г. Чита |
|
8 июня 2023 г. |
Дело N А10-7589/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2023.
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2023.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Желтоухова Е.В., Ниникиной В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Подойницыной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 апреля 2023 года по делу N А10-7589/2022 по иску Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ОГРН 1027739550156, ИНН 7705395248) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689, ИНН 7536179850) об обязании принять имущество в казну Российской Федерации, прекращении права оперативного управления,
при участии в судебном заседании:
от истца: Фатахудинова О.Р., представитель по доверенности от 16.03.2023,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия о прекращении права оперативного управления учреждения на нежилые помещения, расположенные в объекте культурного наследия (этаж 1 - N N 12, 14, 19, этаж 2 - NN 22, 23, 24, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 36, 37, 38, 39 - 52) "Ряды гостиные", кадастровые номера: 03:12:150343:82, 03:12:150343:78, 03:12:150343:77, 03:12:150343:76, 03:12:150343:75, 03:12:150343:79, 03:12:150343:80, 03:12:150343:81, по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9, обязании в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в состав казны Российской Федерации спорные объекты недвижимости.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, как незаконным, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Считает, что спорные объекты переданы учреждению в оперативное управление в соответствии с распоряжением от 19.01.2021 N 75-34-р по инициативе учреждения. Истец ввиду специального статуса ограничен в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника в лице Росимущества (его территориального органа) отказаться от права оперативного управления. Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ, п. 4.1.9 Положения об МТУ Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 28.05.2019 N 128, предусматривающего право на изъятие излишнего, неиспользуемого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, и закрепление этого имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, следует, что спорный объект недвижимости не может находиться в составе государственной казны Российской Федерации без определения надлежащего субъекта, обеспечивающего сохранность и управление данным имуществом. Неправильное истолкование закона является основанием отмены решения арбитражного суда первой инстанции. Просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Ответчик представителей в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.10.2019 агентство обратилось с запросом в Департамент науки и образования Министерства культуры Российской Федерации N 3696/7 о получении согласия на закрепление за агентством объекта культурного наследия - "Ряды 3 гостинодворские", расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пл. Революции, д. 1 (далее - здание "Гостиные ряды").
На основании обращения от 09.10.2019 N 3696/7 Минкультуры России направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом письмо от 30.10.2019 N 16959-01.1-54-НО о согласовании закрепления здания "Гостиные ряды" и указании на необходимость дать поручение соответствующему территориальному управлению об издании распорядительного акта.
В соответствии с указанным обращением Минкультуры России Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае направило в адрес учреждения письмо от 30.12.2019 N 38/25/67 с предложением принять испрашиваемый объект культурного наследия в комплексе с иными объектами - "Здание государственного банка", расположенный по адресу: Республика Бурятия, поселок Баргузин, ул. Красноармейская, д. 57; нежилые помещения в здании "Торговый ряд" по адресу: Республика Бурятия г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9 (далее - помещения "Ряды гостиные").
Письмом от 19.03.2020 N 3817-01.1-63-НО Минкультуры России согласовало закрепление за агентством объектов культурного наследия - здания "Здание государственного банка", помещений "Ряды гостиные".
В ответ на письмо от 30.12.2019 N 38/25/67 учреждение направило в адрес управления письмо от 24.04.2021 N 1206/7, в котором выразило согласие на закрепление за ним на праве оперативного управления объектов культурного наследия - здания "Здание государственного банка", помещений "Ряды гостиные".
Письмом от 05.06.2020 N 1529/7 учреждение просило Росимущество дать поручение управлению об издании распорядительного акта о закреплении за учреждением на праве оперативного управления объектов культурного наследия - здание "Гостиные ряды", "Здание государственного банка", помещения "Ряды гостиные".
Распоряжением управления от 19.01.2021 N 75-34-р за истцом на праве оперативного управления закреплены "Здание государственного банка", помещения "Ряды гостиные", в отношении здания "Гостиные ряды" распорядительный акт не принимался.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости за истцом на праве оперативного управления закреплено следующее имущество: - нежилое здание, площадью 6,4 кв. м, кадастровый номер 03:12:150343:82, расположенное по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9, 2 этаж (23) "Ряды гостиные", нежилое здание, площадью 61, 7 кв. м, кадастровый номер 03:12:150343:78 расположенное по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9, 2 этаж (26,29), нежилое здание, площадью 30,3 кв. м, кадастровый номер 03:12:150343:77, расположенное по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9, 2 этаж (32), нежилое здание, площадью 29,4 кв. м., кадастровый номер 03:12:150343:76, расположенное по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9, 2 этаж (36), нежилое здание, площадью 63,6 кв. м., кадастровый номер 03:12:150343:75, расположенное по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9, 2 этаж (37,38), нежилое здание, площадью 92,9 кв. м., кадастровый номер 03:12:150343:79, расположенное по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9, 2 этаж (33,30,27,24,22), 1 этаж (12,14), нежилое здание, площадью 314,3 кв. м., кадастровый номер 03:12:150343:80, расположенное по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9, 2 этаж (39-50,52), нежилое здание, площадью 29 кв. м., кадастровый номер 03:12:150343:81, расположенное по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9, 1 этаж (19), 2 этаж (51).
Согласно актам осмотра объекта от 24.03.2021, 28.06.2022, акту технического состояние объекта культурного наследия (здания и сооружения) от 12.04.2017, оформленным Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, объект культурного наследия - нежилые помещения в здании "Торговый ряд" по адресу: Республика Бурятия г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, что исключает их эксплуатацию (использование).
Письмом N 2238/7 от 13.07.2021 учреждение указало, что при согласовании закрепления трех объектов культурного наследия в комплексе намеревалось получать доход от коммерчески выгодного объекта (здание "Гостиные ряды") и за счет полученных денежных средств осуществлять работы по сохранению в отношении других объектов (здание "Здание государственного банка", помещения "Ряды гостиные"), однако управление в нарушение достигнутых договоренностей здание "Гостиные ряды" в оперативное управление не предоставило.
В связи с чем, учреждение просило Минкультуры России согласовать отказ от права оперативного управления от объектов культурного наследия "Здание государственного банка", помещения "Ряды гостиные".
29.07.2021 учреждением получено письмо от 21.07.2021 N 10978-01.1-63-СО, в котором Минкультуры России выражает согласие на прекращение права оперативного управления в отношении указанных объектов культурного наследия по причине нарушения управлением ранее достигнутых договоренностей, что повлекло нарушение комплексного подхода к сохранению объектов культурного наследия, расположенных в границах одного региона.
Письмом N 3610/7 от 22.11.2021 учреждение обратилось к управлению с просьбой об изъятии из права оперативного управления, в том числе нежилых помещений "Ряды гостиные".
Ответчик оставил указанное письмо без рассмотрения и удовлетворения, что послужило основанием для обращения учреждения в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо обладает правом на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании положений пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено названным Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу положений пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из системного толкования приведенных выше положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации следует предусмотренная законом возможность отказа от имущества, предоставленного на праве оперативного управления.
При рассмотрении дела судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорное имущество закреплено за истцом на праве оперативного управления.
Факт неиспользования истцом спорного имущества для осуществления деятельности и невозможность такого использования согласно целям и задачам, указанным в уставе учреждения, согласование отказа от права оперативного управления с Министерством культуры Российской Федерации подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспорены.
Применение по аналогии положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования спорным имуществом надлежащим образом; факт того, что имущество не используется истцом, подтвержден материалами дела, следовательно, спорное имущество подлежит передаче в казну Российской Федерации.
Согласно пунктам 5.22, 5.35(2) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений, а также принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
В пункте 4 указанного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Ответчик обладает достаточной компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятия из оперативного управления, на котором данное имущество находилось у истца, иное не доказано.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, учитывая отсутствие у истца необходимости владения нежилыми помещениями, отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность действий управления Росиущества по отказу в принятии указанных помещений, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о реализации истцом своего права на отказ от права оперативного управления спорным имуществом и наличии правовых оснований для передачи этого имущества в казну Российской Федерации.
Выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, действующему законодательству, а также согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 25.02.2019 N 304-ЭС19-841.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении им норм материального и процессуального права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и представленных в материалы дела документальных доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 апреля 2023 года по делу N А10-7589/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7589/2022
Истец: ФГБУ культуры Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ