении ранее действовавшего порядка расчетов за коммунальные услуги при смене управляющей организации или о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями заявитель жалобы не представил, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в проект договора пункта 5.8.
ООО "Водоснабжение" в жалобе указало на несогласие с выводом суда первой инстанции о принятии пунктов 7.1, 7.2 в редакции истца, полагает, что пункт 7.1 необходимо изложить следующим образом: "Договор вступает в силу с момента вступления в законную силу решения суда об утверждении его условий"; пункт 7.2: "Договор заключен на срок, в течение которого у сторон сохраняются обязанности обеспечения коммунальной услугой холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, по отношению к которым стороны выступают ресурсоснабжающей и управляющей организацией".
В то же время, из обжалуемого решения суда следует и подтверждается материалами дела, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик согласился с предложенными истцом редакциями пунктов 7.1, 7.2 договора.
Как разъяснено в абзацах 2, 3 пункта 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25, согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Противоречивое процессуальное поведение, включая представление суду взаимоисключающих правовых позиций относительно обстоятельств дела, следует признать недопустимым, как направленное на злоупотребление правом (статья 10 ГК РФ).
Судом первой инстанции обоснованно приняты пункты 7.1, 7.2 договора в редакции, предложенной истцом, поскольку они не противоречат действующему законодательству, кроме того, заявитель согласился с редакцией истца.
Кроме того, в части указания на обязанности обеспечения коммунальной услугой холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, предлагаемая ответчиком редакция противоречит пункту 4.1 договора, правомерно принятой судом в редакции истца, предполагающей весь объем поставленного в МКД ресурса.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14.03.2023 по делу N А73-2943/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2943/2022
Истец: ООО "Розенталь Групп "Алькор"
Ответчик: ООО "Водоснабжение"
Третье лицо: ООО "Розенталь Групп "Алькор"