г. Санкт-Петербург |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А56-84611/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Нестерова С.А., Семиглазова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой А.А.,
при участии:
от истца: представитель Флерко Д.С., на основании доверенности от 29.03.2023,
от ответчика: представители Баронов О.В., Зайцев И.М., на основании доверенности от 21.10.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11430/2023) дачного некоммерческого партнерства "Удачное" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2023 по делу N А56-84611/2022 (судья Балакир М.В.), принятое по иску:
истец: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
ответчик: дачное некоммерческое партнерство "Удачное"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к дачному некоммерческому партнерству "Удачное" (далее - ответчик) об обязании провести мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) (договор аренды лесного участка от 26.11.2019 N 1218/ДС-2019-04).
От истца поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому, он просит обязать ответчика провести мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) по договору аренды лесного участка от 26.11.2019 N 1218/ДС-2019-04 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд принял уточнение исковых требований.
Решением от 16.02.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в иске отказать, считая решение необоснованным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик (арендтаор) владеет лесным участком площадью 0,4026 находящимся в федеральной собственности, расположенным по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Ломоносовское лесничество, Ломоносовское участковое лесничество в квартале 507 (части выд. 9, 11, 12, 21, 22), на основании договора аренды лесного участка от 26.11.2019 N 1218/ДС-2019-04 (далее - договор), строительства и эксплуатации линейных объектов, заключенного между истцом и ответчиком сроком на 49 лет.
В нарушение требований закона и условий договора ответчиком до настоящего времени не проведены мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) в отношении арендованного лесного участка.
В связи с тем, что арендатор в нарушение подпункта л пункта 3.4, указанного договора, статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и пункта 7.4 проекта освоения лесов не проведены мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению), в адрес арендатора было направлено требование-претензия от 05.07.2022 N 2 об устранении выявленного нарушения лесного законодательства, а именно: провести мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению), в срок до 03.08.2022.
Данное требование-предложение арендатором получено 08.07.2022, однако оставлено без рассмотрения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В силу статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Введенной в действие с 01.01.2019 статьей 63.1 Лесного кодекса предусмотрены особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения для отдельных категорий лиц.
Так, частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 указанной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) и пунктом 5 Правил N 566 от 07.05.2019, утвержденных постановлением Правительства РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2022), лица, осуществившие рубки лесных насаждений не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 07.05.2019 утвердило Правила N 566 (утратили силу с 01.09.2022), устанавливающие порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений.
Информация о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения размещается уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 9).
В пункте 11 Правил указано, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению. (действующие Правила лесовосстановления и лесоразведения установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти содержат аналогичные положения).
Таким образом, ответчик обязан был принять соответствующие меры и выполнить работы по лесовосстановлению (лесоразведению) в срок до 05.12.2021, однако обязательства свои не исполнил, доказательств уважительности причин неисполнения, в чинении препятствий в исполнении, не представил.
В соответствии с действующими правилами основными этапами лесовосстановления (лесоразведения) для хозяйствующего субъекта являются следующее работы:
1. выбор земельного участка;
2. проектирование работ по лесовосстановлению;
3. выполнение работ по лесовосстановлению;
4. приемка работ по лесовосстановлению.
В статье 63.1 ЛК РФ установлено обязательство обеспечения лесовосстановления или лесоразведения на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений. При этом лесовосстановление или лесоразведение осуществляется в субъекте Российской Федерации на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти (пункт 3); может осуществляться на землях иных категорий по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4).
В целях выполнения лесовосстановления осуществляется ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или предназначенных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления (пункт 8 правил, утвержденных приказом Минприроды РФ от 29.12.2021 N 1024, далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6.1 ЛК РФ к землям, предназначенным для лесовосстановления относятся вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие. К другим земля относятся в т.ч. земли на которых ранее не произрастали леса, но на которых возможно осуществить лесоразведение.
Во исполнение установленных правил, сведения о земельных участках размещаются на сайте Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в разделе "Компенсационное лесовосстановление в Ленинградской области" в виде реестра, по результатам регулярного обследования, производится его дополнение сведениями о предлагаемых к выбору лесных участках. На момент написания рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет" размещен файл реестра, имеющий следующую ссылку:
https://nature.lenobl.ru/media/uploads/userfiles/2023/03/24/%D1%80%D0%B5%% B5%D1%81%D1%82%D1%80_%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%9F%D0%9B%D0%92 Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Действующая форма для размещения информации о землях предназначенных для "компенсационного лесовосстановления" установлена письмом Рослесхоза от 07.11.2022 N АВ-10-54/28097.
В силу пункта 14 указанных Правил, земли, предназначенные для искусственного или комбинированного лесовосстановления, указанные в абзаце первом настоящего пункта, подлежат обследованию и по результатам обследования уполномоченным органом принимается решение о возможности проведения лесовосстановления на обследованных землях. После чего такая информация размещается в сети "Интернет".
Столбцы 16, 17, формы реестра участков для компенсационного лесовосстановления, содержат минимальные подготовительные виды работ, которые нужно выполнить для непосредственного осуществления посадок сажанцев и сеянцев.
Таким образом, с учетом того, что в действующем законодательстве нет норм, предусматривающих выделение "идеальных" земельных участков для посадок, и наличие утвержденного уполномоченным органом порядка отнесения земель, на которых возможно провести лесовосстановление, и последующего размещения такой информации на официальном сайте, то доводы апеллянта о непригодности участков нельзя признать состоятельными.
В части доводов ответчика о наличии в реестре земельного участка с минимальной площадью в 0,2 га, что в два раза больше, чем площадь возникшего обязательство, следует отметить следующее.
Действующее законодательство не содержит запрета на выбор земельного участка большей площадью. Также не содержит запрета на обращение в уполномоченный орган с заявлением о выборе участка и просьбой выполнить работы на части от сформированной площади, указанной в реестре. Таких обращений ни в лесничества, ни в уполномоченный орган не поступало.
Ответчик должным образом не предпринимает каких-либо мер направленных на исполнение обязательств.
Поскольку ответчик не исполнил возложенную на него законодательством как на лицо, использующее лесной участок в соответствии со статьей 45 ЛК РФ (для строительства линейного объекта), обязанность по проведению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
С учетом критериев разумности, суд первой инстанции обоснованно установил шестимесячный срок для исполнения судебного акта.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2023 по делу N А56-84611/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-84611/2022
Истец: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, ЛОМОНОСОВСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО, ФИЛИАЛ ЛОГКУ "ЛЕНОБЛЛЕС"
Ответчик: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "УДАЧНОЕ"
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14233/2023
26.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11430/2023
08.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11430/2023
16.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-84611/2022