город Воронеж |
|
7 июня 2023 г. |
Дело N А14-18427/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 июня 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Капишниковой Т.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "МегаПартсАгро" (ОГРН 1143668036566, ИНН 3662206432, далее - ООО "МегаПартсАгро", общество или заявитель):
от Воронежской таможни (ОГРН 1023601540830, ИНН 3664021807, далее - таможня, таможенный орган): |
Поддерегин И.В. - представитель по доверенности от 21.10.2022;
Болдарев И.Л. -представитель по доверенности от 16.12.2021 N 07-12/55, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2023 по делу N А14-18427/2022, принятое по заявлению ООО "МегаПартсАгро" к Воронежской таможне о признании незаконным решения в форме уведомления о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы от 22.07.2022 N 10104000/2022/0000014, 10104000/2022/0000015 в части указания подлежащих выплате процентов в сумме 0 руб., обязании устранить допущенные нарушении прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
ООО "МегаПартсАгро" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Воронежской таможне о признании незаконным решения в форме уведомления о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы от 22.07.2022 N 10104000/2022/0000014, 10104000/2022/0000015 в части указания подлежащих выплате процентов в сумме 0 руб., обязании устранить допущенные нарушении прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2023 по делу N А14-18427/2022 заявленные требования удовлетворены полностью.
Признаны недействительными уведомления Воронежской таможни от 22.07.2022 N N 10104000/2022/0000014, 10104000/2022/0000015 о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в части указания подлежащих выплате процентов в сумме 0 руб., как не соответствующие нормам Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На Воронежскую таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "МегаПартсАгро" (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.03.2023).
С Воронежской таможни в пользу ООО "МегаПартсАгро" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Воронежская таможня обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Податель жалобы ссылается на то, что обязанность по уплате антидемпинговой пошлины и пени была исполнена обществом добровольно, в связи с чем выплата процентов законодательством не предусмотрена.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между "Дас Лагер Рулмар Отомотив Сан.Тидж.А.Ш." (DAS LAGER RULMAN OTOMOTIV SAN.TIC.A.S) (продавец) и ООО "МегаПартсАгро" (дистрибьютор) заключен дистрибьюторский договор на маркетинг, рекламу и продажу подшипников, производимых продавцов совместно с брендом Das Lager на территории России. ООО "МегаПартсАгро" на Воронежскую таможню представлена ДТ N 10104070/201219/0008955 от 20.12.2019.
В отношении товара ООО "МегаПартсАгро" заявлены тарифные преференции на основании сертификатов о происхождении товара от 16.12.2019 N N R0655492, R0655493, R0655494, R0655495, R0655496, R0655497, выданных уполномоченными органами Турции.
По результатам проверки таможенный орган пришел к выводу о том, что на основании пункта 25 Решения Совета ЕЭК от 13.07.2018 N 49 условие предоставления тарифных преференций в отношении товара не выполнено, что нашло отражение в акте проверки от 07.06.2021 N 10104000/208/070621/А0020.
11.06.2021 Воронежской таможней было принято решение N 10104000/110621/000494 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, и отказе в предоставлении преференций.
Во исполнение указанного решения ООО "МегаПартсАгро" уплатило в бюджет антидемпинговую пошлину платежным поручением от 06.07.2021 N 244 в размере 864 446 руб. 92 коп., а также пени платежным поручением от 06.07.2021 N 245 в размере 63 638 руб. 92 коп.
Одновременно не согласившись с указанным решением таможенного органа, указывая на нарушение прав и законных интересов, ООО "МегаПартсАгро" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения от 11.06.2021 N 10104000/110621/000494 незаконным.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2022 по делу N А14- 14790/2021, вступившим в законную силу 06.07.2022, признано недействительным решение Воронежской таможни от 11.06.2021 N10104000/110621/000494 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, данным решением Воронежская таможня обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "МегаПартсАгро".
Во исполнение решения Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2022 по делу N А14-14790/2021 Воронежская таможня 22.07.2022 возвратила ООО "МегаПартсАгро" антидемпинговую пошлину в размере 864 466,92 рублей и пени в размере 63 638,92 рублей.
В личный кабинет ООО "МегаПартсАгро" 23.07.2022 от Воронежской таможни поступили уведомления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы N N 10104000/2022/0000014, 10104000/2022/0000015 в размере 864 466,92 рублей и 63 638,92 рублей соответственно.
При этом указанные уведомления содержали информацию о том, что "выплате подлежат проценты в сумме 0 (нал руб. 00 коп.)".
Не согласившись с данным решением в части указания "выплате подлежат проценты в сумме 0 (нал руб. 00 коп.)", ООО "МегаПартсАгро" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Принимая обжалуемое решение, арбитражный суд первой инстанции пришёл к выводу, что спорные таможенные платежи являются излишне уплаченными обществом, не могут считаться добровольно уплаченными, в связи с чем указание подлежащих выплате процентов в сумме 0 рублей не соответствуют нормам Закона N 289-ФЗ и ТК ЕАЭС.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.
Согласно части 2 статьи 1 ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о Союзе).
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу действующего в настоящее время правового регулирования согласно статье 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии положениями части 1 статьи 67 Закона N 289-ФЗ обнаружение факта излишней уплаты или излишнего взыскания сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, устанавливается по результатам таможенного контроля после выпуска товаров и фиксируется следующими таможенными документами с отметками уполномоченных должностных лиц таможенного органа:
1) корректировка декларации на товары;
2) корректировка таможенного приходного ордера;
3) иные таможенные документы, подтверждающие, что размер денежных средств, фактически уплаченных (взысканных) в качестве таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, превышает размер исчисленных и подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона N 289-ФЗ информация о произведенном зачете в авансовые платежи направлена обществу через личный кабинет.
В соответствии с частью 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей.
Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 статьи 67 Федерального закона, по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
Излишне взысканными признаются суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, взыскание которых осуществлялось в соответствии с положениями главы 12 Федерального закона (часть 12 статьи 67 Федерального закона).
В соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится за счет:
1) денежных средств (драгоценных металлов), находящихся на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках;
2) электронных денежных средств плательщика (лица, несущего солидарную обязанность);
3) авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность);
4) таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 Кодекса Союза;
5) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
6) обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
7) обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;
8) обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора;
9) товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины;
10) иного имущества плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган (часть 6 статьи 71 Федерального закона).
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в Российской Федерации регламентирован главой 11 Закона N 289-ФЗ, в соответствии с частью 8 статьи 398 которого положения статьи 67 Закона N 289-ФЗ применяются со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения NN 5, 8 к договору.
Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 ратифицирован Федеральным законом от 01.04.2020 N 78-ФЗ, начало действия документа - 01.08.2021.
Следовательно, применение положений статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и процентов при нарушении срока возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов по расчетным периодам до 01.08.2021 осуществляется в порядке, установленном главой 18 Федерального закона N 311-ФЗ.
Материалами настоящего дела подтверждается, перечисление средств во исполнение решения таможенного органа общество осуществило 06.07.2021, следовательно, факт излишней уплаты (излишнего взыскания) возник до 01.08.2021.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о наличии правовых оснований для начисления и выплаты процентов по указанным ДТ необходимо применять нормы, предусмотренные положениями Федерального закона N 311-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу части 6 указанной статьи возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) в соответствии с положениями главы 18 данного закона таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определениях от 29.12.2021 N 305-ЭС21-24975 по делу N А40-258283/2020, от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912 по делу N А51-10499/2014.
В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" указано, что в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона N 289-ФЗ, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания).
В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что обстоятельства, связанные с излишним начислением таможенных платежей, установлены вступившими в законную силу вышеуказанным судебным актом, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные таможенные платежи от 06.07.2021 являются излишне уплаченными и в данном случае не могут считаться добровольно уплаченными, в связи с чем указание в уведомлениях об их возврате от 22.07.2022 N N 10104000/2022/0000014, 10104000/2022/0000015 ну сумму процентов 0 рублей не соответствует положениям таможенного законодательства.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования общества о признании уведомлений недействительными в оспариваемой части.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2023 по делу N А14-18427/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18427/2022
Истец: ООО "МегаПартсАгро"
Ответчик: Воронежская таможня