г. Самара |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А65-19396/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса города Зеленодольска - представители Гатауллина А.Х.(доверенность от 22.05.2023), Иванов М.Л.(паспорт),
от Муниципального казенного учреждения "Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2023 года в помещении суда с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан апелляционную жалобу Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса города Зеленодольска
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 марта 2023 года по делу N А65-19396/2022 (судья Гилялов И.Т.)
по заявлению Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса города Зеленодольска, г.Зеленодольск,
к Муниципальному казенному учреждению "Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района", г. Зеленодольск,
о признании незаконными действий о прекращении права муниципальной собственности Зеленодольского муниципального района и перехода права собственности на недвижимое имущество, обязании заключить договор купли-продажи на часть встроенного нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса города Зеленодольска (заявитель, Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района" (ответчик, Палата) о признании незаконными действий о прекращении права муниципальной собственности Зеленодольского муниципального района и перехода права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.1, общей площадью 121.7 кв.м., обязании заключить договор купли-продажи на часть указанного встроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: РТ, г.Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.1, общей площадью 121.7 кв.м.
Определениями суда от 22.08.2022, от 12.10.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района (третье лицо-1), Муртазин Олег Габдулбарович (третье лицо-2).
Определением суда от 06.02.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района (далее - соответчик).
Этим же определением судом принято изменение предмета заявленных требований в следующей редакции: "Признать незаконной регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.1, общей площадью 121.7 кв.м. за рег. N 16:49:010204:936-16/127/2022-5 от 06.06.2022".
Представитель заявителя ходатайствовал об уточнении исковых требований, просит признать незаконным действия Исполнительного комитета Зеленодольского Муниципального района и Муниципального казенного учреждения "Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района" о прекращении права муниципальной собственности Зеленодольского муниципального района и перехода права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул.Комсомольская, д. 1. общей площадью 121.7 кв.м. (два нежилых помещения по адресу: г.Зеленодольск, ул. Комсомольская, д. 1 площадью 28,5 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:937, и нежилое помещение площадью 93,2 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:936). Судом данное ходатайство принято к рассмотрению.
Представитель заявителя ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных пояснений с приложением, а также об уточнении заявленных требований:
"1. Признать незаконными бездействия Муниципального казенного учреждения "Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района", выразившиеся в несвоевременном направлении в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости - дополнительного соглашения N 08-114-0954 от 11.01.2021 г., о продлении срока аренды с 01.01.2021 по 01.01.2025 г.
2. Признать незаконными бездействия Исполнительного комитета Зеленодольского Муниципального района выразившиеся:
- в отсутствии надлежащего контроля за деятельностью своего подотчетного органа -ПИЗО, при управлении и использовании муниципального имущества
- аренде объекта муниципальной собственности, что повлекло отсутствие полной и достоверной информации о наличии и использовании муниципального имущества (арендных отношений);
- не доведения до Зеленодольского городского суда Республики Татарстан по делу N 2-2978/2021 информации о наличии действующих долгосрочных арендных отношений по спорному недвижимому имуществу между ПИЗО и Заявителем и о наличии обращений Заявителя в ИК ЗМР в 2009 г. и в 2016 г., о заинтересованности в выкупе арендованного им недвижимого имущества.
3. Признать незаконными действия Исполнительного комитета Зеленодольского Муниципального района выразившиеся, в нарушении ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и передачу прав на муниципальное недвижимое имущество (г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.1, общей площадью 121.7 кв.м. (площадью 28,5 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:937, и нежилое помещение площадью 93,2 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:936) без проведения конкурса или аукциона, что повлекло прекращение и переход права собственности на данное муниципальное имущество.".
Судом с учетом мнения соответчика ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных пояснений с приложением удовлетворено, дополнительные пояснения с приложением приобщены к материалам дела.
Рассмотрев ходатайство заявителя об изменении предмета заявленных требований, суд определил в удовлетворении данного ходатайства отказать, поскольку пришел к обоснованному выводу, что в данном случае изменяются и основание, и предмет иска, фактически заявлено новое требование к каждому из ответчиков.
Судом рассмотрены заявленные требования в следующей редакции: "Признать незаконными действия Муниципального казенного учреждения "Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района", г. Зеленодольск и Исполнительного комитета Зеленодольского Муниципального района, по прекращению права муниципальной собственности Зеленодольского муниципального района и перехода права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул.Комсомольская, д. 1, общей площадью 121.7 кв.м. (два нежилых помещения по адресу: г.Зеленодольск, ул. Комсомольская, д. 1 площадью 28,5 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:937, и нежилое помещение площадью 93,2 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:936).".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса города Зеленодольска просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Третье лицо Муртазин О.Г. представил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Ассоциации по доверенности и председатель (лично) доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Ассоциация с 2005 года является арендатором муниципального имущества - части нежилого встроенного помещения с кадастровым номером 16:49:010204:0007:0015, общей площадью 121,7 кв.м., расположенное по адресу: г.Зеленодольск, ул. Комсомольская, д. 1, на основании договора аренды государственного имущества N ТО-08-014-0249 от 17.08.2005 (далее - договор аренды) и дополнительных соглашений к нему.
20.06.2022 Ассоциацией было получено уведомление Палаты исх. N 04-2/994 о прекращении права муниципальной собственности Зеленодольского муниципального района и перехода права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д. 1, общей площадью 121.7 кв.м. к новому собственнику и о необходимости заключения с последним дополнительного соглашения к ранее заключенному договору аренды.
Ассоциация, посчитав, что данными действиями Палаты, с учетом планировавшегося выкупа арендуемого имущества, нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
Заявитель в своем заявлении указывает, что им неоднократно (10.02.2009, 24.09.2016) подавалось обращение к Палате о приобретении арендуемого имущества в собственность за плату, однако, Палатой ответа заявителю не дано, проявлено бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Заявитель также указывает, что передача спорного нежилого помещения в собственность другого лица лишило заявителя права на приобретение данного помещения в порядке Федерального закона N 159-ФЗ.
Ответчики, возражая относительно заявленных требований, указывают, что обращений от Ассоциации о приобретении арендуемого имущества в собственность за плату в порядке Федерального закона N 159-ФЗ не поступало, кроме того, спорное арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии счастью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих установленных по делу обстоятельств.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу пункта 3 статьи 2, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Пунктом 5 статьи 3 данного Федерального закона предусмотрено, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N159-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
Одной из целей принятия Закона N 159-ФЗ является оказание адресной государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.
Статьей 3 Федерального Закона N 159-ФЗ предусмотрено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. При этом, указанное право может быть предоставлено при одновременном соблюдении установленных данной нормой условий. Так, для возникновения права на приобретение арендуемого имущества на день подачи заявления оно должно находиться непрерывно во временном владении и (или) временном пользовании субъектов малого или среднего предпринимательства в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, должна отсутствовать задолженность по арендной плате (штрафам, пеням), сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ.
В соответствии с п. 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 данного Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального Закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 данного Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Федерального Закона N 159-ФЗ).
Как разъяснено в абзаце 8 пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, определен в Законе исчерпывающим образом (в частности, не имеет значения наличие или отсутствие в договоре аренды условия о выкупе арендуемого имущества). Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
Таким образом, перечень оснований для отказа в приобретении арендуемого имущества по смыслу статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судом из материалов дела установлено следующее.
Встроенное нежилое помещение на 1 этаже 3-х этажного кирпичного жилого дома, расположенное по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д. 1 площадью 121,7 кв.м. находится в муниципальной собственности с 16.11.2006 согласно акту приема-передачи государственного имущества в муниципальную собственность Зеленодольского района N :080-863, распоряжения МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ" N 41 от 17.10.2016.
Между Управлением земельных и имущественных отношений Минземимущества Республики Татарстан в Зеленодольском районе и городе Зеленодольске (арендодатель) и Ассоциацией (арендатор) был заключен договор аренды государственного имущества N ТО-08-014-0249 от 17.08.2005 (далее - договор аренды), в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду часть нежилого встроенного помещения с кадастровым номером 16:49:010204:0007:0015, общей площадью 121,7 кв.м., расположенное по адресу: г.Зеленодольск, ул. Комсомольская, 1 (л.д.8-16) (далее - спорное нежилое помещение).
Согласно п. 1.2. договора срок аренды устанавливается с 17.08.2005 по 17.08.2020. Спорное нежилое помещение состоит из двух нежилых помещений: площадью 28,5 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:937 и площадью 93,2 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:936.
Впоследствии указанное встроенное нежилое помещение на 1 этаже 3 -х этажного кирпичного жилого дома, расположенное по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д. 1 площадью 121,7 кв.м. передано в муниципальную собственность согласно акту приема -передачи государственного имущества в муниципальную собственность Зеленодольского района от 16.11.2006 N 080-863, распоряжения МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ" N 41 от 17.10.2016.
С Ассоциацией Палатой заключены дополнительные соглашения N 08-114-0374 от 25.03.2008, N 08-114-0689 от 04.03.2015, N 08-114-0919 от 02.12.2016, N 08-114-0953 от 11.01.2021, N 08-114-0953 от 11.01.2021, срок аренды указанного имущества установлен по 01.01.2025.
Определениями Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 28.10.2021 и от 05.05.2022 пот делу N 2-2978/2021 утверждены мировое соглашение и дополнительное мировое соглашение, в соответствии с которыми Муртазину О.Г. (третье лицо по настоящему делу) взамен изымаемого у него для муниципальных нужд нежилого помещения подлежит передача спорного нежилого помещения с прекращением на него права муниципальной собственности.
Письмом от 20.06.2022 N 04-2/994 Палата уведомила об этом заявителя, а также о необходимости заключения дополнительного соглашения к договору аренды с новым собственником недвижимого имущества.
В силу статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Судом установлено, что в производстве Зеленодольского городского суда Республики Татарстан находится дело N 2-2978/2021 по иску Муртазина Олега Габдулбариевича (третье лицо по делу) к Исполнительному комитету Зеленодольского Муниципального Района РТ, об обязании изъятия путем выкупа для муниципальных нужд, принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Гоголя, пом. 3 с кадастровым номером 16:49:010506:684 площадью 118,7 кв.м. и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Гоголя, д. 16 с выплатой собственникам выкупной цены; о прекращении права собственности за истцом на вышеуказанное нежилое помещение и долю в праве собственности на земельный участок, о признании права собственности муниципального образования Зеленодольский муниципальный район на вышеуказанное имущество.
Определением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 28.10.2021 в рамках вышеуказанного дела утверждено мировое соглашение, заключённое между Муртазиным Олегом Габдулбаровичем и Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района, по условиям которого Муртазин Олег Габдулбарович отказывается от исковых требований в полном объеме и обязуется принять в собственность нежилое помещение по адресу: г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.1 площадью 121,7 кв.м. после выплаты Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ с зачетом стоимости за изымаемое нежилое помещение 14910 руб. до 30 ноября 2021 г. Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ обязуется взамен изымаемого нежилого помещения по адресу: г.Зеленодольск, ул. Гоголя, д. 16 площадью 118,7 кв.м. и долю ответчика в праве собственности на земельный участок стоимостью 2957090 руб., предоставить в собственность Муртазину О.Г. другое нежилое помещение по адресу: г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.1 площадью 121,7 кв.м. стоимостью 2972000 руб. с зачетом стоимости за изымаемое жилое помещение 14910 руб. до 30 ноября 2021 г.
Определением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 05.06.2022 в рамках вышеуказанного дела утверждено дополнительное мировое соглашение, заключённое между Муртазиным Олегом Габдулбаровичем и Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ, по условиям которого, Муртазин Олег Габдулбарович отказывается от исковых требований в полном объеме и обязуется принять в собственность:
- нежилое помещение по адресу: г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.1 площадью 28,5 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:937,
- нежилое помещение по адресу: г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.1 площадью 93,2 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:936.
Муртазин Олег Габдулбарович выплачивает Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ с зачетом стоимости за изымаемое нежилое помещение денежные средства в размере 14910 руб. в течение 15 дней после утверждения настоящего мирового соглашения.
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района обязуется в течение 15 дней после утверждения настоящего мирового соглашения взамен изымаемого нежилого помещения по адресу: г.Зеленодольск, ул. Гоголя, д.16 площадью 118,7 кв.м. и долю ответчика в праве собственности на земельный участок стоимостью 2957090 руб., передать в собственность Муртазину О.Г. нежилые помещение по адресу: г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.1 общей площадью 121,7 кв.м., а именно
- нежилое помещение площадью 28,5 кв.с. с кадастровым номером 16:49:010204:937,
- нежилое помещение площадью 93,2 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:936. Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2022 указанные
определения суда общей юрисдикции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Передача Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района в собственность Муртазину О. Г. нежилого помещения по адресу: г. Зеленодольск, ул.Комсомольская, д.1 площадью 28,5 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:937 и нежилого помещения по адресу: г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.1 площадью 93,2 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:936, производилась не по результатам торгов, а как компенсация за изъятые объекты недвижимости для государственных или муниципальных нужд, принадлежащие на праве собственности последнему, а именно: нежилое помещение, площадью 118,7 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010506:684 и долю в праве собственности на земельный участок по адресу: г. Зеленодольск, ул. Гоголя, д. 16. Торги по продаже недвижимого имущества, принадлежащего государству или муниципальному образованию, не проводились, договор купли-продажи не составлялся.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к верному выводу, что оспариваемые действия совершены Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района, в то время как Муниципальным казенным учреждением "Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района" действий по прекращению права муниципальной собственности Зеленодольского муниципального района и перехода права собственности на спорное нежилое помещение - недвижимое имущество, расположенное по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул.Комсомольская, д. 1, общей площадью 121,7 кв.м. (два нежилых помещения - площадью 28,5 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:937 и площадью 93,2 кв.м. с кадастровым номером 16:49:010204:936), не совершалось.
При этом действия Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района по передаче спорного нежилого помещения Муртазину О.Г. взамен изымаемого у него недвижимого имущества для муниципальных нужд, оцениваемые судом на предмет их соответствия действующему законодательству на дату их совершения, нельзя признать неправомерными, поскольку данные действия составляли суть мирового соглашения, утвержденного вступившим на тот момент в законную силу судебными актами -определениями Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 28.10.2021 и от 05.05.2022 пот делу N 2-2978/2021. Следовательно, на дату утверждения Зеленодольским городским судом Республики Татарстан мирового соглашения и дополнительного мирового соглашения действия Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района соответствовали действующему законодательству и составляли суть указанных судебных актов Зеленодольского городского суда Республики Татарстан.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2022 указанные выше определения суда общей юрисдикции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Передача Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района в собственность Муртазину О.Г. нежилого помещения (по условиям мирового соглашения) производилась не по результатам торгов, а как компенсация за изъятые объекты недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Торги по продаже недвижимого имущества, принадлежащего государству или муниципальному образованию, не проводились, договор купли-продажи не составлялся.
Указанные обстоятельства, по мнению суда апелляционной инстанции, также свидетельствуют об отсутствии нарушения прав Ассоциации.
Довод заявителя о допущенном Палатой бездействии по нерассмотрению заявлений о приобретении арендуемого имущества в собственность за плату судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Согласно представленной в материалы дела справке Палаты от 27.09.2022 N 16, объект недвижимого имущества - спорное нежилое помещение, находящееся по адресу: РТ, г.Зеленодольск, ул. Комсомольская, д. 1, общей площадью - 121,7 кв.м в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества Зеленодольского муниципального района не включался (л.д.123). Согласно справке Палаты от 27.09.2022 N б/н (л.д. 119) и письму Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 27.09.2022 N 01-5/305 (л.д.124) указанные заявителем обращения о приобретении арендуемого имущества в собственность за плату от 10.02.2009 в архиве отсутствуют, от 24.09.2016 - не зарегистрированы.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено, таковые отсутствуют.
Судом не установлено, а заявителем не представлены также доказательства того, что Ассоциация является субъектом малого и среднего предпринимательства, включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым подлежат применению положения Федерального закона N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания полагать нарушенными права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку Муниципальным казенным учреждением "Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района" оспариваемые действия не совершались вовсе, требования заявителя к данному ответчику являются необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 марта 2023 года по делу N А65-19396/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19396/2022
Истец: Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса г.Зеленодольска, Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса г.Зеленодольска, г.Зеленодольск
Ответчик: "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района", г.Зеленодольск, МКУ "Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района"
Третье лицо: 11 ААС, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г.Зеленодольск, МУРТАЗИН О.Г., Муртазин Олег Габдулбарович