г. Москва |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А41-72803/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании:
от ГУ Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Шарифуллин Д.Н. по доверенности от 19.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от ТСН "Московский 57" (ТСН "Московский 57") - Славин Д.А. по доверенности от 11.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Управляющая компания "Заботливая" (ООО "УК "Заботливая") - извещено, представитель не явился;
от МБУ "Жилищно-эксплуатационное управление Пушкино" (МБУ "ЖЭУ Пушкино") - Барковская О.Г. по доверенности от 09.03.2023, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 14.04.2023 года по делу N А41-72803/22, по иску Товарищества собственников недвижимости "Московский 57" (ТСН "Московский 57") к ГУ Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании,
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Заботливая" (ООО "УК "Заботливая"), Муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-эксплуатационное управление Пушкино" (МБУ "ЖЭУ Пушкино"),
УСТАНОВИЛ:
ТСН "Московский 57" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "УК "Заботливая", МБУ "ЖЭУ Пушкино", со следующими требованиями:
- признать незаконным и отменить решение N Р000-6976891606-60677759 от 01.08.2022 г., вынесенное по результатам рассмотрения уведомления N Р000- 6976891606-60677759 от 04.07.2022 г., поступившего от ТСН "Московский 57" в отношении изменения формы управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Пушкино, Московский пр-т, д. 57, корп. 4;
- обязать внести изменения в реестр лицензий Московской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Пушкино, Московский пр-т, д. 57, корп. 4, на основании уведомления ТСН "Московский 57" ИНН 5038160718 (N Р000-6976891606-60677759 от 04.07.2022 г.) об изменении способа управления и начале осуществления ТСН "Московский 57" деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Пушкино, Московский пр-т, д. 57, корп. 4.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2023 года по делу N А41-72803/22 признано незаконным решение Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления от 01.08.2022 г. N Р000-6976891606-60677759.
Суд обязал Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" рассмотреть вопрос о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Пушкино, Московский пр-т, д. 57, корп. 4, на основании уведомления ТСН "Московский 57" от 04.07.2022 г. N Р000-6976891606-60677759.
Не согласившись с данным судебным актом, ГУ Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ТСН "Московский 57" (ТСН "Московский 57") возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "Управляющая компания "Заботливая", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
ООО "УК Заботливая" осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Пушкино, Московский пр-т, д. 57, корп. 4.
06.10.2021 г. по результатам внеочередного общего собрания собственников помещений, проведенного в период с 26.06.2021 г. по 26.09.2021 г., в форме очно - заочного голосования, оформленного протоколом N 1, принято решение о расторжении договора управления с прежней управляющей организацией - ООО "УК Заботливая" и выборе способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Пушкино, Московский пр-т, д. 57, корп. 4, товариществом собственников недвижимости; создано и зарегистрировано в установленном порядке ТСН "Московский 57".
18.10.2021 г. ТСН "Московский 57" зарегистрировано в качестве юридического лица и с 01.11.2021 г. приступило к осуществлению деятельности по управлению вышеуказанным многоквартирным домом.
Соответствующие уведомления о начале деятельности по управлению спорным многоквартирным домом направлены заявителем в Госжилинспекцию Московской области, управляющую компанию.
22.10.2021 г., 03.12.2021 г., 19.04.2022 г. Товариществом в Госжилинспекцию Московской области направлялись пакеты документов и заявления о начале осуществления деятельности по управлению спорным многоквартирным домом и внесении изменений в реестр лицензий Московской области, которые оставлены без удовлетворения.
04.07.2022 г. ТСН "Московский 57" в Госжилинспекцию Московской области повторно направлено заявление внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
По результатам рассмотрения заявления ГЖИ принято решение от 01.08.2022 г. N Р000-6976891606-60677759 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по заявлению Товарищества и возврате заявления, в связи с несоответствием документов п.п. "д" п. 3, п.п. "а" п. 5 Порядка, утвержденного Приказом N 938/пр.
Не согласившись с решением Госжилинспекции Московской области, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц определен статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из части 2 которой, производство по делам данной категории возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 г. N 14314-РМ/07 "О сроках возникновения обязанности приступить к управлению домом" товарищество собственников жилья, созданное собственниками помещений для управления многоквартирным домом, в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязано приступить к управлению многоквартирным домом со дня государственной регистрации товарищества собственников жилья как юридического лица (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как верно установлено судом первой инстанции, 06.10.2021 г. по результатам внеочередного общего собрания собственников помещений, проведенного в период с 26.06.2021 г. по 26.09.2021 г., в форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом N 1, принято решение о расторжении договора управления с прежней управляющей организацией - ООО "УК Заботливая" и выборе способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Пушкино, Московский пр-т, д. 57, корп. 4, товариществом собственников недвижимости; создано и зарегистрировано в установленном порядке ТСН "Московский 57".
18.10.2021 г. ТСН "Московский 57" зарегистрировано в качестве юридического лица и с 01.11.2021 г. приступила к осуществлению деятельности по управлению вышеуказанным многоквартирным домом.
Соответствующие уведомления о начале деятельности по управлению спорным многоквартирным домом направлены заявителем в Госжилинспекцию Московской области, управляющую компанию.
22.10.2021 г., 03.12.2021 г., 19.04.2022 г. Товариществом в Госжилинспекцию Московской области направлялись пакеты документов и заявления о начале осуществления деятельности по управлению спорным многоквартирным домом и внесении изменений в реестр лицензий Московской области, которые оставлены без удовлетворения.
04.07.2022 г. ТСН "Московский 57" в Госжилинспекцию Московской области повторно направлено заявление внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
По результатам рассмотрения заявления ГЖИ принято решение от 01.08.2022 г. N Р000-6976891606-60677759 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по заявлению Товарищества и возврате заявления, в связи с несоответствием документов п.п. "д" п. 3, п.п. "а" п. 5 Порядка, утвержденного Приказом N 938/пр.
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное (далее соответственно - уполномоченный орган, решение об определении управляющей организации).
Из пункта 5 Правил N 1616 следует, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Из совокупного толкования указанных норм следует, что орган местного самоуправления вправе определить управляющую организацию для управления многоквартирным домом в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Однако данная статья не устанавливает начало осуществления деятельности товарищества собственников жилья по управлению многоквартирным домом с исключением сведений о лицензиате из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 7 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Указанные сведения необходимы органу государственного жилищного надзора для внесения изменений в реестр лицензий в случае, если лицензиат в установленные сроки не представит информацию о расторжении или прекращении договора управления. При этом поступление сведений от товарищества собственников жилья, а также от иных лиц является основанием для проведения внеплановой проверки, по итогам которой будут внесены изменения в реестр лицензий без заявлений лицензиатов (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 г. N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Разделом 10 Приказа N 74/114/пр определена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Уведомления о начале деятельности по управлению спорными многоквартирными домами направлены заявителем в Госжилинспекцию Московской области, управляющую компанию и были ими получены.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, техническая и иная документация на многоквартирный дом, ключи от технических помещений и квартирных холлов были переданы Товариществу прежней управляющей организацией ООО "УК Заботливая", что подтверждается актами приема-передачи от 01.11.2021 г.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что управление вышеуказанным многоквартирным домом в период с ноября 2021 года по октябрь 2022 года осуществлялось ТСН "Московский 57".
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, обязанность Товарищества по управлению МКД в данном случае возникла с момента принятия общим собранием собственников решения об избрании способа управления МКД - управление товариществом.
Сведения об управлении МКД товариществом собственников недвижимости не включаются в реестр лицензий, поскольку оно не является лицензиатом и осуществляет деятельность по управлению МКД на основании принятого собственниками решения непосредственно с момента своей государственной регистрации в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ; в случае изменения способа управления МКД, ранее управлявшегося управляющей организацией, на управление ТСН, Инспекцией вносятся изменения в реестр лицензий об исключении сведений о МКД из перечня домов, управление которыми осуществляется управляющей организацией, на основании уведомления ТСН, направленного в Инспекцию с приложением документов, предусмотренных подпунктом "д" пункта 3 Порядка N 938/пр.
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2020 г. N 309-ЭС20-12908, постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022 г. по делу N А41-24685/2022.
Суд первой инстанции правомерно установил, что при загрузке документов на сайте ГИС ЖКХ у заявителя возникала системная ошибка и не было возможности дальнейшего прикрепления сведений по управлению МКД, что подтверждается представленными в материалы дела заявителем документами (переписка с системными администраторами сайта, было указано на ошибку; наличие системной ошибки при прикреплении документов на сайте ГИС ЖКХ с целью размещения информации об управлении дома в конкретном разделе, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем размещение сведений установленных подпунктом "д" пункта 3 Порядка не представлялось возможным, по независящим от Товарищества обстоятельствам).
При этом, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что системной ошибки не было, соответствующими доказательствами в соответствии со ст. 65 АПК РФ не подверждены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение Госжилинспекции Московской области от 01.08.2022 г. N Р000-6976891606-60677759 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий не может быть признано законным и обоснованным, поскольку противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Кроме того, в соответствии с нормами статьи 4, а также главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дела о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе органов, осуществляющих полномочия по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, разрешений на установку и эксплуатацию средств размещения информации, нарушающих права и законные интересы заинтересованных лиц.
При этом суд не может в данном случае подменять собой административный орган и обязать Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести изменения в реестр лицензий, поскольку проверка представленных документов осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно восстановил права заявителя путем обязания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" рассмотреть вопрос о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Пушкино, Московский пр-т, д. 57, корп. 4, на основании уведомления ТСН "Московский 57" от 04.07.2022 г. N Р000-6976891606-60677759, с учетом выводов суда и принять соответствующее решение по данному вопросу.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.04.2023 года по делу N А41-72803/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72803/2022
Истец: Товарищество собственников недвижимости "Московский 57"
Третье лицо: ГУ МО "ГЖИ МО"