г. Воронеж |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А64-6509/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серегиной Л.А.,
судей Маховой Е.В.,
Коровушкиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рейф О.В.,
при участии:
от муниципального казенного предприятия Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское": Рябухина А.В., представителя по доверенности N 2 от 07.11.2022, диплом, паспорт гражданина РФ; Борщевой Е.Н., директора, распоряжение N31 от 16.05.2022, паспорт гражданина РФ; Медведевой М.А., представителя по доверенности N 1 от 03.11.2021;
от публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Тамбовэнерго": Ульянова А.А., представителя по доверенности N ДТБ/7 от 31.01.2023, паспорт гражданина РФ;
от публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2023 по делу N А64-6509/2022 по исковому заявлению публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210) к муниципальному казенному предприятию Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское" (ОГРН 1176820000280, ИНН 6813007540)
третье лицо: публичное акционерное общество "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" о взыскании задолженности за электрическую энергию,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к муниципальному казенному предприятию Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское" (далее - МУП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское") о взыскании задолженности за безучетное потребление электрической энергии в размере 113 518,08 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" (далее - ПАО "Россети Центр", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Центр" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2023, в связи с чем, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ПАО "Россети Центр" ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о нарушении сетевой компанией порядка проведения проверки потребителя МКП Шехманский сельсовет Петровского района Тамбовской области "Шехманское" является необоснованным.
В настоящее судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции истец не обеспечил явку своего полномочного представителя.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения истца о времени и месте судебного разбирательства, с учетом поступившего ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В настоящем судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ПАО "Россети Центр" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Явившиеся в арбитражный суд апелляционной инстанции представители МУП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское", с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение арбитражного суда области оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей ответчика и третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.01.2019 между ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и МКП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское" (потребитель) был заключен договор энергоснабжения N 68020212022739, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), и через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные ему услуги в соответствии с требованиями настоящего договора и норм действующего законодательства РФ.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2, 3.1.6 договора потребитель обязался оплачивать потребленную электрическую энергию, вести ежемесячный учет электрической энергии (мощности) и представлять данные учета гарантирующему поставщику или в сетевую организацию способом, позволяющим подтвердить факт передачи, обеспечивать сохранность, целостность и техническое обслуживание (эксплуатацию) приборов (средств измерения) коммерческого учета электрической энергии, расположенных на объектах потребителя.
Сохранность прибора учета (измерительного комплекса) определяется отсутствием следов порчи корпуса прибора или повреждения его внутреннего оборудования, а также сохранностью пломбы и знака маркировки (идентификационного номера).
В силу пункта 4.4 договора снятие показаний расчетных приборов учета осуществляется потребителем (собственником или лицом, осуществляющее эксплуатацию энергопринимающих устройств) и сетевой организацией на 00-00 часов первого дня месяца, следующего за расчетным периодом. Показания оформляются актом снятия показаний приборов учета, и представляются потребителем гарантирующему поставщику до 2 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом способом, позволяющим подтвердить факт передачи.
Точка поставки электрической энергии по договору определена как "водонапорная башня", расположена по адресу: Тамбовская область, Петровский район, с. Шехмань, ул. Советская, д. 3А, в точке учета установлен прибор учета электрической энергии ЦЭ6803В с заводским номером 0711261203000504.
10.04.2009 между ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (заказчик) и ПАО "Россети Центр" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.04.2009 N 1204/09, согласно условиям пункта 2.1 которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, с которыми исполнитель должен заключить договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
На основании пункта 3.3.1 договора от 10.04.2009 N 1204/09 исполнитель обязуется обеспечить передачу электрической энергии, принятой в свою сеть, от точек приема и до точек поставки потребителей, в интересах которых заключен указанный договор.
В соответствии с пунктом 4.5 договора от 10.04.2009 N 1204/09 на исполнителя возложена обязанность в порядке, определенном в приложении N 7 к настоящему договору, выявлять, актировать факты безучетного потребления и определять объемы безучетно потребленной потребителем заказчика электроэнергии.
При проведении контрольного снятия показаний прибора учета ЦЭ6803В с заводским N 0711261203000504 сотрудниками сетевой организации выявлен факт безучетного потребления электрической энергии, о чем составлены акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица от 23.06.2022 N68057358 и акт о неучтенном потреблении электрической энергии юридическим лицом (гражданином), использующим электрическую энергию для осуществления предпринимательской деятельности от 23.06.2022 N68005836.
Как следует из акта о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836 в точке учета "водонапорная башня" по адресу: Тамбовская область, Петровский район, с. Шехмань, ул. Советская, д. 3А, при проведении проверки правильности снятия показаний прибора учета установлено, что сорвана пломба защелка с крышки зажимов прибора учета, расположенного в границах балансовой принадлежности потребителя, что обеспечило вмешательство в его работу - нарушение порядка учета электроэнергии подпункта 2 пункта 139 ПП РФ N 442 от 04.05.2012, безучетное потребление.
Согласно справке-расчету к акту о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836 объем безучетного потребления электрической энергии за период с 10.02.2022 по 23.06.2022 составил 13 279 кВт*ч (за вычетом оплаченноых 4 409 кВт* ч).
Объем безучетного потребления принят ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" к начислению, в связи чем МКП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское" выставлен на оплату счет-фактура и направлен акт приема-передачи электроэнергии (мощности) от 30.06.2022 на сумму 113 518,08 руб.
Ссылаясь на уклонение ответчика от оплаты стоимости безучетного потребления электроэнергии, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Разрешая настоящий спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
По правилам части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Как следует из пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 140 "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании: показаний приборов учета, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета и приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), и интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности); отсутствия актуальных показаний или непригодности к расчетам приборов учета, измерительных комплексов - на основании расчетных способов, которые определяются замещающей информацией или иными расчетными способами, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3. Замещающей информацией являются показания расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - показания расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания имелись.
Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов, предназначенных для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки. Положения настоящего документа, применяемые к приборам учета, применяются к измерительным комплексам, если иное прямо не установлено настоящим документом.
Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета, измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной или нескольким точкам поставки.
Под интегральным прибором учета для целей настоящего документа понимается прибор учета, обеспечивающий учет электрической энергии суммарно по состоянию на определенный момент времени.
Согласно пункту 141 Основных положений N 442 для целей определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства используются показания приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям, предусмотренным настоящим разделом, в том числе к месту установки и классу точности, имеющих неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля, допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике на дату допуска (далее - расчетные приборы учета).
Пунктом 169 Основных положений N 442 установлено, что сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.
На основании пункта 173 Основных положений N 442 результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта в нем указывается причина такого отказа.
Сетевая организация (гарантирующий поставщик) передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, сетевой организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.
Результатом проверки прибора учета является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.
В акте проверки расчетного прибора учета должны быть указаны: дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки; лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов - при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов); соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки; характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.
При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия.
Согласно пункту 177 Основных положений N 442 по факту выявленного в ходе проверки безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Факт безучетного потребления может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
На основании пункта 178 Основных положений N 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться: данные о лице, осуществляющем безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии; данные о способе и месте осуществления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии; данные о приборах учета на момент составления акта; данные о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления электрической энергии; данные о ранее установленных контрольных пломбах и (или) знаках визуального контроля с приложением документов, подтверждающих факт их установления (при установлении факта срыва и (или) нарушения сохранности установленных контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля); объяснение лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
При этом лицо, составляющее акт о неучтенном потреблении электрической энергии, прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. Уведомление потребителя о дате и времени составления акта осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии), а в случае, когда указанным договором такой порядок не определен или договор отсутствует, - любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом. В случае составления акта на месте выявления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии в отсутствие лица, допустившего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, акт составляется с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки и (или) видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта фиксируется с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.
В силу части 1 статьи 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В соответствии с пунктом 139 Основных положений N 442 собственники приборов учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках, а также собственники (владельцы) и (или) пользователи объектов, на которых установлены такие приборы учета и (или) иное оборудование, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета и (или) иное оборудование, ограничивать к ним доступ, вмешиваться в процесс удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе препятствовать проведению проверок целостности и корректности их работы, использованию для этих целей данных, получаемых с принадлежащих им приборов учета электрической энергии.
Обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан - потребителей электрической энергии - собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан - потребителей электрической энергии - в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
В силу пункта 136 Основных положений N 442 под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с его назначением на всех стадиях его жизненного цикла со дня допуска в эксплуатацию и до выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также техническое обслуживание прибора учета и (или) иного оборудования (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Согласно пункту 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила N 6), потребитель обязан обеспечивать содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями названных Правил и других нормативно-технических документов (НТД). Установка и эксплуатация средств измерений и учета электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок и инструкций заводов-изготовителей (пункт 2.11.4 Правил N 6).
Пунктом 2.11.18 Правил N 6 энергоснабжающая организация должна пломбировать клеммники трансформаторов тока; крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам; токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты; испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки; решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока; решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики; приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.
На основании пункта 2.11.17 Правил N 6 потребитель несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям; нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электрической энергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.
Под безучетным потреблением в силу пункта 2 Основных положений N 442 понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.
Судом учтено, что действующим законодательством не предусмотрен исчерпывающий перечень действий потребителя, влекущих безучетное потребление электрической энергии. Безучетное потребление электрической энергии обуславлено совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
К первой группе относятся действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета. Совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.
Ко второй группе относятся иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета, действия потребителя, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
По факту выявленного безучетного потребления расчетный прибор учета признается вышедшим из строя.
При исследовании фактических обстоятельств дела судом установлено, что в ходе контрольного снятия показаний прибора учета ЦЭ6803В с заводским N 0711261203000504 сотрудниками сетевой организации выявлен факт безучетного потребления электрической энергии, о чем составлены акт проверки от 23.06.2022 N68057358 и акт о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N68005836.
В актах проверки от 23.06.2022 N 68057358 и о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836 указано, что акты составлены в присутствии исполняющей обязанности директора МКП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское" Борщевой Е.Н.
Представитель потребителя от подписания акта о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836 отказался, в графе пояснения потребителя относительно выявленного факта имеется пометка: "о нарушении не знали, с актом не согласны".
Акт проверки от 23.06.2022 N 68057358 подписан представителем потребителя Борщевой Е.Н.
В соответствии с актом о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836 в точке учета потребителя МКП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское" "водонапорная башня" по адресу: Тамбовская область, Петровский район, с. Шехмань, ул. Советская, д. 3А при проведении проверки правильности снятия показаний прибора учета выявлено следующее: "Сорвана пломба защелка с крышки зажимов прибора учета, расположенного в границах балансовой принадлежности потребителя, что обеспечило вмешательство в его работу - нарушение порядка учета электроэнергии п. 2 п. 139 ПП РФ N 442 от 04.05.2012 безучетное потребление".
На видеозаписи проверки зафиксировано наличие электрического удлинителя с розеткой.
Вместе с тем, в акте о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836 указанное не вменяется потребителю в качестве нарушения, в этой связи данные обстоятельства судом первой инстанции не исследовались.
Спорная пломба на крышке зажимов N 68264658 прибора учета ЦЭ6803В ранее установлена сотрудниками сетевой организации 10.02.2020, о чем представлен акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица от 10.02.2020 N 68041934.
Нарушение целостности пломб свидетельствует о возможности несанкционированного доступа к счетному механизму, что равным образом ведет к недостоверности результатов средства измерения, даже если оно с технической точки зрения полностью исправно и соответствует установленным метрологическим требованиям. Пломбы обеспечивают защиту средства измерения от несанкционированного доступа к нему и результатам его измерений, что является условием нормальной эксплуатации прибора учета и, как следствие, использования его результатов измерений при расчетах.
Нарушение (повреждение, отсутствие) пломбы на приборе учета является достаточным основанием для квалификации объема электроэнергии, полученного потребителем, допустившим такое нарушение, в качестве безучетного. Отсутствие признаков вмешательства в схему приборов и исправность самого прибора не освобождают ответчика от ответственности по обеспечению сохранности прибора учета.
По смыслу Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденного постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" любое потребление электроэнергии с нарушением установленного договором порядка учета электрической энергии, выразившимся, во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), подлежит квалификации как безучетное потребление.
При этом совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.
Между сторонами возник спор относительно нарушения сетевой организацией порядка контрольного снятия показаний прибора учета и проведения проверки прибора учета.
При рассмотрении возражений на действия сетевой организации, в части нарушения порядка контрольного снятия показаний прибора учета и проведения проверки прибора учета, выявления безучетного потребления, суд области исходил из необходимости установления обстоятельств при каких выявлен факт безучетного потребления:
- в случае проведения контрольного снятия показаний прибора учета, составления акта проверки расчетных приборов учета (с выявлением факта безучетного потребления) и (или) акта о неучтенном потреблении в присутствии потребителя (его представителя), то есть, в случае соблюдения прав потребителя участвовать в составлении акта, проверять достоверность отраженных в нем сведений, давать объяснения, делать замечания к акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов, отсутствие предварительного уведомления в соответствии с пунктами 166, 174, 178 Основных положений N 442 не может свидетельствовать о недобросовестном поведении сетевой организации.
- в случае проведения контрольного снятия показаний прибора учета, проведения проверки, составления акта проверки расчетных приборов учета (с выявлением факта безучетного потребления) и (или) составлении акта о неучтенном потреблении в отсутствие потребителя, необходимо установить факт наличия/отсутствия доказательств надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления Акта о неучтенном потреблении в соответствии с пунктом 178 Основных положений, а случае необходимости допуска к энергопринимающим устройствам - уведомления потребителя о контрольном снятии показаний прибора учета, проверке приборов учета в соответствии с пунктами 166, 174 Основных положений N 442.
Как установлено судом, контрольное снятие показаний прибора учета ЦЭ6803В с заводским номером 0711261203000504, в результате которого представители сетевой организации пришли к выводу о безучетном потреблении электрической энергии потребителем, и составление акта о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836 в отношении МКП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское" произведены с использованием средств видеозаписи.
Из представленной видеозаписи следует, что сотрудник сетевой организации ПАО "Россетти Центра" в целях проведения контрольного снятия показаний прибора учета на объекте "водонапорная башня" беспрепятственно прошел в открытые ворота огороженного объекта водоснабжения, направился к шкафу учета, внутри которого установлен прибор учета потребителя, без затруднения из связки имеющихся у него в кармане ключей подобрал подходящий и открыл шкаф учета потребителя, после чего обнаружил сорванную пломбу и совместно с другим сотрудником сетевой организации приступил к составлению акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Потребитель МУП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское"или иные лица при проведении контрольного снятия показаний, проверки прибора учета потребителя 23.06.2022, при составлении акта о неучтенном потреблении не присутствовали, что установлено на основании видеозаписи.
Акт о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836 и акт проверки от 23.06.2022 N 68057358 вручены исполняющей обязанности директора МКП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское" Борщёвой Е.Н. под роспись уже после проведения проверки.
В соответствии с договором энергоснабжения от 21.01.2019 N 68020212022739 точкой поставки электрической энергии определена "водонапорная башня", расположенная по адресу: Тамбовская область, Петровский район, с. Шехмань, ул. Советская, д. 3А.
В силу пункта 76 Приказа ФМС России от 26.09.2014 N 534 "Об утверждении типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии" водонапорные башни относятся к сооружениям водоснабжения, в связи с чем они размещаются на участке, позволяющем организацию зоны санитарной охраны, предусмотренной санитарными нормами.
В соответствии с пунктом 1.4 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10) зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (пункт 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10).
При этом в соответствии с пунктом 3.2.1.1 указанного постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 территория первого пояса ЗСО должна быть ограждена.
С учетом изложенного, точка поставки "водонапорная башня" является объектом водоснабжения и размещена в ЗСО, территория которой подлежит огораживанию.
Обстоятельства того, что "водонапорная башня" расположена не в ЗСО, материалами дела не подтверждены.
В соответствии с представленными в материалы дела сетевой организацией и ответчиком видеозаписями, территория ЗСО "водонапорной башни" имеет ограждение в виде полотна армированной колючей ленты, закрепленной на металлических опорах.
ГОСТ Р 57278-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения" относит армированную колючую ленту к защитным ограждениям.
Наличие ограждения территории точки поставки "водонапорная башня" ввиду ее особого статуса как объекта водоснабжения, предполагает предоставление потребителем допуска иным лицам на территорию ЗСО, в том числе для контрольного снятия показаний прибора учета и проведения его проверки.
Согласно пункту 166 Основных положений N 442 в случае если для проведения контрольного снятия показаний сетевой организацией (гарантирующим поставщиком - в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета) требуется допуск к энергопринимающим устройствам (объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства), в границах которых установлен расчетный прибор учета, то сетевая организация (гарантирующий поставщик) за 5 рабочих дней до планируемой даты его проведения направляет собственнику (владельцу) (лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицу, уполномоченному общим собранием собственников помещений) уведомление о необходимости обеспечения допуска, содержащее дату и время проведения контрольного снятия показаний, указанные в плане-графике проведения контрольного снятия показаний, а также информацию о последствиях недопуска.
В случае недопуска сетевой организации (гарантирующего поставщика - в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета) к приборам учета в указанные в уведомлении дату и время сетевая организация (гарантирующий поставщик) составляет акт о недопуске к приборам учета, в котором указывает дату и время, когда произошел факт недопуска, адрес энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск к которому не был обеспечен, и обоснования необходимости такого допуска. Указанный акт составляется в количестве экземпляров по числу участвующих лиц и подписывается уполномоченными представителями сетевой организации и гарантирующего поставщика (энергоснабжающей, энергосбытовой организации).
После этого сетевая организация (гарантирующий поставщик - в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета) повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) указанное уведомление. При повторном недопуске сетевой организации (гарантирующего поставщика) к проведению контрольного снятия показаний применяется порядок определения объемов потребления электрической энергии (мощности), предусмотренный пунктом 182 настоящего документа, а объем электрической энергии, поставленной в многоквартирный жилой дом, определяется в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
На основании пункта 167 Основных положений N 442 результаты контрольного снятия показаний сетевая организация (гарантирующий поставщик - в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета) оформляет актом контрольного снятия показаний, который подписывается сетевой организацией (гарантирующим поставщиком - в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета) и иными лицами, приглашенными к участию в контрольном снятии показаний в установленном настоящим разделом порядке, в случае присутствия таких лиц. При отказе потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) от подписания акта в нем указывается причина такого отказа. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, участвовавших в проведении контрольного снятия показаний.
Если для проведения контрольного снятия показаний не требуется допуск к энергопринимающим устройствам (объектам по производству электрической энергии (мощности) и такое контрольное снятие показаний проводилось в отсутствие потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), акт контрольного снятия показаний подписывается сетевой организацией (гарантирующим поставщиком - в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета) и иными лицами, приглашенными к участию в контрольном снятии показаний в установленном настоящим разделом порядке, в случае присутствия таких лиц.
В соответствии с пунктом 174 Основных положений N 442 в случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то лицо, проводящее проверку прибора учета, за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет лицу, проводящему проверку, предложение об иных дате и (или) времени, но не позднее 10 рабочих дней со дня предложенной даты, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.
В случае недопуска потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) лица, проводящего проверку прибора учета, к расчетным приборам учета в согласованные дату и время лицо, проводящее проверку, повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) уведомление с указанием даты и времени проведения проверки расчетных приборов учета, а также информацию о последствиях повторного недопуска к таким приборам учета в соответствии с пунктом 182 настоящего документа.
Таким образом, для проведения контрольного снятия показаний, для проведения проверки приборов учета в отношении энергопринимающих устройств потребителя, к которым требуется допуск, лицо, проводящее проверку прибора учета, за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения контрольного снятия показаний, проверки уведомляет потребителя о необходимости предоставления допуска.
В силу пункта 8(1) Основных положений N 442 для целей настоящего документа под уведомлением понимается вручение уведомления лицу, которому оно адресовано, или его направление такому лицу одним из следующих способов (за исключением случаев, когда для отдельных видов уведомлений прямо предусмотрены иные способы): заказное почтовое отправление, включение текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; электронная почта, направление короткого текстового сообщения (смс-сообщение) на выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи абонентский номер (далее - номер мобильного телефона), который указан в соответствующем договоре; факсимильная или другие телекоммуникационные каналы связи.
Исходя из содержания изложенных норм, арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по заблаговременному уведомлению потребителя зависит от порядка необходимости допуска к энергопринимающим устройствам.
Согласно пункту 6 Обзора Президиума Верховного Суда РФ от 22.12.2021 отсутствие уведомления не влияет на действительность актов, составленных в результате ее проведения, если работники сетевой организации были допущены к расчетному прибору представителем абонента, полномочия которого явствовали из обстановки (пункт 1 статьи 182 ГК РФ).
Таким образом, суд области обоснованно исходил из того, что истец, сетевая организация должны представить надлежащие доказательства того, что при проверке расчетного прибора учета электрической энергии присутствовал надлежащий представитель потребителя, предоставивший допуск сотрудникам сетевой организации к прибору учета, либо доказательства того, что полномочия такого представителя потребителя следовали из обстановки.
Принимая во внимание, что точка поставки "водонапорная башня" находится в огороженной ЗСО, то для допуска на ее территорию в целях контрольного снятия показаний прибора учета или проведения проверки, лицо, проводящее контрольное снятие показаний или проверку прибора учета, в силу пункта 166, пункта 174 Основных положений N 442 должно было обеспечить уведомление потребителя за 5 рабочих дней о необходимости предоставления допуска.
Материалы дела не содержат доказательств надлежащего уведомления сетевой организацией МКП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское" о дате и времени проведения контрольного снятия показаний прибора учета или проведения проверки, о предоставлении допуска к энергопринимающим устройствам.
Представитель потребителя МКП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское", который мог бы предоставить допуск сотрудникам сетевой организации к прибору учета при контрольном снятии показаний прибора учета, при проверке прибора учета отсутствовал, что подтверждается видеозаписью от 23.06.2022.
На видеозаписи сетевой организации "Ознакомление, отказ от подписи МКП Шехмань" зафиксировано, что при ознакомлении с актом о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836, актом проверки от 23.06.2022 N 68057358 представитель потребителя уточняет у сотрудников сетевой организации, на каком объекте ими выявлен факт безучетного потребления электрической энергии. Сотрудник сетевой организации сообщил, что безучетное потребление выявлено в отношении прибора учета, установленного в точке поставки "водонапорная башня". Далее представитель потребителя показывает в окно на объект и интересуется в отношении этой ли "водонапорной башни", сотрудник сетевой организации дает утвердительный ответ.
Из содержания представленной видеозаписи и пояснений сторон судом установлено, что точка поставки "водонапорная башня" расположена в непосредственной близости от места нахождения потребителя (напротив здания МКП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское").
В рассматриваемом случае, истцом или сетевой организацией не представлено доказательств в обоснование наличия каких-либо препятствий по уведомлению потребителя о контрольном снятии показаний прибора учета, проверке в целях предоставления допуска на территорию точки поставки и о составлении акта о неучтенном потреблении.Также материалы дела не содержат доказательств наличия обстоятельств, препятствующих приглашению представителя потребителя для участия в контрольном снятии показаний прибора учета, проверке, составлении акта о неучтенном потреблении непосредственно 23.06.2022, при том, что установлено приближенное расстояние от точки поставки до места осуществления деятельности потребителем.
Как справедливо отмечено судом, то обстоятельство, что в момент приезда для контрольного снятия показаний прибора учета ворота территории "водонапорной башни" не были закрыты на замок, не предполагает того, что сотрудники сетевой организации без предоставления допуска потребителем и без участия такого потребителя имели право осуществить самовольный проход на огороженную территорию ЗСО объекта водоснабжения.
В силу пункта 75 раздела II "Территория поселений и населенных пунктов" постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Во исполнение указанной нормы для целей пожаротушения на территории ЗСО спорной точки поставки "водонапорная башня" установлен источник наружного противопожарного водоснабжения - пожарный гидрант, что подтверждается фотографиями ответчика.
Учитывая, что летом устанавливается пожароопасный период, на территории "водонапорной башни" предоставлены условия для забора воды в случае необходимости подключения оборудования для тушения пожара, в связи с чем ворота территории спорной точки поставки являлись открытыми для проезда пожарной спецтехники.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом, в такой ситуации допуск в иных целях, в том числе для контрольного снятия показаний прибора учета, на территорию "водонапорной башни" может быть осуществлен после предварительного уведомления, чего сетевой организаций не сделано.
Доказательства того, что потребитель отказал в допуске сотрудникам сетевой организации для проведения контрольного снятия показаний прибора учета или проверки, отказался присутствовать при проведении проверки и составления акта о неучтенном потреблении в материалы дела не представлены (статья 9 и 65 АПК РФ).
В таком случае, вывод суда первой инстанции о том, что проведение проверочного мероприятия в нарушение установленных законодательством правил об обязательном извещении потребителя о необходимости обеспечения допуска является актом недобросовестного поведения и ставит под сомнение результаты проверки в целом, является правомерным.
При таких обстоятельствах, суд области правильно исходил из того, что в нарушение пунктов 166 и 174 Основных положений N 442 ответчик не был уведомлен надлежащим образом о предстоящем контрольном снятии показаний, проверке прибора учета, к которому требовался допуск представителей сетевой организации и при этом доказательств присутствия представителя потребителя, который мог бы предоставить допуск сотрудникам сетевой организации к прибору учета не представлено.
Кроме того, как верно отмечено арбитражным судом области, условиями договора энергоснабжения N 68020212022739 от 21.01.2019 также предусмотрено безусловное право потребителя присутствовать при снятии показаний прибора учета, и проведении любых проверочных мероприятий в отношении принадлежащего ему прибора учета (пункт 3.1.27, пункт 4.4 договора).
В рассматриваемом случае, соблюдение данных прав потребителя не было обеспечено ПАО "Россети Центр" 23.06.2022.
Также, как установлено судом, в отсутствие уведомления потребителя и возможности выражения им воли на допуск сотрудников сетевой организации на огороженную территорию объекта водоснабжения, 23.06.2022 сотрудники сетевой организации ПАО "Россети Центр" осуществили самовольное вскрытие замка шкафа учета, где был установлен прибор учета собственным ключом. Указанные действия произведены также в отсутствие представителя потребителя или незаинтересованных лиц, что прямо следует из видеозаписи.
Представитель МКП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское" пояснил, что ключ от запертого шкафа учета в точке поставки "Водонапорная башня" не передавался сетевой компании потребителем.
Согласно пояснениям представителя сетевой организации ПАО "Россети Центр" у проверяющего сотрудника был собственный типовой ключ от шкафа учета, который подходил для открытия шкафа учета потребителя.
Судом области отмечено, что шкаф учета, расположенный на огороженной территории ЗСО, является собственностью потребителя МКП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское" и его самовольное вскрытие в отсутствие представителя потребителя или незаинтересованных лиц, в отсутствие надлежащего уведомления потребителя о допуске, в отсутствие доказательств отказа потребителя в допуске, является существенным нарушением его прав.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 178 Основных положений N 442 акт о неучтенном потреблении может быть составлен в отсутствие потребителя, но при наличии доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта.
В акте о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836 сотрудниками сетевой организации указано, что данный акт составлен в присутствии представителя потребителя исполняющей обязанности директора МКП Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское" Борщевой Е.Н.
Однако из представленных в материалы дела видеозаписей следует, что акт о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836 составлен в отсутствии потребителя, акт о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836, акт проверки от 23.06.2022 N 68057358 вручены Борщевой Е.Н. после проверки и их составления для ознакомления под роспись на ее рабочем месте.
Доказательства уведомления потребителя о дате и времени составления акта в нарушение пункта 178 Основных положений N 442 не представлены.
Судом первой инстанции установлено, что сотрудники сетевой организации 23.06.2022 прибыли на территорию точки поставки в целях контрольного снятия показаний прибора учета, в процессе которого было выявлено безучетное потребление электрической энергии и составлен акт о неучтенном потреблении.
При этом ведение видеозаписи при контрольном снятии показаний прибора учета пунктами 166, 167 Основных положений N 442 не предусмотрено.
В материалы дела не представлено доказательств того, что ранее при контрольном снятии показаний прибора учета в спорной точке поставки сотрудниками сетевой организации или гарантирующим поставщиком когда-либо велась видеозапись.
Моментом начала видеозаписи является, как сотрудник сетевой организации входит в открытые ворота и сразу направляется к шкафу учета, далее без замешательства открывает его своим ключом.
При этом снятие показаний прибора учета в точке поставки "водонапорная башня" по адресу: Петровский район, с. Шехмань, ул. Советская, д. 3А, ранее осуществлял сотрудник сетевой организации Лаптев А.В., что следует из его свидетельских показаний.
Кроме того, Лаптев А.В. сообщил, что при снятии показаний нарушений в работе системы учета не наблюдал, но указанное, в его полномочия не входит, а также пояснил, что территория водонапорной башни огорожена, имеется калитка и ворота, которые запираются.
Исходя из совокупности действий сотрудников сетевой организации ПАО "Россетти Центр", учитывая самостоятельный подбор ими ключа к шкафу учета потребителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проверяющие могли воспользоваться этим ключом до проведения проверки и начала видеозаписи, в связи с чем проверяющие перед началом видеофиксации уже обладали информацией о наличии сорванной пломбы, проведя фактический осмотр прибора учета ранее без съемки.
Принимая во внимание, что потребитель не был уведомлен о предстоящем проведении контрольного снятия показаний прибора учета, проверке, необходимости обеспечения допуска к энергопринимающим устройствам, находящимся в огороженной ЗСО, учитывая, что акт о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836, акт проверки от 23.06.2022 N 68057358 составлены фактически в одностороннем порядке без уведомления потребителя о его составлении, в отсутствие представителя потребителя или незаинтересованных лиц, путем самовольного открытия запертого шкафа учета, принадлежащего потребителю, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания акта о неучтенном потреблении от 23.06.2022 N 68005836, акта проверки от 23.06.2022 N 68057358 надлежащими доказательствами безучетного потребления электрической энергии.
Контрольное снятие показаний, проверка прибора учета проведены сетевой организацией без уведомления потребителя, без получения у него допуска к энергопринимающим устройствам, в отсутствие представителя потребителя и незаинтересованных лиц, акт о безучетном потреблении также составлен в отсутствие представителя потребителя и без уведомления о составлении такого акта, возможность у ответчика дать объяснения и возражения относительно достоверности сведений, внесенных в акт отсутствовала, что свидетельствует о нарушении, установленных пунктами 166, 174, 178 Основных положений N 442 порядка контрольного снятия показаний прибора учета, проведения проверки прибора учета и составления акта о неучтенном потреблении.
На основании изложенного, с учетом правового положения истца и третьего лица, являющихся профессиональными участниками рынка электрической энергии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности факта безучетного потребления электрической энергии.
При этом, как правомерно отмечено судом, действия сетевой организации при проведении 23.06.2022 контрольного снятия показаний прибора учета, проверки прибора учета, составления акта о неучтенном потреблении не соответствуют Основным положениям N 442 и приводят к ущемлению интересов потребителя, свидетельствуют о злоупотреблении ПАО "Россети Центр" доминирующим положением на рынке энергетики.
Таким образом, суд области обоснованно исходил из того, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности в материалах проверки должны трактоваться в пользу потребителя. Риск наступления негативных последствий, связанных с допущенными сетевой организацией нарушениями при проверке системы учета потребителя и составлении акта о неучтенном потреблении электроэнергии, должна нести сама сетевая организация.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что основания для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности отсутствуют является законным и обоснованным.
Судебная коллегия учитывает, что доказательства по делу судом первой инстанции оценены правильно, нарушений статей 67, 68, 71 АПК РФ не допущено. Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется. Новых доказательств по делу, которые не были бы предметом рассмотрения арбитражного суда области, не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а сводятся лишь к несогласию с обжалуемым судебным актом.
Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2023 не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2023 по делу N А64-6509/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Серегина |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-6509/2022
Истец: ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" "
Ответчик: Муниципальное казенное предприятие Шехманского сельсовета Петровского района Тамбовской области "Шехманское"
Третье лицо: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр " - "Тамбовэнерго", 19 Арбитражный апелляционный суд