г. Самара |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А65-30080/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05.06.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2023 по делу N А65-30080/2022 (судья Гилялов И.Т.), возбужденному по исковому заявлению Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 1659053849, ОГРН 1041628218763), г.Казань, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 1660274803, ОГРН 1161690118754), г.Казань, третьи лица: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ИНН 1659036508, ОГРН 1021603473616), г.Казань, муниципальное учреждение Исполнительный комитет Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1624009380, ОГРН 1061684003127), с.Столбище Республики Татарстан,
о взыскании денежных средств,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "УК "ПЖКХ") платы в возмещение вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, в сумме 18 655 руб. 20 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство), муниципальное учреждение Исполнительный комитет Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Комитет).
Решением от 03.04.2023 по делу N А65-30080/2022 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении исковых требований отказал.
Управление в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
ООО "УК "ПЖКХ" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее; просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, на основании письма Министерства от 03.10.2022 N 15657 о нарушении природоохранного законодательства и задания от 04.10.2022 Управление провело контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, по результатам которого составило акт выездного обследования от 04.10.2022 о выявлении факта несанкционированного размещения отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (ФККО - 73111001724), растительных отходов при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (ФККО - 73130002205) на общей площади 35,38 кв.м на территории с грунтовым (почвенным) покровом, прилегающей к контейнерной площадке для сбора, временного хранения ТКО, с кадастровым номером 16:24:150107:758 по ул.Кооперативной в с.Столбище Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, в которую входит, в том числе территория Лаишевского муниципального района, осуществляет ООО "УК "ПЖКХ" на основании заключенного с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан соглашения от 09.11.2018 N 72.
Управление в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв.Приказом Минприроды Российской Федерации от 08.07.2010 N 238) рассчитало плату за вред, причиненный почве, как объекту охраны окружающей среды, в сумме 18 655 руб. 20 коп. и направило в ООО "УК "ПЖКХ" требование от 05.10.2022 N 04-11208 с предложением произвести оплату в добровольном порядке
ООО "УК "ПЖКХ" в письме от 24.10.2022 N 10318 выразило несогласие с указанным требованием Управления.
Изложенное послужило основанием для обращения Управления с исковым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
На основании ч.1 ст.4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно ст.3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Ст.77 Закона N 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ч.1); вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч.3).
Ст.16 Закона N 7-ФЗ установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и ст.7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно, плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно Федеральным законом. Порядок определения платы и ее предельных размеров устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 внесены изменения в раздел I приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными организациями государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным Банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", полномочия главного администратора по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
На территории Республики Татарстан территориальным органом Росприроднадзора в настоящее время является Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которое приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 N 259 наделено полномочиями, в том числе по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, по взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба определены в главе 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Ст.1082 ГК РФ предусмотрено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п.2 ст.15 ГК РФ).
Для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения ущерба истцом должны быть доказаны: факт причинения вреда и его размер; вина и противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом. Привлечение лица к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба возможно только при доказанности всей совокупности перечисленных условий.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований Управление ссылается на то, что в ходе выездного обследования, проведенного государственным инспектором Управления 04.10.2022, выявлен факт несанкционированного размещения отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (ФККО - 73111001724), растительных отходов при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (ФККО - 73130002205) на общей площади 35,38 кв.м на территории с грунтовым (почвенным) покровом, прилегающей к контейнерной площадке для сбора, временного хранения ТКО, с кадастровым номером 16:24:150107:758 по ул.Кооперативной в с.Столбище Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, из-за несвоевременного вывоза отходов региональным оператором - ООО "УК "ПЖКХ".
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п.2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156; далее - Правила N 1156).
Согласно п.4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
П.10 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (п.11 Правил N 1156).
В силу п.13 Правил N 1156 и п.148(12) Правил N 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Исходя из п.15 Правил N 1156, потребителям запрещается:
- осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению складирования отходов в специально отведенных для этого местах возложена на потребителей.
Обеспечение складирования отходов в бункеры и контейнеры, поддержание контейнерной площадки и прилегающей к ней территории в надлежащем состоянии не входит в зону ответственности регионального оператора, обязанного лишь осуществить сбор и вывоз ТКО, размещенных в бункерах и контейнерах, непосредственно с территории контейнерной площадки, а также произвести уборку места погрузки ТКО (подбор отходов).
Из представленных Управлением материалов (в том числе фотографий) видно, что выявленные в ходе обследования отходы находились на территории с грунтовым (почвенным) покровом, прилегающей к контейнерной площадке.
Доказательств того, что указанная территория является специально отведенной площадкой для крупногабаритных отходов, вывоз ТКО с которой должен осуществляться региональным оператором, по настоящему делу не представлено, равно как не представлено доказательств того, что выявленные отходы образовались в результате не осуществленного региональным оператором подбора отходов после погрузки ТКО с контейнерной площадки.
Довод Управления о том, что отходы складировались на территории, прилегающей к контейнерной площадке, в связи с тем, что региональный оператор несвоевременно осуществлял вывоз отходов из контейнеров, - носит предположительный характер и ничем не подтвержден.
Сам по себе факт складирования отходов около контейнерной площадки не свидетельствует о том, что виновным лицом в данном случае является ООО "УК "ПЖКХ" и именно его действия (бездействие) повлекли/могли повлечь причинение вреда почве, как объекту охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обязанность по содержанию территории вокруг контейнерных площадок на регионального оператора действующим законодательством не возложена (иное противоречило бы целям его деятельности), вина и противоправность действий (бездействия) ООО "УК "ПЖКХ" Управлением не доказана, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, со ссылкой на судебные акты по другим делам, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные доказательства. Нарушений норм права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2023 года по делу N А65-30080/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-30080/2022
Истец: Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора), г.Казань
Ответчик: ООО "Управляющая компания"Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Третье лицо: "Столбищенское сельское поселение Лаишевского муниципального района Республики Татарстан", с.Столбище, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г.Казань