08 июня 2023 г. |
Дело N А83-15616/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
председателя Совета МКД Цуренковой С. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 декабря 2022 года по делу N А83-15616/2022, рассмотренному по заявлению муниципального унитарного предприятия "Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, председатель Совета МКД Цуренкова Светлана Дмитриевна, о признании незаконным предостережения,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Петровское ПУЖКХ" подало в суд первой инстанции заявление (с уточнением) о признании незаконным объявленного 28.06.2022 Инспекцией жилнадзора РК предостережения N 8 о недопустимости нарушения обязательных требований, которым предприятию предложено провести сверку выполненных (невыполненных) работ и произвести перерасчет платы по содержанию общего имущества МКД N 6 по кварталу Егудина в с. Петровка Красногвардейского района Республики Крым.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что предостережение соответствует требованиям закона и не нарушает прав заявителя, оказание услуг и выполнение работ подлежит оформлению актами, подписанными, в том числе со стороны МКД.
МУП "Петровское ПУЖКХ" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права. Фактически надзорный орган выдал лицензиату властно-распорядительный акт, а не предостережение, оснований для выдачи предостережения и предписания нет, так как не установлено необоснованное завышение начисления платы по содержанию общего имущества МКД.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Инспекция жилнадзора РК с доводами жалобы не согласна, так как предостережение выдано в соответствии с установленными обстоятельствами.
В судебном заседании председатель Совета МКД Цуренкова С.Д. возражала против доводов апелляционной жалобы, так как заявитель необоснованно производил начисление платы за управление общим имуществом МКД, без подписанных со стороны МКД актов выполненных работ, произвольная меняя суммы, подлежащие уплате.
Представители иных участников в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
МУП "Петровское ПУЖКХ" просило рассмотреть дело без участия его представителя в судебном заседании.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
МУП "Петровское ПУЖКХ" осуществляет лицензируемую деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе МКД N 6 по кварталу Егудина в с. Петровка Красногвардейского района Республики Крым, о чем свидетельствуют лицензия, выписка из реестра лицензий и договор управления МКД.
28.06.2022 заместителем начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, заместителем главного государственного жилищного инспектора Республики Крым Разумовским Д.Н. в адрес МУП "Петровское ПУЖКХ" объявлено предостережение, которым предложено:
1) провести с председателем Совета МКД сверку выполненных (невыполненных) работ, оказанных услуг согласно условиям договора управления МКД;
2) произвести перерасчет платы по содержанию общего имущества МКД собственникам помещений за период с 01.01.2021 по 31.12.2021;
3) о выполнении перерасчета проинформировать в срок до 01.08.2021.
Поданные на предостережение возражения решением надзорного органа оставлены без удовлетворения, о чем представлено решение от 12.08.2022 N 05-29/3711.
Данное предостережение объявлено в связи с поступившими сведениями о необоснованном начислении платы за содержание общего имущества собственникам помещений в названном МКД, которые могут привести/приводят к нарушениям соблюдения лицензионных условий, установленных пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 1110 от 28.10.2014, статьей 162 ЖК РФ.
Действительно, 06.05.2022 в адрес надзорного органа поступила жалоба председателя МКД N 6 о необоснованном увеличении МУП размера общепроизводственных работ, управленческих затрат с 38.597,33 руб. до 76.886,39 руб., учитываемых при расчете оплаты за оказанные услуги.
Кроме того, 28.06.2022 заместителем заведующего отделом лицензирования и лицензионного контроля, государственным жилищным инспектором Республики Крым Гавриленко С.Е. составлен акт внеплановой документарной проверки в отношении МУП "Петровское ПУЖКХ".
Эта проверка проведена с 15 по 25 июня 2022 года на основании решения N 67 от 06.06.2022 и по согласованию с прокурором (решение заместителя прокурора Республики Крым N Исорг-7/5-320-22/1426320350001 от 08.06.2022) без непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом, по истребованным по запросу от 06.06.2022 N 020/2760 и требованию от 09.06.2022 и представленным надзорному органу МУП "Петровское ПУЖКХ" письменным пояснениям, копии договора управления МКД от 28.08.2017, реестра вручения акта выполненных работ, отчета выполненных работ, акта выполненных работ от 07.02.2022 и иным документам.
О проведении проверки лицензиат извещен уведомлением N 02-05/2760 от 06.06.2022, поступившим в МУП "Петровское ПУЖКХ" 15.06.2022 - вх. N 218.
По результатам проверки установлено:
1) с 17.02.2016 МКД N 6 по кварталу Егудина в с. Петровка Красногвардейского района Республики Крым находится в управлении МУП "Петровское ПУЖКХ" на основании решения общего собрания собственников помещений о выборе способа управления N 1 от 05.08.2017;
2) 28.08.2017 заключен договор, но не представлены в Инспекцию приложения к договору;
3) председателем Совета МКД не подписан составленный 07.02.2022 акт выполненных работ за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, государственный жилищный инспектор пришел к выводу о невозможности сопоставить выполненные работы с работами по договору из-за непредставления приложений к договору.
13.07.2022 по почте МУП "Петровское ПУЖКХ" получило акт внеплановой документарной проверки и предостережение, о чем свидетельствует оттиск штемпеля и данные о входящем номере и дате на препроводительном письме Инспекции в адрес МУП "Петровское ПУЖКХ".
Из данных суду апелляционной инстанции пояснений председателя Совета МКД Цуренковой С.Д., письменных доказательств, в частности отчета управляющей организации перед собственниками помещений о выполнении договора за 2021 год, скриншота размещенного 10.08.2022 в ГИС ЖКХ отчета, составленного 07.02.2022 со стороны МУП "Петровское ПУЖКХ" и не подписанного по стороны МКД акта приемки оказания услуг и (или) выполненных работ и текущему ремонту следует, что МУП о выполненных работах за весь 2021 год составлен общий акт, содержащий перечень оказанных услуг без конкретного указания даты и объема их оказания в течение года. МКД, не согласившись с составлением такой отчётности об оказанных услугах подало 25.03.2022 в МУП акт-претензию.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно пункта 22 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 N 1670, объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (в ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусматривает, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ, пунктом 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (в ред. от 29.06.2020), сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
Форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр.
В акте, помимо прочего указываются наименование вида работ (услуг), периодичность/количественный показатель выполненной работы (оказанной услуги), единица измерения работы (услуги), стоимость/сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу, сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу, цена выполненной работы (оказанной услуги).
При этом согласно примечанию к форме акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме графа "Наименование вида работы (услуги)" подлежит заполнению в соответствии с Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290; в графе "Стоимость" следует отражать стоимость за единицу выполненной работы (оказанной услуги) по договору управления многоквартирным домом или договору оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме; графа "Сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу" должна включать сметную стоимость за единицу выполненной работы по договору подряда по выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, основанием для объявления предостережения в рассматриваемом случае явилось наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований пункта 4 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ, пунктов 6, 9 Правил N 290, Приказа N 761/пр, при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Форма акта, утвержденная Приказом N 761/пр, не является рекомендуемой, значит, ее следует соблюдать неукоснительно.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.
То есть названным нормативным правовым актом определена обязанность раскрытия информации управляющими организациями по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Несоблюдение управляющей организацией обязательных требований Приказа N 761/пр может ограничить право собственников МКД на получение информации о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и не позволить с достоверностью установить фактический объем оказанных услуг.
Предостережением надзорного органа на МУП возложена обязанность провести с председателем Совета МКД сверку выполненных (невыполненных) работ, оказанных услуг согласно условиям договора управления МКД, произвести перерасчет платы по содержанию общего имущества МКД собственникам помещений за период с 01.01.2021 по 31.12.2021. Такое предостережение соответствует требованиям закона, не нарушает прав заявителя и не возлагает на него обязанностей, не предусмотренных законом.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных (в том числе безусловных оснований) для отмены судебного акта не установлено, апелляционная жалобы удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 декабря 2022 года по делу N А83-15616/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15616/2022
Истец: МУП "ПЕТРОВСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Цуренкова С. Д.